Даррия Рамазан. Начало здесь:
Здесь Припуск (поселение чужих людей на свою землю)
По мнению башкирских ученых эта практика, во-первых, существует издавна, во-вторых, присуща лишь Западному Башкортостану (? -И.Г.). Припуск осуществлялся двумя способами: 1) устное соглашение, 2) письменное соглашение. Устное соглашение существовало с очень отдаленных времен. Вначале это было основным видом соглашения. В документах, относящихся к XVII веку, говорится, что крестьяне в своем большинстве утверждают: «Мы живем здесь исстари, когда мы поселялись, не надо было подавать никаких бумаг». Как было сказано выше, увеличение числа переселенцев, сокращение земель и охотничьих угодий вотчинников и другие факторы привели в последней четверти XVIII века к многочисленным спорам, связанным с землей. Возникает сильная потребность в документальном закреплении за собой своих владений. Припуск, в основном, начинает осуществляться только в письменной форме. Письменный припуск составлялся в определенной традиционной форме на татарском языке, а в государственных учреждениях хранился перевод («перевод с татарского письма»). Вообще, в условиях многоязычия в Башкирии, сложившегося при переселении туда многочисленных этнических групп, татарский язык становится основным средством общения между ними; служебные бумаги тоже составлялись на татарском языке. В 1700 году выходит указ, согласно которому в государственных учреждениях припуск оформляется путем перевода на русский язык. Акты припуска, имевшие место до этого указа, переводятся в письменную форму.
Условия припуска весьма разнообразны, каждый вотчинник решал их по-своему. Но тем не менее их можно объединить в три основные вида.
1). Поселившиеся деревней переселенцы платят оброк вотчинникам. Поселяются навечно или на определенный срок, по истечении которого соглашение возобновляется.
2). Поселяются в вотчине навечно, живут на равных правах с вотчинниками, ясак платят совместно. Таким образом, превращаются в равноправных хозяев вотчины, т. е. в вотчинников. В документах, обычно, числятся как «помогающие платить ясак» (Материалы по истории..., т. III, стр. 60, 78, 136, 142, 144, 150, 156, 165, 276, 283, 309, 317 и др.).
3). Разными путями превращаются в хозяев отдельных вотчин навечно. Например, башкир из Байларской волости Ишкей Карманов, одинокий старик, без детей, передает свое повытье со всеми угодиями татарину Солтанаю Исакову из деревни Тураче и его товарищам. Последние могут пользоваться всем, должны платить ясак за Ишкея и могут поселиться деревней, где захотят. В документе подчеркивается, что в дальнейшем Ишкей не будет иметь претензий на это повытье.
Такие же припуски были оформлены в Дуванской (на вотчину умершего башкира), Юрматынской (по завещанию), Кыр-Иланской и Елдатской (на вотчину умершего башкира) и многих других волостях (Материалы по истории Башкирской АССР, т. III, стр. 10-11, 178, 315, 290 и др. ЦГАДА, ф. 1173, оп. 1, ед. хр. 1331, л. 1-3, ф. 615,, оп. 1, ед. хр. 12149, л. 11, и т. д.).
Освобождавшиеся повытья срочно переписывались на бобылей или ясачных татар. В этом случае они освобождались от бобыльского, Казанского ясаков и оброка, уплачиваемого местным вотчинникам, и переводились на окладной ясак (Например: ЦГАДА, ф. 1173, оп. 1, ед. хр. 1034, 1035).
Таким образом, припуск способствовал закреплению переселенцев на новых землях, создавал для них большие возможности стать вотчинниками-башкирами и войти в башкирское сословие. Хотя продажа земли и была запрещена царским указом, но вотчинники находили способы обойти этот запрет. О том, что припуск по существу является той же продажей земли, писали и представители власти XVIII века, и башкирские историки. Например, К. Ураков в написанном в 1744 году для Елизаветы Петровны «Представлении» об истории башкирского народа, указывает, что вотчинники передали часть своих ясаков, припущенникам, а некоторые взяли их на помощь в уплате ясаков, а некоторые даже породнились с ними (Материалы..., т. III, стр. 556). Составители «Материалов по истории Башкирской АССР» показывают на многообразие содержания припуска - от сдачи земли в аренду, до равноправного с вотчинниками владения, и даже до покупки земли (Материалы..., т. IV, стр. 393, примечания к документу № 30).
