Там, где течёт река Ик... (продолжение 2).

Dec 04, 2015 11:35

Даррия Рамазан. Начало: Здесь, и Здесь.

Тептяри

Тептяри, их происхождение, издавна находятся в центре внимания различных специалистов и ученых, и, поэтому, о них собрана богатая литература (К при­меру, можно рассмотреть следующий труд: Рамазанова Д. Б. Формирование татарских говоров юго-запад­ной Башкирии. Казань, 1984).
Тептяри сформировались из добровольных пере­селенцев Поволжья, занимались земледелием и представляют часть башкирских припущенников. В трудах В. М. Черемшанского, Е. С. Филимонова, Н. А. Гурвича, Г. Н. Ахмарова, Р. Г. Кузеева, С. М. Василье­ва, и других ученых о них имеется солидная информа­ция.
В составе категория тептяр имелись тептяри-татары, тептяри-мари, тептяри-башкиры, тептяри-удмурты и даже тептяри-русские. (Васильев С. М. к вопросу о землепользовании прошлого нерусского населения в конце XVII - начале XIX веков.- 400-летие присоеди­нения Башкирии к Русскому государству. Уфа, 1958, 132; Кузеев Р. Г. Численность башкир и некоторые этнические процессы в Башкирии в XVI-XX вв.- Археология и этнография Башкирии, т. Ill, Уфа, 1968, 357; Рахматуллин У. X. Ясачные башкиры и башкир­ские припущенники в связи с колонизацией Башкирии XVIII в.- Вопросы социально-экономической и поли­тической истории Среднего Поволжья и Приуралья периода феодализма. Научная сессия. Чебоксары, 1973, 44-45 и др.). В своем труде Р. Г. Кузеев проис­хождение тептяр связывает с «различными этничес­кими группами татар» (у Кузеева всё же сказано, что это было преимущественно, но не исключительно - И.Г.).
Ученые-языковеды также рассматривают тептяр как категорию сословную. Считают, что они представ­ляли определенную прослойку крестьян Башкорто­стана (проф. А. А. Юлдашев, Л. Т. Махмутова, А. Ш. Афлятунов, Дж. Алмаз, Д. Б. Рамазанова и др.). Уче­ные всегда подчеркивали, что татары-тептяри ничем не отличаются от татарского народа (П. И. Небольсин, Г. Н. Ахмаров и др.). Дореволюционные языковеды (А. Г. Бессонов, Н. Ф. Кацов) отмечали то же самое.
И наши наблюдения подтверждают это: язык теп­тяр исключительно близок к литературному татарско­му языку; по телосложению и типу лица они одинако­вы с татарами; одежда, устройство быта, пища, утварь и др.- все, как и у татар. Это одно. Второе - они ничем не отличаются от проживающих по соседству башкир, Казанских людей и так называемых ясашных.
Вообще, татар Западного Башкортостана по их языку можно разделить только на две группы: пред­ставители   мишарского диалекта и представители среднего диалекта. Об этом пишет башкирский языко­вед С. Ф. Миржанова: «Само население... различает только язык татар и мишарей». (Миржанова С. Ф. Этнолингвистические процессы на северо-западе Ба­шкирской АССР.- Развитие языков и культур наро­дов СССР в их взаимосвязи и взаимодействии. Уфа, 1976, стр. 239).
