Этот пост подготовлен для участия в хешмобе "уголкиРоссии" по теме #брендыРоссии. Oн занял первoе местo в кoнкурсе.
Начала вести блог я в ЖЖ в 2013 году, и в это же время мы с некоторыми членами семьи стали писать статьи о Крыме, где поселились в 2014 году.
Тогда еще проекта "
Живое наследие": Национальная карта локальных культурных брендов России не существовало. Удивительно, но большинство тем сейчас соответствуют брендам этого проекта.
Мы писали очерки: об известных личностях, деятельность которых связана с Крымом, о природных уникальных местах, об архитектурных сооружениях, о городах и поселках, о виноделии, о гастрономии полуострова. За прошедшее время материалы эти не потеряли ценность и актуальность, а некоторые - были написаны совсем недавно.
Этот пост - своеобразный список -дайджест таких вышедших ранее материалов блога, который я решила подготовить в связи проведением хешмоба "бренды России" в ЖЖ в октябре 2021 г. Материалов в блоге этого содержания гораздо больше, но здесь в подборке представлены только 8.
Каждое название поста содержит ссылку на весь пост в блоге.
1.
Художник Айвазовский - биография и картины, посвященные Крыму Пост по теме: бренд - " Художник И. К. Айвазовский".
А. В. Тыранов Портрет И. К. Айвазовского. 1841 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва
В 2016 году в Третьяковской галерее в Москве проходила выставка картин, посвященная 200-летию со дня рождения художника Ивана Константиновича Айвазовского. На выставке были представлены картины из разных музеев, разных стран, частных коллекций, более 200 экспонатов.
Свой подбор картин художника я сделала по тому принципу, что все картины посвящены исключительно Крыму и его морским пейзажам (это так или иначе указано в названии картины), эти картины находятся теперь тоже на территории разных государств и в музеях разных стран.
Художник писал также картины на другие темы в своих поездках: по странам Средиземноморья, в Америку (у него есть интересные картины водопадов этого континента), Египта и реки Нил, Северного Ледовитого океана, морских видов Петербурга и Балтики, русского Поволжья, Украинских степей и быта украинских крестьян, морских сражений России, на Библейские темы, на темы истории армянского народа, есть у него даже пейзажи Москвы - но это темы других будущих постов.
...
Я давно полюбила картины художника, первые впечатления от его творчества связаны с посещением музея в Феодосии, куда мы с родителями ходили, находясь на отдыхе, когда мне было пять лет. И вот, наконец, настал достойный повод, выпустить пост на эту тему. С тех пор я всегда, когда мне встречались, покупала альбомы с репродукциями его картин. К сожалению, альбомы советского времени не обладали тем качеством печати, когда можно снять ксерокопию с репродукции и разместить в ЖЖ.
Прежде обратимся к истории.
В XVIII веке на юге Польши сложилась крупнейшая в Европе армянская колония, армяне бежали сюда в свое время из Трапезунтской империи. Среди них были и предки художника, здесь же нашли пристанище также многие армянские семьи из Крыма.
Это были армяне, которые покинули свои дома в 1475 году, когда турки захватили Феодосию, которая тогда называлась Кафой. Тогда генуэзцы, которые правили Кафой в те времена, сдали город туркам. Турки начали истребление армян, отказывавшихся принять ислам.
Тогда, в XIV-XV веке, Феодосия была крупным центром армянской культуры, здесь действовало 27 армянских церквей и известный монастырь Святого Креста, основанный в 1358 году, развивались традиции национального армянского зодчества, рукописного искусства, крымской школы миниатюры. Многонациональная Феодосия была второй родиной для многих армян, эти места в генуэзских источниках, сохранившихся в архивах Италии, зовутся "приморской Арменией".
После присоединения Крыма к России в конце XVIII века родственники художника переселились из Европы в Феодосию.