Р. Г. Кузеев пишет, что аренда часто становилась бессрочной и, фактически, превращалась в продажу (Башкирские шежере, Уфа, 1960, стр. 185). Основываясь на данные многочисленных архивных документов, мы тоже полагаем, что слово «припуск» означал куплю-продажу земли. И не только это. Он способствовал вхождению переселенцев в прослойку вотчинников-башкир и укреплению своего статуса на новых землях. «Припуск... форма проникновения чужеродцев в башкирскую общину» (Васильев С. М. Припущенники..., стр. 130). Здесь нельзя не сказать нескольких слов о роли ясака. Ясак не только способствовал поселению на новых землях переселенцев, но и укреплению своего положения тем, кто там уже проживал. Если платишь ясак, при любых возникших спорах, власть оставляет человека на своей земле. Политика государственных органов, направленная на увеличение ясака, тоже порождала благоприятные условия для закрепления на земле вновь переселившихся. Р. Г. Кузеев пишет: «Башкирами ясак представляется символом вотчинного права на землю. Если за какую-нибудь известную землю казне уплачивается ясак, то человек, уплачивающий его, на этом основании становится владельцем этой земли» (Башкирские шежере, стр. 209). Соответствие вышесказанных слов действительности и конечные результаты припусков, проясняются уже в конце XVII и начале XVIII веков. Живший и работавший в Уфимском крае в первой половине XVIII века, И. К. Кириллов пишет: «Настоящие башкиры на основе письменных соглашений поселили на своих землях припущенников с тем, чтобы они платили ясак в казну за башкир. А сейчас этих припущенников называют настоящими башкирами» (Материалы..., т. III, стр. 496).
Переселение татар на основе правительственных решений
Пока нельзя утверждать, что специалистами и эти вопросы изучены. Мы остановимся здесь только на двух основных моментах.
1). Переселение служилых татар в Башкортостан. После присоединения Казанского ханства к русскому государству возникает необходимость в охране новых границ и присмотре за тамошними народами. Для этих целей строятся крепости (Бирск, Уфа, Минзелинск, Самара и др.) и в их окрестности переселяются служилые. Служилые татары (в основном мишари) были поселены в районы нынешних городов Байкыбаша, Бирска, Уфы. По свидетельству К. Уракова, И. И. Кириллова и других после постройки Уфы указом от 1597-98 (по некоторым документам 1573) года туда на службу были переселены мишари из Казанского и Воронежского уездов. Служилые татары-мишари были расселены на землях Дуванской, Каршинской, Кушчинской, Унларской и т. д. волостей Осинской дороги на условиях уплаты оброка вотчинникам (подчёркнуто мной - И.Г. Однако, А.З. Асфандияров отмечает, что жители 118 мишарских населенных пунктов владели землей, частично приобретенной в собственность путем покупок, 25 деревень возникло на башкирских землях, конфискованных казной. 9 поселений (Байбаково, Субаево, Янагушево, Сибирганово, Кулаево, Берлячево, Улеево, Муллино, Старокувашлино), Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн.5: Справочная книга. Уфа: Китап, 199. -176 с, стр.101). Из архивных источников известны случаи привлечения мишарей на службу еще в 1658-59, 1695 и других годах. К ним постоянно присоединялись небольшими группами новые мишари (ЦГАДА, ф. 248. оп. 3, кн. 115, л. 562-631).
