Даррия Рамазан. Начало:
Здесь, и
Здесь. Тептяри
Тептяри, их происхождение, издавна находятся в центре внимания различных специалистов и ученых, и, поэтому, о них собрана богатая литература (К примеру, можно рассмотреть следующий труд: Рамазанова Д. Б. Формирование татарских говоров юго-западной Башкирии. Казань, 1984).
Тептяри сформировались из добровольных переселенцев Поволжья, занимались земледелием и представляют часть башкирских припущенников. В трудах В. М. Черемшанского, Е. С. Филимонова, Н. А. Гурвича, Г. Н. Ахмарова, Р. Г. Кузеева, С. М. Васильева, и других ученых о них имеется солидная информация.
В составе категория тептяр имелись тептяри-татары, тептяри-мари, тептяри-башкиры, тептяри-удмурты и даже тептяри-русские. (Васильев С. М. к вопросу о землепользовании прошлого нерусского населения в конце XVII - начале XIX веков.- 400-летие присоединения Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1958, 132; Кузеев Р. Г. Численность башкир и некоторые этнические процессы в Башкирии в XVI-XX вв.- Археология и этнография Башкирии, т. Ill, Уфа, 1968, 357; Рахматуллин У. X. Ясачные башкиры и башкирские припущенники в связи с колонизацией Башкирии XVIII в.- Вопросы социально-экономической и политической истории Среднего Поволжья и Приуралья периода феодализма. Научная сессия. Чебоксары, 1973, 44-45 и др.). В своем труде Р. Г. Кузеев происхождение тептяр связывает с «различными этническими группами татар» (у Кузеева всё же сказано, что это было преимущественно, но не исключительно - И.Г.).
Ученые-языковеды также рассматривают тептяр как категорию сословную. Считают, что они представляли определенную прослойку крестьян Башкортостана (проф. А. А. Юлдашев, Л. Т. Махмутова, А. Ш. Афлятунов, Дж. Алмаз, Д. Б. Рамазанова и др.). Ученые всегда подчеркивали, что татары-тептяри ничем не отличаются от татарского народа (П. И. Небольсин, Г. Н. Ахмаров и др.). Дореволюционные языковеды (А. Г. Бессонов, Н. Ф. Кацов) отмечали то же самое.
И наши наблюдения подтверждают это: язык тептяр исключительно близок к литературному татарскому языку; по телосложению и типу лица они одинаковы с татарами; одежда, устройство быта, пища, утварь и др.- все, как и у татар. Это одно. Второе - они ничем не отличаются от проживающих по соседству башкир, Казанских людей и так называемых ясашных.
Вообще, татар Западного Башкортостана по их языку можно разделить только на две группы: представители мишарского диалекта и представители среднего диалекта. Об этом пишет башкирский языковед С. Ф. Миржанова: «Само население... различает только язык татар и мишарей». (Миржанова С. Ф. Этнолингвистические процессы на северо-западе Башкирской АССР.- Развитие языков и культур народов СССР в их взаимосвязи и взаимодействии. Уфа, 1976, стр. 239).