Судьба, казалось, не сулила будущему живописцу великого будущего. Он родился 17 июля 1817 года в семье разорившегося купца, который ко времени рождения третьего сына, Ивана, работал старостой феодосийского рынка. Древний город, основанный в VI веке греками на черноморском побережье, к тому времени превратился в заштатный провинциальный городишко.
Семья Айвазовских жила в небольшом одноэтажном домике с белеными стенами, поглощенный заботами о добывании "хлеба насущного", отец семейства мало занимался воспитанием детей, однако был человеком образованным, знал несколько языков, много читал, и это, несомненно, отложило отпечаток на нравственную атмосферу семьи....
____________________
2.
Разведение роз, садов и виноградников в Крыму - инициатива императорской семьи, Массандровский дворец Пост по теме: бренд - "Массандровский дворец", а также бренд - " Город Ялта".
…
Благодаря визитам императорской семьи в Ливадию соседняя Ялта стала превращаться в настоящий европейский курорт. В 1882 году в Ялте появился собственный Городской сад, разбиты роскошные цветники близ гостиниц "Эдинбургская", "Россия", "Франция", "Центральная". На Набережной появились магнолии, каменные дубы, каштаны, тополя, платаны.
В Ялте было учреждено "Общество содействия благоустройству курорта Ялты", которое два раза в месяц собиралось на свои заседания, где обсуждались вопросы озеленения, устройства водопровода, терренкуров, освещения улиц и оснащение ботаническими табличками под растениями в общественных парках, организации лодочных и конных прогулок. В 1899 году общество даже предлагало городскому управлению устройство мусоросжигательных печей вместо практикуемого выбрасывания мусора в море, но санитарная комиссия отклонила это предложение.
Тем не менее, весьма показателен такой случай, цитата из местной газеты:
"Вчера утром Магарачский рассыльный Яков Вороной был арестован городовым на бульваре недалеко от здания Присутственных мест за то, что он выбросил в море пучок соломы из пустого мешка, в котором он принес в Ялту несколько бутылок вина, заказанных покупателем в Магарачском подвале. Под арестом Якова Вороного продержали до 1 часу дня, после чего отпустили, объявив, что с него будет взыскано 10 рублей штрафу".
На Всероссийской гигиенической выставке в Санкт-Петербурге в 1893 году Ялта за санитарное состояние, благоустройство и организацию курортного дела была награждена малой золотой медалью…
Теперь расскажем о дворце и парке в Массандре.
В 1889 году Удельное ведомство приобрело для Александра III у наследников князя С. М. Воронцова еще два крымских имения - Массандру и Ай-Даниль. Массандра и прежде была любима практически всеми русскими монархами. Императрица Мария Федоровна привозила сюда детей, подолгу гуляя среди скал и виноградников. Сам Александр III, бывая в Крыму, нередко наведывался в Массандру, которую любил за чистый воздух и горные просторы этих мест.
Мария Федоровна в своих письмах из Крыма нередко писала о прогулках в Массандровских гротах с сыном Георгием, который был болен туберкулезом. Теперь бывшее владение Воронцовых прибавилось к другим резиденциям императорской семьи в Крыму - к Ливадии и Ореанде. Массандра славилась роскошным Нижним парком, Ай-Даниль - прекрасными виноградниками...
___________________
3.
Страницы истории Крыма, ч. 1, вхождение Крыма в Россию, эпоха князя Г. А. Потемкина и императрицы Екатерины II Пост по теме: бренд - "Императрица Екатерина II", а также бренд - "Князь Г. А. Потемкин".
В 2012 году я провела два месяца в Крыму, в санатории "Партенит", который находится в одноименном поселке Южного Берега Крыма (ЮБК), с конца апреля до конца июня месяца. Этот санаторий я выбрала потому, что он обладает современным медицинским оборудованием (пригодным для реабилитации после травм), высококвалифицированными врачами, а расположен он в абсолютно уникальном месте, прямо у подножия Медведь-горы (Аю-Даг), а также выбор этого места произошел благодаря родному русскоязычному окружению.