В этой статье мы предлагаем обзор о тептярях, подготовленный на основе архивных документов. Как известно, первые письменные документы на русском языке, касающиеся Башкирии, относятся к середине XVII века (более ранние документы до нас не дошли). В них слово «тептяр» встречается только в связи с выражением «окладной тептярксий ясак». Этот ясак платил местный народ Башкирии, получивший назва­ние башкир и облагаемый окладным ясаком. Напри­мер, «башкир» деревни Якшиваново в своем проше­нии пишет: «Я в Уфе платил девтярский ясак, состав­ляющий одну куницу вход». (ЦГАДА, ф. 1183, оп. 1, ед. хр. 1198, л. 3). Здесь нелишне обратить внимание на татарское звучание начала слова девтяр. Башкир Умряс Ишаев платил тептярский ясак из четырех куниц в год. (док. 1700 года; Материалы..., ч. I, стр. 100-102). В документе 1693 года ясак, уплачиваемый башкирами Табынской волости, назван так же, «окладным тептярским ясаком». (ЦГАДА, ф. 1183, оп. 1, ед. хр. 1152, л. 38). Ясачные татары деревни Кутуево, Казанской дороги, Уфимского уезда в 1702 году после смерти башкира Сартыбучки Тюменчурина записываются на его окладной типтярский ясак. (Там же, ед. хр. 1329, л. л. 3-4). Мещеряк Абдрахман из Каршинской волости, Казанской дороги (его отец 23 года назад переселил­ся из Симбирского уезда) в 1721 году пишет, что он платил царю тептярский ясак вместе с башкирами. (ЦГАДА, ф. 248, оп. 3, книга 115, л. 775.; Материалы... ч. I, стр. 292). По нашему мнению, в приведенных фактах выражение «тептярский ясак» означает ясак, записываемый в книгу. Слово «тептяр» восходит к заимствованному из фарси слову дэфтяр (тетрадь, книга, дело, рукопись). Оно было и в древнетюркском памятнике «Кодатгу белек». С. Е. Малов его перевел так: «тептяр-тетрадь, рукопись». По свидетельству известного ученого В. В. Бартольда (Соч., т. I, M., 1963, стр. 457) у тюрков, монгол это слово использовалось в смысле «список, закон, уложение». У уйгур слово «тэбтэр» означало список налогоплательщиков, книгу, куда заносились судебные решения. (Р. Г. Ахметьянов. Сравнительное исследование татарского и чувашского языков. М., 1978, стр. 135, 136). А в приве­денных выше документах означает ясак, взимаемый по спискам, по ясачным книгам. Как было сказано, этот ясак взимался у вотчинников Башкирии, другими словами, у землевладельцев, ставших башкирами.
Начиная с 40-х годов XVIII столетия, Русское госу­дарство широко разворачивает работу по освоению Башкирии: организовывает Оренбургскую экспеди­цию, начинает создавать укрепленные линии вдоль реки Орь. Закладывается город Оренбург, и, таким образом, укрепляются юго-восточные границы Рос­сийской империи. Начинается работа по взятию на учет природных богатств Башкирии и строительство заводов, раздача земель русским дворянам и офице­рам, перепись населения края, способного платить налоги. Исходя их этого, 31 марта 1734 года Сенат издает указ. В нем говорится: «... кто откуда прибыл, давно ли прибыл и платит ли подушный налог (налог назывался подушным окладом и был введен в 1720 году - Д. Р.) все расспросить, выяснить и записать». (Полное собрание законов, т. IX, стр. 337, 338). В 40-х годах XVIII столетия живший и работавший там пере­водчик А. И. Тевкелев и руководитель Оренбургской экспедиции И. К. Кириллов после опросов и проверок, проведенных среди местного населения, составляют донесение Сенату. В этом донесении указаны следую­щие разряды населения Башкирии: башкиры, тарха­ны, бобыли, тептяри, служилые татары (т. е. мещеря­ки), туснаки и др.
(Приведем ссылку на конкретный документ из книги: Демидова Н.Ф. Авт.-состав. Материалы по истории БАССР. Том 6. Оренбургская экспедиция и башкирские востания 30 х г.XVIII в. Уфа:Китап, 2002. -768 с. - И.Г., «Рассуждение, представленное И. К. Кириловым и А. И. Ру­мянцевым в Кабинет, об управлении населением Уфимского уезда после окончания башкирского восстания», датированное декабрем 1735 года. В данном документе народ, который «прежде был под имянем одних башкирцев» расписывается собственно на башкирцев (с тарханами), на мещяряков (со служилыми татарами) и на тептярей (с бобылями). Четвертая же категория новокрещенных, числом была очень малым, чтобы представлять в дальнейшем некоторую значимую единицу учета  населения. В этом документе так и писано: «Покорнейшее разсуждение к разсмотрению. О приведении башкирцев в прямое подданство. О состоянии и разделении сего народа, которой прежде был под имянем одних башкир­цев»).