По мере роста численности, служилые мишари распространялись на новые земли в, южном и восточном направлениях. Мишари, живущие в настоящее время в районах Чекмагушском, Чишминском, Кушаренковском, Кармаскалинском и даже Стерлебашевском и Федоровском, являются потомками служилых той Осинской дороги. Из документов видно, что эти служилые мишари поселялись в качестве припущенников и в волостях вдоль реки Ик (ЦГАДА, ф. 1324, оп. 1, ед. хр. 4160, л. л. 16-17, 638-639; ед. хр. 942, л. л. 14, 33; ф. 615, оп. 1, ед. хр. 12149, л. 17; ф. 1173, оп. 1, ед. хр. 838, л. л. 1, 8-9, 24; ф. 452, оп. 2, ед. хр. 74, л. л. 1, 16 и др.; ед. хр. 115, л. 62; ф. 248, оп. 3, ед. хр. 115, л. л. 640-647, 657; ЦГА БАССР, ф. 618, оп. 1, ед. хр. 123; ф. 172, оп. 1, ед. хр. 34, л. л. 1, 7, 13, 15, 26, 36, 40, 45; ед. хр. 101, л. л. 86, 95-96 и т. д.).
Среди мишарей были и казанские татары, и другие люди (подчёркнуто мной - И.Г.). Например, житель деревни Чакмагыш Ибрагим Мансуров числился как служивый мещеряк (мишар), его троюродный брат Юзакай Ишалин был ясачный татарин (ЦГАДА, ф. 452, оп. 2, ед. хр. 74). Из многих документов явствует, что служилые татары не были однородны в этническом отношении (Как был выход в башкиры, так же был и выход в мишаре, в мещеряки - И.Г.). Например, известно, что даже в 1787 году в сословие мещеряков записывали ясачных татар и других людей неизвестной национальности (ЦГА БАССР, ф. 138, оп. 2, ед. хр. 22, л. л. 1, 87, 93, 98, 136 и др.; ЦГАДА, ф. 452, оп. 2, ед. хр. 74, л. л. 1, 16, 96; Оренбургский областной архив, ф. 98, оп. 2, ед. хр. 33, и т. д.).
Среди служилых татар Башкирии возникает имущественное неравенство. Идет процесс обозначения отдельных людей, роста земельных наделов у них. Например, жители деревни Тимка Осинской дороги, основателями которой были служилые мишари, переходят в башкирское сословие, мишари деревень Сафар и Тирма (нынешний Чишминский район) в середине XIX века числятся башкирами, в документах они именуются - «башкиры из мещеряков» или «мещеряки, ныне башкиры» (ещё более было «башкир из тептярей - И.Г.). Жители деревень Халикеево, Новомусино тоже именуются «башкиры из мещеряков». Часть башкир Челябинского уезда состояла из бывших мурз. Туктар Аликаев из деревни Балыклыкуль Стерлитамакского уезда вместе с товарищами, всего 26 человек, тоже перешли в башкиры (ЦГА БАССР, ф. 172, оп. 1, ед. хр. 45, л. 81; ед. хр. 46, л. л. 101, 148,160; ед. хр. 101, л. 96; Оренбургский областной архив, ф. 13, оп. 1, ед. хр. 80, л. л. 3-5; ф. 98, оп. 2, ед. хр. 33 и др.). В легендах говорится, что часть жителей деревень Старотимошкино, Тукаево, Солтанморатово Аургазинского района и деревень Туктар-Аптерашитово и многих других деревень Альшеевского района называются башкирами. Однако народ, проживающий там, по языку, одежде, образу жизни, внешнему виду и другим однороден.
Мишарей, проживающих в Башкортостане, их соседи называют по-разному: темэннер, алатырлар, мишарлар. Мишари же называют себя татарами, а татар, говорящих на среднем диалекте - типтярами. Даже татар, живущих в деревнях вокруг Казани-типтярами, Казанскими типтярами. Названия темен, алатыр, связаны с их бывшими центрами - Темников и Алатырь. Темниковцы и мишари относились к сословиям башкир, типтяр, мещан и крестьян. Алатырцы к мещанам и тептярам, были малоземельцы, пробавлялись разными работами.