В этой статье мы предлагаем обзор о тептярях, подготовленный на основе архивных документов. Как известно, первые письменные документы на русском языке, касающиеся Башкирии, относятся к середине XVII века (более ранние документы до нас не дошли). В них слово «тептяр» встречается только в связи с выражением «окладной тептярксий ясак». Этот ясак платил местный народ Башкирии, получивший название башкир и облагаемый окладным ясаком. Например, «башкир» деревни Якшиваново в своем прошении пишет: «Я в Уфе платил девтярский ясак, составляющий одну куницу вход». (ЦГАДА, ф. 1183, оп. 1, ед. хр. 1198, л. 3). Здесь нелишне обратить внимание на татарское звучание начала слова девтяр. Башкир Умряс Ишаев платил тептярский ясак из четырех куниц в год. (док. 1700 года; Материалы..., ч. I, стр. 100-102). В документе 1693 года ясак, уплачиваемый башкирами Табынской волости, назван так же, «окладным тептярским ясаком». (ЦГАДА, ф. 1183, оп. 1, ед. хр. 1152, л. 38). Ясачные татары деревни Кутуево, Казанской дороги, Уфимского уезда в 1702 году после смерти башкира Сартыбучки Тюменчурина записываются на его окладной типтярский ясак. (Там же, ед. хр. 1329, л. л. 3-4). Мещеряк Абдрахман из Каршинской волости, Казанской дороги (его отец 23 года назад переселился из Симбирского уезда) в 1721 году пишет, что он платил царю тептярский ясак вместе с башкирами. (ЦГАДА, ф. 248, оп. 3, книга 115, л. 775.; Материалы... ч. I, стр. 292). По нашему мнению, в приведенных фактах выражение «тептярский ясак» означает ясак, записываемый в книгу. Слово «тептяр» восходит к заимствованному из фарси слову дэфтяр (тетрадь, книга, дело, рукопись). Оно было и в древнетюркском памятнике «Кодатгу белек». С. Е. Малов его перевел так: «тептяр-тетрадь, рукопись». По свидетельству известного ученого В. В. Бартольда (Соч., т. I, M., 1963, стр. 457) у тюрков, монгол это слово использовалось в смысле «список, закон, уложение». У уйгур слово «тэбтэр» означало список налогоплательщиков, книгу, куда заносились судебные решения. (Р. Г. Ахметьянов. Сравнительное исследование татарского и чувашского языков. М., 1978, стр. 135, 136). А в приведенных выше документах означает ясак, взимаемый по спискам, по ясачным книгам. Как было сказано, этот ясак взимался у вотчинников Башкирии, другими словами, у землевладельцев, ставших башкирами.
Начиная с 40-х годов XVIII столетия, Русское государство широко разворачивает работу по освоению Башкирии: организовывает Оренбургскую экспедицию, начинает создавать укрепленные линии вдоль реки Орь. Закладывается город Оренбург, и, таким образом, укрепляются юго-восточные границы Российской империи. Начинается работа по взятию на учет природных богатств Башкирии и строительство заводов, раздача земель русским дворянам и офицерам, перепись населения края, способного платить налоги. Исходя их этого, 31 марта 1734 года Сенат издает указ. В нем говорится: «... кто откуда прибыл, давно ли прибыл и платит ли подушный налог (налог назывался подушным окладом и был введен в 1720 году - Д. Р.) все расспросить, выяснить и записать». (Полное собрание законов, т. IX, стр. 337, 338). В 40-х годах XVIII столетия живший и работавший там переводчик А. И. Тевкелев и руководитель Оренбургской экспедиции И. К. Кириллов после опросов и проверок, проведенных среди местного населения, составляют донесение Сенату. В этом донесении указаны следующие разряды населения Башкирии: башкиры, тарханы, бобыли, тептяри, служилые татары (т. е. мещеряки), туснаки и др.
(Приведем ссылку на конкретный документ из книги: Демидова Н.Ф. Авт.-состав. Материалы по истории БАССР. Том 6. Оренбургская экспедиция и башкирские востания 30 х г.XVIII в. Уфа:Китап, 2002. -768 с. - И.Г., «Рассуждение, представленное И. К. Кириловым и А. И. Румянцевым в Кабинет, об управлении населением Уфимского уезда после окончания башкирского восстания», датированное декабрем 1735 года. В данном документе народ, который «прежде был под имянем одних башкирцев» расписывается собственно на башкирцев (с тарханами), на мещяряков (со служилыми татарами) и на тептярей (с бобылями). Четвертая же категория новокрещенных, числом была очень малым, чтобы представлять в дальнейшем некоторую значимую единицу учета населения. В этом документе так и писано: «Покорнейшее разсуждение к разсмотрению. О приведении башкирцев в прямое подданство. О состоянии и разделении сего народа, которой прежде был под имянем одних башкирцев»).