В то время я проходила восстановление после автомобильной аварии.
…
Все свободное от лечения время я тратила на экскурсии в различные исторические места Крыма, изучала флору и фауну, покупала книги по этим тематикам (большая часть этих книг вряд ли будет переиздаваться, так как они выходили во времена правления Украины, историю часто переписывают, придавая ее событиям другие оттенки и звучание), которые мне казались познавательными.
Это было очень интересно и захватывающе, я узнала очень много нового и полюбила этот край. В этот период много времени я потратила на изучение истории Крыма.
….
Столкновение России с Крымским ханством к концу XVII века было неизбежным, более того - давно уже назревшим. И, пожалуй, слишком просто было бы свести его только к вопросу борьбы за выход России к Черному морю.
Это столкновение было чем-то большим; конфликтом двух разных цивилизационных миров - полукочевого степного и оседлого земледельческого, конфликтом, разворачивавшимся с незапамятных времен. Правых и виноватых в нем искать бессмысленно.
Русский крестьянин искренне не понимал, чем он мешает степняку-кочевнику, вспахивая небольшой клочок не занятой никем земли; крымский же и ногайский татарин (иногда терявший при этом часть используемой лишь на короткое время территории кочевий) считал своим неотъемлемым правом забирать в рабство и торговать этими крестьянами и членами их семей. В течение четырех веков жители Великой России платили за опасное соседство со степью дань сотнями тысяч близких, проданных на рынках Азова и Стамбула, и никогда не забывали об этом. Этот "цивилизационный разлом" требовал своего разрешения...
___________________
4.
Крымское и французское шампанское, его история Пост по теме: бренд - "Виноделие Крыма".
Давно мечталось написать обстоятельный пост о шампанском, о его производстве и истории, о французском, о крымском. Уже и побывала на заводе шампанских вин в Новом свете на экскурсии, прочитала много печатных материалов, но не хватало живого разговора с профессионалами в этой области для лучшего понимания всех процессов производства. Наконец, такой случай предоставился. Когда была на винном фестивале в Коктебеле "In vino veritas" в конце июля месяца этого года
и делала репортаж, познакомилась с энтузиастами и серьезными специалистами в вопросах производства шампанского - семьей Волошиных.
Они производят шампанское пока в небольших объемах, но на сегодняшний день оно считается одним из лучших видов шампанского в Крыму. Я, преодолев стеснение, напросилась к ним в гости, чтобы посмотреть воочию, как происходит процесс производства, и в один из воскресных теплых солнечных дней сентября мы отправились к Волошиным в Коктебель.
Рассказывал нам о производстве вина идейный вдохновитель и создатель этого шампанского, винодел уже не в первом поколении (создавал он шампанское вместе с сыном), Игорь Анатольевич Волошин.
Но, прежде чем услышать его рассказ, обратимся к истории создания шампанского и технологии его производства.
В чем суть производства шампанского?
Начнем с того, что шампанское - это вино игристое. Это означает, что в отличие от так называемых “тихих” вин это вино содержит углекислый газ, "пузырьки", который вырабатывается в результате вторичного брожения непосредственно в бутылке.
Если описать технологию приготовления шампанского очень кратко, то она выглядит следующим образом.
Первоначальное брожение начинается так же, как и у любого другого вина - в бочках или резервуарах из нержавеющей стали, где природный сахар винограда превращается в алкоголь в результате реакции спиртового брожения, при этом углекислый газ, который вырабатывается в процессе реакции, испаряется. Таким образом получают "базовое вино".
Затем производится купажирование (смешивание различных сортов вина) с использованием вина из различных виноградников и разных лет (это не относится к производству отдельных видов шампанского, специально изготавливаемых из винограда одного года).