Архивные документы показывают о заметном влиянии мишарей на культурно-этническое формирование населения Уфимского края. Зафиксированы факты, свидетельствующие о большом авторитете богатых мурз, об их стремлении к получению образования на русском языке. Не только дворяне и офицеры, но и многие муллы, переводчики и предводители восстаний, происходящих в крае, были мишари.
В XVIII веке часть служилых татар была поселена в местечке Сайт и вдоль Новомосковского тракта. Эта группа была в этническом отношении пестра, значительное место в ней занимали служилые татары из Казанского уезда.
Переселение различных групп татар в Башкирию по разрешению властей
Указом от 11 января 1736 года вотчинникам дается разрешение продавать землю определенным сословиям. Если до этого переселение в Башкирию происходило нелегально: путем бегства, самовольно и т. д., то после выхода этого указа, проходит новая волна переселения крестьян из Поволжья. Это переселение нашло особое отражение в материалах ревизии. К сожалению, материалы первой (1715-1720) и второй (1745) ревизий (взятие на учет численности населения) неполны. В этом отношении материалы третьей ревизии довольно отличаются богатством информации. Согласно указу 1736 года, проживающие на момент третьей ревизии в Башкирии на основе припуска ясачные и служилые татары оставляются на своих местах навечно (подчёркнуто мной - И.Г.). Людей берут на учет не по национальности, а по принадлежности к сословиям. Во время третьей ревизии вновь переселившиеся деревни показаны отдельно. Им тоже разрешено оставаться на своих местах навечно. Они названы ясачными, служилыми, однодворцами, и не отнесены к слою тептяр. Материалы ревизии рассказывают о сословии переселенцев, месте их прошлого проживания, способе жизни на новом месте и т. д.
Для примера покажем некоторые из них (по Казанской дороге Уфимского уезда):
Название
сословие
современнное
к.
откуда прибыли
админ. деление
Бектимер
ясачный
?
94
Казанский уезд, д.Арча
Метев-Тамак
ясачный
Туймазинский р-н
15
Арская дорога, д.д.Бектимер, Анак
Кузево-Морза
Мурза
?
3
Шанский уезд, д.Тенишевка,
переехали в 1754 г
Казанлы-Тамак
т-ры адмиралтейства
Белебевский р-н
25
Свияжский уезд, д. Малые Чирки,
Симбирский уезд, д.Елышанка
Ташлы (Дым-
ясачный
Татарстан, Бав-
6
Казанский уезд, Зюрийска
Тамак)
линский район
дорога, д.Шумилинь
Чакмак
Адмиралтейские т-ры
Татарстан, Мус-
42
Арская дорога, д.д. Кулкувалды,
лимовский р-н
Сасна пуч., Ис.Ушман.
Кавзиляк-
ясачный
Татарстан,
Тамак
Сармановский р-н
84
Казанский уезд, Арская дорога,
д.д.Мангар, Урта Саба, Курса,
Югары Айша, Шамардан, Кукмара
Исергал
Адмиралтейские т-ры
Татарстан,
15
Казанский уезд, Арская даруга,
Бавлинский р-н
д. Курса. Переехали в 1751 г.
Этот список можно было бы продолжить и дальше. После указа 1736 года сделки по купле-продаже земли между вотчинниками и припущенниками переводятся в письменную форму, на этот счет оформляется много актов. Можно привести примеры. Мишары деревни Слак поселились на основе договора 1759 года с башкирами Яиксубилинской волости (ЦГА БАССР, ф. 2, оп. 1, ед. хр. 640, л. 173). Жители деревень Кыешкы, Тимкино, Салзягут были типтярами, перешли в башкирское сословие, письменный припуск 1764 года (Там же, ф. 172, оп. 1, ед. хр. 45, л. 81). Земли деревни Биштака (ныне Шаймурат) Ногайской дороги Уфимского уезда были взяты мишарами у вотчинников Ногайской дороги, припуск оформлен в 1755 году. С 1811 года там живут типтяри и мишари (по языку и другим признакам однородны) (подчёркнуто мной к спорам по этничности генерала Шаймуратова - И.Г.). (Там же, ф. 138, оп. 1, ед. хр. 124, л. 391). В 1739 году типтяри (типтяри-мишари - Д. Р.) поселяются на земле деревни Атзитар, получив землю на вечное, пользование от башкир Уртакминской волости. Затем, в 1758 году в ту же деревню башкирами поселяются и другие мишари. (Там же, ф. 9, оп. 1, ед. хр. 125, л. 118).