Достойны внимания некоторые факты, приведенные в донесении Сенату, написанные И. К. Кирилловым. Из донесения следует, что припущенники, поселившиеся с условием уплаты ясака казне вместо вотчинников, считают себя настоящими башкирами. Но в некоторых волостях их показывают отдельно. Их заносят в списки, называемые тептярскими книгами, и называют тептярями. По нашему мнению, это разделение обусловлено ростом числа переселенцев и уменьшением земли у вотчинников. Но могут быть также и другие причины. Но, похоже, это коснулось только части переселенцев, ставших вотчинниками. Во всяком случае, после выхода указа об опросе и регистрации людей, часть припущенников становится известным русским властям. Необходимость больших средств для осуществления планируемых в крае мероприятий царского правительства приводит к форсированию методов выколачивания их из народа.
Короче, тептяри, как отдельная прослойка, появляются на исторической арене именно после указа 1734 года. Их начинают использовать на отдельных основных работах. Например, в строительстве города Оренбурга (А. И. Добросмыслов, стр. 63-78), в перевозке соли (Материалы..., ч. IV, стр. 398), в восстановлении города Табын (Материалы..., ч. V, стр. 685) и т.д. Создается отдельная тептярская книга, и тептяри определяются в отдельный разряд. После указа 1736 года, татары, переселившиеся по разрешению и под контролем правительства, носят уже другие названия. Таким образом, вновь прибывшие не могут присоединиться к категории тептяр. В результате, появляется самостоятельная, отдельная от других разрядов крестьян прослойка, именуемая «тептяри». Эта прослойка вначале носит название «тептяри-бобыли» (т.е. в эту группу, кроме припущенников, живущих в среде вотчинников-башкир, входят и бобыли), со временем в употреблении остается только слово «тептяр». Следовательно, тептяри - это крестьяне-переселенцы из Казанского края, которые до указа 1736 года успели стать обладателями земли, а в 1734 внесены в тептярские книги. Как следует из письменных источников, решающий этап в формировании тептяр связан с переселением народов Поволжья после разгрома Казанского ханства. В этом процессе основную роль играли татары, так как они по численности составляли большинство; кроме того, будучи земледельцами, они занимали более высокий уровень и в хозяйственной деятельности. Имеется очень много архивных документов, свидетельствующих о происхождении татар-тептяр от казанских татар. Думаем, будет уместно привести здесь некоторые из них. Например, вотчинники деревни Халилово Сунларской волости, Бирского уезда в 1784 году пустили в свои вотчины ясачных татар соседней деревни Ракаево, которые в документах 1804-1828 годов числились уже в тептярском сословии. (ЦГАДА, ф. 1324, оп. 1, ед. хр. 4252, л. 80). Вотчинники Кирунларской волости, Сибирской дороги в 1738 году часть своей земли передают за 20-тикопеечный оброк ясачным татарам деревню Яхшеево. Эта деревня по документам раньше числилась у них как «припущенники». А уже в документах 1817 года речь идет о тептярях деревни Яхшеево. (Там же, ед. хр. 4160, л. л. 3-8). В документе о припуске, составленном в 1739 году, о жителях деревни Шарлеево (возможно, их части) говорится как о ясачных татарах, а в делах о генеральном межевании они названы уже тептярями. (Там же, ед: хр. 258, л. 15). Тептяри деревни Юнуково Сунларской волости в челобитной, поданной во время генерального межевания, пишут, что их деревня основана согласно документу о припуске, данному в 1714 году вотчинниками-башкирами их предку-ясачному татарину Юнусу Дусмаметову. (Там же, ед. хр. 4152, л. 150). Предки жителей деревни Сахаево были бобылями, их пустили на свою землю Бишаултабынские вотчинники. А в 1791 году они названы тептярями. (Там же, ед. хр. 270, л. л. 7, 8). Деревня Илмурино была основана татарами в 1691 году. В документах Межевой канцелярии жители этой деревни названы ясачными татарами, а в ревизских материалах начала XIX века - тептярями (Там же, ед. хр. 288, л. 360).
Татары постоянно наполняли татарскую прослойку до 40-х годов XVIII века. Согласно указом 1736-го и 1747 годов тептяри освобождаются от уплаты совместного с бобылями оброка башкирам, оставляются на своих местах навечно и облагаются тептярским ясаком в размере 80 копеек.