Достойны внимания некоторые факты, приведен­ные в донесении Сенату, написанные И. К. Кирил­ловым. Из донесения следует, что припущенники, по­селившиеся с условием уплаты ясака казне вместо вотчинников, считают себя настоящими башкирами. Но в некоторых волостях их показывают отдельно. Их заносят в списки, называемые тептярскими книгами, и называют тептярями. По нашему мнению, это раз­деление обусловлено ростом числа переселенцев и уменьшением земли у вотчинников. Но могут быть также и другие причины. Но, похоже, это коснулось только части переселенцев, ставших вотчинниками. Во всяком случае, после выхода указа об опросе и регистрации людей, часть припущенников становится известным русским властям. Необходимость больших средств для осуществления планируемых в крае ме­роприятий царского правительства приводит к фор­сированию методов выколачивания их из народа.
Короче, тептяри, как отдельная прослойка, появ­ляются на исторической арене именно после указа 1734 года. Их начинают использовать на отдельных основных работах. Например, в строительстве города Оренбурга (А. И. Добросмыслов, стр. 63-78), в пере­возке соли (Материалы..., ч. IV, стр. 398), в восстанов­лении города Табын (Материалы..., ч. V, стр. 685) и т.д.  Создается отдельная тептярская книга, и тептяри определяются в отдельный разряд. После указа 1736 года, татары, переселившиеся по разрешению и под контролем правительства, носят уже другие названия. Таким образом, вновь прибывшие не могут присо­единиться к категории тептяр. В результате, появляет­ся  самостоятельная, отдельная  от других разрядов крестьян прослойка, именуемая «тептяри». Эта про­слойка вначале носит название «тептяри-бобыли» (т.е. в эту группу,  кроме  припущенников,  живущих в среде вотчинников-башкир, входят и бобыли), со вре­менем в употреблении остается только слово «тептяр». Следовательно, тептяри - это крестьяне-пере­селенцы из Казанского края, которые до указа 1736 года успели стать обладателями земли, а в 1734 вне­сены в тептярские книги. Как следует из письменных источников, решающий этап в формировании тептяр связан с переселением народов Поволжья после раз­грома Казанского ханства. В этом процессе основную роль играли татары, так как они по численности сос­тавляли большинство; кроме того, будучи земледель­цами, они занимали более высокий уровень и в хозяй­ственной деятельности. Имеется очень много архи­вных документов, свидетельствующих о происхожде­нии татар-тептяр от казанских татар. Думаем, будет уместно привести здесь некоторые из них. Например, вотчинники деревни Халилово Сунларской волости, Бирского уезда в 1784 году пустили в свои вотчины ясачных татар соседней деревни Ракаево, которые в документах 1804-1828 годов числились уже в тептярском сословии. (ЦГАДА, ф. 1324, оп. 1, ед. хр. 4252, л. 80). Вотчинники Кирунларской волости, Сибирской до­роги в 1738  году часть своей земли передают за 20-тикопеечный оброк ясачным татарам деревню Яхшеево. Эта деревня по документам раньше числилась у них как «припущенники». А уже в документах 1817 года речь идет о тептярях деревни Яхшеево. (Там же, ед. хр. 4160, л. л. 3-8). В документе о припуске, составленном в 1739 году, о жителях деревни Шарлеево (возможно, их части) говорится как о ясачных татарах, а в делах о генеральном межевании они названы уже тептярями. (Там же, ед: хр. 258, л. 15). Тептяри деревни Юнуково Сунларской волости в че­лобитной, поданной во время генерального межева­ния, пишут, что их деревня основана согласно до­кументу о припуске, данному в 1714 году вотчинника­ми-башкирами их предку-ясачному татарину Юнусу Дусмаметову. (Там же, ед. хр. 4152, л. 150). Предки жителей деревни Сахаево были бобылями, их пустили на свою землю Бишаултабынские вотчинники. А в 1791 году они названы тептярями. (Там же, ед. хр. 270, л. л. 7, 8). Деревня Илмурино была основана татарами в 1691 году. В документах Межевой канцелярии жи­тели этой деревни названы ясачными татарами, а в ревизских материалах начала XIX века - тептярями (Там же, ед. хр. 288, л. 360).
Татары постоянно наполняли татарскую прослойку до 40-х годов XVIII века. Согласно указом 1736-го и 1747 годов тептяри освобождаются от уплаты сов­местного с бобылями оброка башкирам, оставляются на своих местах навечно и облагаются тептярским ясаком в размере 80 копеек.