Переселение крестьян-татар в Приуралье с разрешения правительства продолжается до XX века. Однако, волна особо массового переселения этого типа приходится на конец XVIII-гo и начало XIX века. А это было связано с генеральным межеванием земель в Башкирии в конце XVIII века. Межевание проводилось с целью ограничения наделов вотчинников и передачи в собственность казны как можно большей части земли. Таким путем в 1798-1805 годах было выявлено 28.066.563 десятин 1790 сажень земли (Эти данные считаются неполными: Кульшарипов М. М. Из истории земельных отношений в Башкирии. Ученые записки Башкирского университета им. 50- летия Октября, вып. 59, серия гуман. наук № 11, Уфа, 1971, л. 93-94). Увеличение площадей казенных земель в Башкирии усиливает поток переселенцев в край, облегчает их устройство. Необходимо отметить: переселившиеся в XVIII и в начале XIX века, в основном, были мишари. Примеры можно продолжить. В 1795-1796 годах в деревню Шланлыкуль, согласно договору, заключенному на вечные времена, переезжали ясачные татары (мишари - Д. Р.) из Пензенской губернии. (Там же, ф. 138, оп. 2, ед. хр. 47, л. л. 185, 648). В деревню Аврюзтамак переезжают служилые татары из Казанлы Тамака. (Там же, ед. хр. 35, л. 935). Похоже, они тоже были мишари. Об этом свидетельствуют собранные нами материалы. В деревню Мандан в 1795 году переезжают мишари деревни Шлемасс Корсунской округи. (Там же, л. 115 и т. д.) Вообще бросается в глаза преимущественное переселение в Башкирию из губерний, населенных мишарями.
И в середине XIX века еще наблюдается довольно интенсивное переселение татар и других народов в Башкирию. Приезжие поселялись, в основном, в юго-западных областях, так как на северо-востоке земледелием занимались издавна, и там земли были уже освоены давно.
Необходимо остановиться еще на одном характерном моменте: татарам, переселившимся в XIX веке давались разные названия. Например, «Гаптрашиты» (у переселенцев старшим был человек, по имени Гаптрашит), «Малькеевцы» (не из окрестностей ли Подберечья Татарстана? Они, отделившись от деревни Гайны-Ямак, основывают деревню Кече Гайна, называемую в народе Мулький), «Дистаны» (в Буздакском районе распространена фамилия Дистанов), «Новые», «Казанцы», «Казанские люди» и т. д. (Группы из позднейших переселенцев. Были малоземельцы, занимались разными промыслами, в документах часто числились мещанами. По свидетельству людей старшего поколения у них и в разговорном языке были различия. Наши наблюдения показывают, что эти различия сейчас почти исчезли. Из них только «Новые» (в деревнях Ново-Кишки, Старошареево) прочно сохраняют особенности говора своих прежних мест.
Итак, разрешенное государством переселение проходило различными путями. Самый старый из них-переселение служилых татар-мишарей; начиная с XVIII века среди них были казанские татары. Далее - после указа 1736 года - стали переезжать разные крестьяне (мишари-однодворцы, ясачные татары- большинство из Казанского и Свияжского уездов, мурзы, крестьяне, адмиралтейские татары и т. д.). Среди них тоже был распространен переход в сословия башкир и типтярей.
Перевел Фарит ХРУМКИН. Ж. Идель 90-х годов.
Продолжение следует.