Смешанное вино разливается в бутылки, туда же добавляется смесь из того же купажа с дрожжами и небольшим количеством сахара. Далее бутылки в горизонтальном положении помещаются в винный погреб для вторичного брожения. В этот период углекислый газ остается в бутылке, растворяясь в вине. Такая смесь сахара, дрожжей и неигристого вина называется по-французски "liqueur de tirage" ("тиражный ликёр" - в отечественной терминологии).
После выдержки (минимальный срок выдержки на осадке - 12 месяцев), бутылки с вином подвергаются процессу "ремюажа" (фр. remuage), в ходе которого их ежедневно поворачивают на небольшой угол и постепенно они переводятся в положение "горлышком вниз", чтобы осадок собрался у горлышка и его можно было бы убрать. Процесс удаления осадка называется "дегоржирование" (фр. dégorgement) и в недавнем прошлом это была требующая большого опыта ручная работа по извлечению пробки и удалению осадка без потери существенного объёма вина. Одновременно осуществляется "дозаж" (добавляется некоторое количество раствора сахара в вине, называемого "экспедиционным ликёром"). Затем бутылка вновь закупоривается и выдерживается незначительное время, около 2 недель.
Процесс ремюажа или сведение осадка на пробку в пюпитрах:
История создания шампанского
Легенда гласит, что 4 августа 1693 года монах бенедиктинского монастыря Оливье Дом Пьер Периньон продемонстрировал настоятелю монастыря свое творение: белое вино с тонким ароматом, пропитанное мельчайшими, щекочущими нёбо пузырьками газа.
О существовании шипучего вина Дом Периньон узнал еще в юности. Этот напиток делали братья аббатства Сент-Илер. Рецепт они не скрывали - надо было просто смешать молодое белое вино с сахаром, закупорить его в бутылки и оставить бродить на зиму. Процесс был совершенно неуправляемым: половина бутылок попросту взрывалась, в других вино оказывалось невыносимо кислым с заметным дрожжевым привкусом, но в тех немногих бутылках, где брожение проходило нормально, содержался поистине божественный напиток....
_____________________
5.
Карадаг - горный заповедник в Крыму Пост по теме: бренд - "Природный заповедник Карадаг".
Я не могу не рассказать об этом замечательном месте. Много раз читала и слышала, что по красоте ему нет равных. Но найти время, попутчика и добраться туда пока никак не получалось. Этим летом, во время отдыха в Крыму, мы с мужем решили оставить нашего двухлетнего сынишку с бабушкой на один день и посвятить этот день полностью Карадагу.
В этот момент мы жили в поселке эллингов в Орджоникидзе, добрались оттуда до входа на биостанцию Карадага за полчаса на такси, выехав в 7 часов утра.
Вообще же добраться до Карадагского природного заповедника можно так: морские экскурсии отправляются от Феодосии, Коктебеля, Нового Света. Пешие экскурсии начинаются на биологической станции заповедника в поселке Курортное, до поселка ходят рейсовые автобусы из Феодосии и Судака.
Красивые художественные панорамные виды Карадага с восточной стороны, со стороны Феодосии:
Вход в заповедник находится в поселке Курортное. Это маленький поселочек на самом берегу моря с уютными пляжами. В день в заповедник выходит по 2 экскурсионные группы, в 8. 00 утра и в 15. 00 дня. Дело было в середине августа, поэтому мы решили идти в первой половине дня, чтобы часть пути пройти по утренней прохладе.
Когда мы связались с туроператором Карадага по телефону, нас предупредили, что на экскурсию допускаются только туристы в спортивной обуви, головных уборах, необходимо иметь с собой запас воды, экскурсия пешая и содержит много горных спусков и подъемов, поэтому маленьким детям, людям с проблемами опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и большим лишним весом она не рекомендуется. Стоимость взрослого билета в 2015 году была 300 руб.
Сейчас посещение заповедника самостоятельно запрещено, находится там можно только с экскурсией и двигаться можно только по специальным тропам.