Тептярская категория, как явление социально-эко­номическое, находится в постоянном движении, росте и изменении. С одной стороны, эта прослойка попол­няется новыми людьми, с другой - тептяри сами переходят в слой башкир, стоящий выше и платящий меньше налогов. Отметим некоторые факты. В 1848 году, после ликвидации тептярских полков, часть из них присоединяется к башкирскому сословию. В мате­риалах 10-й ревизий (1859 г.) 3010 мужчин из 17-го контона названы «башкирами из тептярей» (значит, где корни мензелинских «башкир», надо еще выяс­нить). Из Осинского уезда (1-й кантон) 22 души тептяр были переведены в ведомство башкир. 442 души из Осинского уезда Танылской волости (ныне Пермская обл., Бардынский р-н) были также записаны в баш­кирское сословие. 1506 душ мужчин из Красноуфимского уезда также назывались «башкирами из теп­тярей». (Любавский М. К. Вотчинники-башкиры и их припущенники в XVII, XVIII вв.- Отдел рукописей биб­лиотеки им. В. И. Ленина, ф. 364, оп. 2, карточка 6, очерк 1, л. 33). (По материалам 10-ревизии 1859 года было выявлено  54665 «башкир из тептярей» и 34665 «башкир из мещеря­ков», или в общей слдожности (54665 + 34665) 89330 «новобашкир»., Томашевская Н. Н. От социального пространства к социальному времени: Опыт этнической .истории башкирского этноса в новое время., Уфа, Китап, 2002, 240, стр.121.).
Об отсутствии имущественного равенства среди тептярей имеются многочисленные данные в литера­туре и архивных источниках. Среди них были и вот­чинники, и ясачные. Например, деревня Атнагулово, Базгиевской волости, Белебейского уезда, возникла на земле тептяр. Эту землю получили их предки, там проживало 92 души вотчинников-тептярей. Они, как и башкиры-вотчинники, со стороны пустили на свои земли 40 душ припущенников. (ЦГА БАССР, ф. 138, оп. 2, ед. хр. 147, л. 187). Е. С. Филимонов также пишет о получении от русского правительства некоторыми те­птярями грамот на вотчинное владение землей за заслуги перед государством (л. 54). К концу XIX века тептяри были разделены на тептяр-вотчинников и тептяр-припущенников (там же). Р. Г. Кузеев пишет, что среди тептяр были и богатые, и бедные. Некоторые из них, увеличив наделы, становились башкирами (Кузе­ев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974, с. 323). Р. Г. Ахметьянов пишет о легкости башкирско­го ясака, о том, что они в некоторых случаях вовсе освобождались от ясака. Часто тептяри различными путями становились башкирами. (Ахметьянов Р. Г. Сравнительное..., с. 135).
Таким образом, в течение приблизительно двух столетий сформировалась устойчивая группа земле­дельцев-крестьян, именуемых тептярями и существо­вавших отдельно от других сословий. Однако, эта группа не является этнической, а представляет соци­альную прослойку. Это видно и из следующего факта: входящие в категорию тептярей этнические группы сохранили свою исконную материальную и духовную культуру, особенности быта, обычаи, нравы и родной язык. И в наше время имеются тептяри-татары, тептяри-удмурты, тептяри-чуваши (А вот в справочных томах «Истории сёл и деревень Башкортостана» А.З. Асфандиярова тептяро-татарские деревни наличествуют, есть мишарские, марийские, удмуртские, чувашские,  русские, а вот тептяро-удмуртских, тептяро-чувашских и тептяро-марийских нет, Нет, кстати, и просто татарских. - И.Г.). Например, на особую близость говора тептярей-татар к литературному та­тарскому языку обращают внимание все ученые (А интересно встречаются ли люди, ассоциирующие себя тептярами, но с родными языками марийским, удмуртским, чувашским? По моему же тептярскмй атавизм сохранился только у некоторых немногочисленных татар, а все иные тептяре просто безоглядно вернулись в свои этносы. - И.Г.). В то же время из-за продолжительного совместного про­живания и взаимовлияния с башкирами, у них, в их языке, есть слова, общие с башкирскими. Необходимо еще отметить, что язык тептяр-татар одинаков с язы­ком живших с ними в тесном общении казанцев, ка­занских людей, ясашных, башкир и так называемых новых башкир.

Перевел Фарит ХРУМКИН. Ж. Идель 90-х годов.
Окончание следует.
Previous post Next post
Up