Тептярская категория, как явление социально-экономическое, находится в постоянном движении, росте и изменении. С одной стороны, эта прослойка пополняется новыми людьми, с другой - тептяри сами переходят в слой башкир, стоящий выше и платящий меньше налогов. Отметим некоторые факты. В 1848 году, после ликвидации тептярских полков, часть из них присоединяется к башкирскому сословию. В материалах 10-й ревизий (1859 г.) 3010 мужчин из 17-го контона названы «башкирами из тептярей» (значит, где корни мензелинских «башкир», надо еще выяснить). Из Осинского уезда (1-й кантон) 22 души тептяр были переведены в ведомство башкир. 442 души из Осинского уезда Танылской волости (ныне Пермская обл., Бардынский р-н) были также записаны в башкирское сословие. 1506 душ мужчин из Красноуфимского уезда также назывались «башкирами из тептярей». (Любавский М. К. Вотчинники-башкиры и их припущенники в XVII, XVIII вв.- Отдел рукописей библиотеки им. В. И. Ленина, ф. 364, оп. 2, карточка 6, очерк 1, л. 33). (По материалам 10-ревизии 1859 года было выявлено 54665 «башкир из тептярей» и 34665 «башкир из мещеряков», или в общей слдожности (54665 + 34665) 89330 «новобашкир»., Томашевская Н. Н. От социального пространства к социальному времени: Опыт этнической .истории башкирского этноса в новое время., Уфа, Китап, 2002, 240, стр.121.).
Об отсутствии имущественного равенства среди тептярей имеются многочисленные данные в литературе и архивных источниках. Среди них были и вотчинники, и ясачные. Например, деревня Атнагулово, Базгиевской волости, Белебейского уезда, возникла на земле тептяр. Эту землю получили их предки, там проживало 92 души вотчинников-тептярей. Они, как и башкиры-вотчинники, со стороны пустили на свои земли 40 душ припущенников. (ЦГА БАССР, ф. 138, оп. 2, ед. хр. 147, л. 187). Е. С. Филимонов также пишет о получении от русского правительства некоторыми тептярями грамот на вотчинное владение землей за заслуги перед государством (л. 54). К концу XIX века тептяри были разделены на тептяр-вотчинников и тептяр-припущенников (там же). Р. Г. Кузеев пишет, что среди тептяр были и богатые, и бедные. Некоторые из них, увеличив наделы, становились башкирами (Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974, с. 323). Р. Г. Ахметьянов пишет о легкости башкирского ясака, о том, что они в некоторых случаях вовсе освобождались от ясака. Часто тептяри различными путями становились башкирами. (Ахметьянов Р. Г. Сравнительное..., с. 135).
Таким образом, в течение приблизительно двух столетий сформировалась устойчивая группа земледельцев-крестьян, именуемых тептярями и существовавших отдельно от других сословий. Однако, эта группа не является этнической, а представляет социальную прослойку. Это видно и из следующего факта: входящие в категорию тептярей этнические группы сохранили свою исконную материальную и духовную культуру, особенности быта, обычаи, нравы и родной язык. И в наше время имеются тептяри-татары, тептяри-удмурты, тептяри-чуваши (А вот в справочных томах «Истории сёл и деревень Башкортостана» А.З. Асфандиярова тептяро-татарские деревни наличествуют, есть мишарские, марийские, удмуртские, чувашские, русские, а вот тептяро-удмуртских, тептяро-чувашских и тептяро-марийских нет, Нет, кстати, и просто татарских. - И.Г.). Например, на особую близость говора тептярей-татар к литературному татарскому языку обращают внимание все ученые (А интересно встречаются ли люди, ассоциирующие себя тептярами, но с родными языками марийским, удмуртским, чувашским? По моему же тептярскмй атавизм сохранился только у некоторых немногочисленных татар, а все иные тептяре просто безоглядно вернулись в свои этносы. - И.Г.). В то же время из-за продолжительного совместного проживания и взаимовлияния с башкирами, у них, в их языке, есть слова, общие с башкирскими. Необходимо еще отметить, что язык тептяр-татар одинаков с языком живших с ними в тесном общении казанцев, казанских людей, ясашных, башкир и так называемых новых башкир.
Перевел Фарит ХРУМКИН. Ж. Идель 90-х годов.
Окончание следует.