Там, где течёт река Ик…

Dec 03, 2015 16:19

Даррия Рамазан

Когда Поволжье и Башкирия присоединялись к Русскому государству

Науке известны основные причины миграции наро­дов из Поволжья в Приуралье: отсутствие в Поволжье свободных земель, густонаселенность, политика на­сильственной христианизации, проводимая русским правительством, и, конечно, нежелание примириться с ликвидацией Казанского ханства как государства. Были и другие причины, толкавшие народы Повол­жья, особенно татар, к массовому переселению в Приуралье. Среди них самой главной были различия в условиях вхождения Поволжья и Приуралья в состав Русского государства. То обстоятельство, что вновь присоединенные народы в составе Русского государ­ства находились в разных социально-экономических условиях, сыграло большую роль в дальнейшем развитии этнических процессов по территории Предуралья. Например, люди Казанского ханства изгонялись со своих обжитых мест, облагались непомерными на­логами (ясак), которые усугублялись различными до­полнительными поборами. Начинается насильствен­ное крещение, усиливается колониальный гнет. А в территориально-административном регионе, носящем название Башкирия (Такого территориально-административного региона, с таким названием ни в Российской империи, ни до присоединения населения этого региона к русскому государству не существовало. Здесь и далее, под этим названием будем понимать уезды Поволжского - Уральского региона Российской империи, где было распространенно вотчинное землевладение, и связанные с этим другие способы хозяйствования на земле - И.Г.) условия были несколько иные. Русское правительство, неся большие потери в непре­рывных войнах, вынуждено было относиться с некото­рой осторожностью к не совсем понятным восточным регионам. На территории Предуралья оно не спешило организовывать фискальные органы. К примеру, на­родам Приуралья дается обещание управлять своими землями по своему усмотрению, то есть, владение вотчинами остается в распоряжении их владельца (правда, продажа земли запрещается). К слову ска­зать, ни одному народу, на захваченных русским пра­вительством землях, не предоставлялось такое право. Таким образом, в территориально-административной единице, именуемой Башкирией,   каждый землевладелец (разумеется, большинство из которых были местные тюрки; башкиры они, татары, или другие - оставим на усмотрение специалистов) становится ба­шкиром-вотчинником. Вообще, все люди, населяющие новую административную единицу, названную Баш­кирией, отныне начинают называться башкирами. Вот что пишет об этом проделавший большую работу по изучению архивных документов, башкирский историк У. X. Рахматуллин: «Татары, чуваши и мари, населяю­щие северную и западную часть Уфимского уезда, в XVII веке стали называться башкирами». (Рахматул­лин У. X.-Крестьянское население Башкирии в XVII веке. Название сборника: Крестьянство и крестьян­ское движение в Башкирии в XII - в начале XX вв. Уфа, 1981, стр. 7.).
Следовательно, в известный период, особенно во второй половине XVI века и в XVII веке, слово «баш­кир» использовалось как административный термин и как название сословия. Этот факт нашел отражение и в записях царских чиновников, и в трудах, связанных с историей, этнографией и географией, и в деловых бумагах, как нечто бесспорное, и не вызывал ни у кого сомнения. В этой статье используются термины «вотчинники», «башкиры-вотчинники». Но отождеств­лять их с названием современных этнических башкир нельзя ни в коем случае. Таким образом, после вхож­дения в состав Русского государства на первых порах землевладельцы Башкирии начинают владеть своими землями в качестве вотчинников по своему усмотре­нию. Это - первое. Во-вторых, по платежам Башки­рия отличалась от территории бывшего Казанского ханства. Письменные источники, архивные документы свидетельствуют, что ясак, взимаемый с жителей Ба­шкирии, был существенно легче ясака с жителей быв­шего Казанского ханства.
Например, на требование властей вылавливать и передавать им переселенцев, живущих на землях вот­чинников, те отвечали: «если вотчинники за 8 ясаков расплачиваются одной куницей, т. е. один ясак сос­тавляет одну гривну, то в Казани один ясак составля­ет восемь рублей, двадцать шесть алтын с полудень­гою. Вот по этой причине и живут у нас эти беженцы. У нас живут не только татары, но и русские. Пашут землю...» (ЦГАДА, фонд 248, опись 3, книга 115, лист 978). Кроме того, ясак в Башкирии имел такую особен­ность: им облагался не каждый человек в отдельнос­ти, а общины. То есть, если на какую-нибудь деревню возлагалось 2 ясака, то не имело значение, сколько человек будет его платить. Это и не контролирова­лось. Поэтому, вотчинники разрешали переселенцам поселиться на своих землях, и заставляли их платить ясак. Впоследствии эти переселенцы сами постепен­но становились ясачными башкирами. О сравнитель­ной «легкости башкирского ясака оставили письмен­ные свидетельства государственные деятели (П. И. Рычков), историки (В. Филоненко, Р. Н. Степанов) и другие.
В-третьих, новая территориальная единица Баш­кирия находилась на окраине Русского государства, в XVI - XVII веках там не было необходимого надзора, а управление краем только налаживалось. А это ме­шало хорошей организации учета населения. Впер­вые более или менее удовлетворительный учет насе­ления в Башкирии был проведен в 1762 году во время Ш-ей ревизии. В-четвертых, земли в Башкирии были сравнительно свободны (подчёркнуто мной - И.Г.). Нетронутые уголки Предура­лья постоянно притягивали к себе людей, измученных от безземелья.
Все перечисленные выше факторы, с одной сторо­ны, и ухудшение положения народов бывшего Казан­ского ханства, рост их недовольства, вытеснение их с обжитых мест, с другой, послужили возникновению условий для расселения переселенцев в Башкирии.

