Текстильная фреска

Nov 04, 2011 18:39


Выставка батика «Текстильная фреска. Традиции и современность» проходит со 2 по 20 ноября 2011 года в галерее «Беляево» (Москва, Профсоюзная, 100).
Знакомство с выставкой у меня началось с сюрприза. Им стала афиша, висящая у входа:



Те, у кого есть моя книга «Батик. Горячий. Холодный. Узелковый» уже поняли, в чем дело. На афише дан фрагмент индонезийского батика, опубликованного в книге. Оказалось, что его «нашли» в интернете и мучительно увеличивали до размеров плаката… (Такой типичный нынче круговорот информации в обществе).
Идея сделать выставку масштабных росписей тканей (от 2 метров) и её осуществление принадлежит классику российского батика - Ирине Вадимовне Трофимовой. Для неё батик всегда был искусством монументальным. Напомнить об этой ипостаси батика (например, о древних алтарных завесах), и призвана необычная выставка художников из разных российских городов.
Трофимова И. (Москва).  Драгоценные камни. Горячий батик. 265х100 см. 2011


А. Косяк и И. Трофимова


Косяк А. Поэт. (Москва). Горячий батик. 220х130 см. 2010


Сколько терпения, времени и хитроумности порой требуется художнику, чтобы осуществить задуманное! Каждая серьезная работа на выставке - это поиски своего приема  в традиционных рамках горячего или холодного способа росписи. Яркий авторский почерк и создает главное чудо искусства.

Платов И. (Москва). Рыбное место. Фрагмент. Натуральный шелк, сетка. Холодный батик. 107х220 см. 2011


Чагорова Т. (Пенза). Песнь о хлебе. Центральная часть триптиха. Горячий батик. 200х110 см.


Лупанова Н. (Екатеринбург). Карнавал в Венеции.  Горячий батик. 2010


Гамаюнова О. (Москва). Легенда. Фрагмент. Холодный батик. 200х100 см. 2010


Харченко И. (Сергиев Посад). Горячий батик


Казимирова И. (Иваново). Водопад. Фрагмент. Горячий батик. 210х110 см. 2011


Грекова В. (Екатеринбург). Из серии «Портреты». Фрагмент. Хлопок. Холодный батик. 200х160 см. 2011


Грекова В. (Екатеринбург). Урал Индустриальный. Фрагмент. Шелк, холодный батик. 200х450 см. 2011


Дементьева Я. (Екатеринбург). Аргентинское танго. 200х80 см. 2010


Граве Е. (Москва). Другая весна. 210х130 см. 2010


Милосердова А. (Москва). Равноденствие. Фрагмент. Холодный батик. 230х140 см. 2011


Единственное исключение - небольшие батики, но зато серия: 
Милосердова А. (Москва). Стихии или Год солнечной активности. Три части из серии. 2007


Выставку сопровождает показ видео-роликов (на английском языке), посвященных созданию традиционного и современного батика.

Материалы, посвященные классическому горячему батику, занимают скромное, но почетное место в витринах. Это батики середины прошлого века из Индии, Цейлона и др.
Сюжетный батик из Индии


Техника резервирования воском, парафином, смолой или другими подобными веществами была известна во многих странах, начиная еще с Шумера. А вопреки распространенному мнению, что родина батика - Индонезия, он появился здесь под влиянием индийских традиций.


Классический инструмент для горячего батика - чантинг. Работу им смотрите в блоге здесь.


Европейское изобретение - батик-штифт 1 пол. ХХ в., опутанный проводами для подогрева воска.


Выставка показывает - батику подвластно всё. Любые темы и масштабы: широкоформатный, высокоформатный, и даже многосерийный, преодолевающий таким образом изначальную ограниченность ширины ткани.
Он может быть монументальным и украшать «будуар», превращаться в театральные занавесы и скатерти-салфетки, традиционную национальную одежду и европейские юбки-блузки. У нёго лишь одно уязвимое место - беззащитность перед временем. Успешно преодолевают эту проблему только музеи. Пора создавать и в России Музей Батика! Или Текстиля в целом…

P. S. Для тех, кто впервые оказался в блоге: материалы по индонезийскому и российскому батику смотрите по тегу «батик».

батик, выставки

Previous post Next post
Up