История заповедника и его особенности
Карадаг - географическое название красивейшего уникального уголка юго-восточного Крыма и всего Причерноморья.
Название Карадаг с крмыско-татарского и турецкого языков переводится как "Черная гора".
"Чёрная гора" издавна получила своё название. Вероятно из-за контраста с соседними хребтами и холмами пепельно-серого и светлого известнякового окраса, а возможно потому, что в летнюю пору горный массив не имеет снегового покрова, максимальная высота гор - 577 м над уровнем моря.
Карадагская горная группа, расположившаяся на скалистом выступе береговой линии, прямо между устьем Коктебельской и Отузской равнины, восхищает своей масштабностью и величественностью...
_______________
6. Крымские янтыки и чебуреки с мясной и сырной начинкой Пост по теме: бренд - "Крымские чебуреки и янтыки".
Все те, кто бывал в Крыму, наверняка, слышали о янтыках - возможно, их даже и пробовали. Хотя большую известность имеют родственные им крымские чебуреки.
"Янтык" в переводе с крымско-татарского означает "склон, пологий склон, бок" от йа:нтык - "склон, бок, сторона".
Янтыки лежат на тарелке для плова:
Вместе с этим янтыки и чебуреки - национальное крымско-татарское блюдо (некоторые исследователи считают, что его истоки - в Караимской кухне, караимы - более древняя народность Крыма), пирожок с начинкой полукруглой формы (да, действительно он немного напоминает по форме низкий холмик).
Янтык очень похож на чебурек, но в отличие от него, жарится не в толстом слое масла (в казане или сковороде), а на сухой сковороде. Получается более "здоровая" альтернатива чебуреку. Ведь при жарке без масла почти не образуется канцерогенов.
Начинка у янтыка может быть любая: мясная, овощная, сырная. Самые известные янтыки, конечно же, - с начинкой из баранины (можно использовать также говядину, но не птицу и не свинину).
Татарские хозяйки готовить янтыки умеют, без исключения, абсолютно все: это блюдо традиционно подают гостям. Причем, считается невежливым спрашивать у гостя заранее, сколько янтыков он хотел бы съесть; янтыки жарятся по мере съедания, сразу же подаются на стол.
В свою очередь считается со стороны гостя невежливым съесть мало янтыков (есть положено "до третьей отрыжки", простите, но из песни слов не выкинешь).
Вот что об этом рассказывают знатоки обычаев:
"Гостям неприлично благодарить хозяев - в том смысле, что нельзя говорить "хватит, я уже наелся" . Можно говорить только нечто вроде: "как вкусно, как чудесно" или задавать вопросы о рецепте приготовления и о секретах готовки. Без того, чтобы все за столом не услышали, что гость три раза произвел отрыжку, считается крайне неприличным прекращать готовить очередную порцию.”
Также стоит сказать о том, что ещё во времена существования (15-18 века) oсобое внимание уделялось этикету принятия пищи: отношение к ней никогда не было чисто как объекту насыщения, к еде относились очень уважительно. Запрещалось бросать еду на землю, отзываться пренебрежительно о ней.
Всякая пища, даже самый крошечный ее кусочек, рассматривалась как Божья благодать. Считалось бестактным отказываться от угощения, следовало с благодарностью принять его, съесть хотя бы малую часть, иначе отказ могли счесть как неуважение к хозяевам. Также хозяевам было немыслимо и позорно не подать угощения гостям....
___________
7.
"In vino veritas" - винный фестиваль в Коктебеле Пост по теме: бренд - "Виноделие Крыма", а также бренд "Поселок Коктебель".
Крым, лето. Чем еще заняться, кроме посещения пляжа и осмотра достопримечательностей? Очень радует, что в последнее время стали появляться мероприятия фестивального формата, которые, безусловно, заслуживают внимания. К примеру, фестиваль вина "In vino veritas", который в этом году 20-21 июля прошел в Коктебеле, а всего таких фестиваля проходило уже три.
Конечно, масштаб не такой, какими бывают огромные столичные гастрофестивали, но содержание с лихвой, поверьте, компенсирует камерность мероприятия.
О существовании фестиваля мне рассказали крымские старожилы, мои друзья, и посоветовали туда съездить, тем более, что дорога в Коктебель из Судака, где мы живем, не занимает много времени - это очень живописная трасса, всего 35 мин. - и мы уже были на месте.
Организуют этот фестиваль абсолютные энтузиасты, влюбленные в виноделие, никакой материальной прибыли конкретно от мероприятия никто из них не получает - это просветительское мероприятие, направленное на то, чтобы рассказать жителям и гостям Крыма о том, какие вина сейчас производятся на юге России. Каждый из участников делает свой вклад: производители предоставляют вино для дегустаций, владелец местного аквапарка - площадку и т. д.
Стоимость входа на территорию фестиваля была - 300 руб. За эту сумму вы получали неограниченное количество дегустаций вин всех представленных на фестивале производителей. Кроме этого - возможность поучаствовать в мастер-классах с профессиональными сомелье (они объясняли, в чем заключается суть процесса дегустации, рассказывали о самых популярных и распространенных сортах вина); барменами (обучали азам приготовления алкогольных коктейлей), даже можно было поучаствовать в кулинарных мастер-классах.
Я попала на мастер-класс по приготовлению маринованных в восточном стиле куриных крылышек. Кстати, рассказ шеф-повара об особенностях 5-ти самых распространенных восточных соусов был очень профессиональным и интересным, познавательным даже для меня, кулинарного блогера. Конечно же, сомелье поможет подобрать к приготовленному блюду идеальное вино. Например, крылышки предполагалось подавать с розе производителя "Солнечная долина".
Логичным завершением мероприятия был рок-концерт и дискотека: самые веселые гости были готовы танцевать под хиты русского рока до самой темноты...
Но вернемся к нашему главному герою - вину. Чем же уникален состав участников фестиваля, а именно винных производителей? Кроме крупных и всем, скорее всего, известных винзаводов российского юга, "Массандра", "Фанагория", "Абрау-Дюрсо", "Солнечная долина", в фестивале прининяли участие так называемые "гаражисты"...
______________________
8.
Евпатория: караимские кенасы, посещение кафе "Караман" Пост по теме: бренд - "Евпатория, старый город".
Помимо того, что Евпатория это один из древнейших городов страны, всероссийская здравница, детский курорт и родина самых вкусных в мире чебуреков, в ней также располагается духовный центр караимов - малочисленного коренного народа Крыма. Храмовый комплекс, который называется в народе караимскими кенасами, занимает 0.25 га в районе Старого города. Там находятся два храма, кафе, где готовят блюда национальной караимской кухни, религиозная школа и библиотека - материальные свидетельства того, что есть такой самобытный народ назвающийся караимами.
Главный вход на территорию кенас:
К сожалению, процесс уже не обратить вспять и тенденции таковы, что в XXI веке этот народ неизбежно перестанет существовать. Когда-то караимов было 14 000 человек. Сейчас их всего 2000. В Крыму - 545, а в Евпатории - всего 135. При этом смешанные браки сделали своё дело - караимы уже почти полностью растворились среди представителей других населяющих Крым народов. Мало кто знает родной язык, соблюдает древние обычаи и традиции. Молодёжь окончательно оторвалась от своих корней.
Но, вот есть такой религиозный центр, как кенасы. Там проводятся богослужения, национальные праздники. Видимо, все эти здания рано или поздно станут музеем под открытым небом. Но сейчас караимская жизнь там ещё теплится. Можно прийти на экскурсию, прикоснуться к древней истории экзотического народа. Наверное, можно и на богослужение попасть. Кафе работает каждый день. Оно закрывается только в дни религиозных праздников...