Из Поволжья в сторону Урала

Как видно из архивных документов, после раз­грома Казанского ханства, народы, входящие в его состав, большими группами в массовом порядке пере­селились в Башкирию. Например, в документе 1688 года сказано о возникновении 50-ти татарских, марий­ских и удмуртских деревень в Уранской волости Осинской дороги*. Из них 37 возникли до, а 13 после 1662 года (ЦГАДА, ф. 1173, опись 3, ед. хранения 980). Как видно из документа 1701 года, татары-вотчинники (подчёркнуто мной - И.Г.) де­ревни Мушуга Иректинский волости пишут жалобу о возникновении на их землях двадцати деревень без их на то согласия (ЦГАДА, фонд 615, оп. 1, ед. хр. 12157). В ходе проверки выяснилось, что большинство из этих деревень существует здесь уже более 70-ти лет. Даже только эти факты показывают, насколько широкое распространение получило переселение на­родов Поволжья в Башкирию в конце XVI-го и в пер­вой половине XVII-ro веков. Оттуда же известно, что основателями этих поселений были выходцы из Ка­занского и Свияжского уездов.
Переселение народов принимает такие размеры, что количество ясачных в деревнях Казанского уезда сильно сокращается. Естественно, это не может прой­ти мимо внимания чиновников. Вице-губернатор Каза­ни Н. Кудрявцев в своем письме в Сенат в 1719 году сообщает, что татары и другие ясачные люди бегут к башкирам, а наложенные на них подати не собирают­ся (ЦГАДА, ф. 248, оп. 3, книга 101, лист 457). «В Казанском уезде земли 6006 ясачных опустели», пи­шется в другом документе (ЦГАДА, ф. 248, оп. 3, книга 115, лист 978). Для борьбы с бегством в Приуралье организуется работа по поимке и возвращению бег­лецов обратно, сооружаются заставы на дорогах и т. д. В результате в 1707-1720 годах было зарегист­рировано 17 920 дворов беглецов только по Казанскскй и Уржумской уездам. Из них 8613 татар, 3863 мари, 3303 русских, 991 удмуртов, 896 новокрещенцев, 196 чувашей, 58 мордвы (Там же, кн. 115, лист 283-284). В течение 1720-1722 годов в Уфимской губернии обнаруживается 5031 семья (или 20105 человек) пере­селенцев, которых было решено вернуть назад. Из них большинство было из Казанского (3814 семей), Свияжского (550), Симбирского (254), Уржумского (92) уездов (Там же, л. 922-931). Как видим, большинство переселенцев было из Казанского уезда. По наци­ональному составу татары составляли большую их часть. Царские чиновники часто обращали на это вни­мание, ученые, занимающиеся миграцией крестьян, тоже приходили к такому же выводу (С. М. Васильев,

* По существующему тогда территориально-администра­тивному делению Казанский уезд был разделен на Арскую, Зюрийскую, Ногайскую, Галечскую дороги (дорога, или даруга- название административного деления). Тот же принцип использован в Башкирии. Она была разделена на Осинскую (от Уфы до города Оса нынешней Пермской области), Казан­скую (нынешний Башкортостан, бассейны рек Ик и Белой в пределах Татарстана), Ногайскую (от Уфы на юг вдоль реки Белой, правобережный бассейн реки Демы), Сибир­скую (Восточная Башкирия) дороги.

У. X. Рахматуллин и др.). Упомянутые выше новокре­щенцы (896 дворов) в большей своей части, надо полагать, были татары. В документе 1701 года указа­но, например, что большинство беглых являются вы­ходцами деревень Арского района Казанского уезда (ЦГАДА, ф. 452, оп. 2, ед. хр. 26; Васильев С. М. Припущенники на башкирских землях в первой поло­вине XVIII века (татаро-бобыльское население Баш­кирии). Канд. дисс. М., 1950, стр. 63 и далее).
Выше было упомянуто о некоторых особенностях ясачных отношений башкир. Был еще один важный момент. На основании указа 1649 года землевладель­цам Башкирии (вотчинникам-башкирам, мурзам, тата­рам) было запрещено продавать землю. Следователь­но, пришлым людям, не имея возможности купить землю, приходилось вступать в общину другими спо­собами. Этому способствовала и общинная, а не по­душная форма уплаты ясака. В этих условиях на земли вотчинников Башкирии могли попасть только пришлые, имеющие одинаковые с ними культуру, язык и религию, татары. По этой причине, по свиде­тельству русских историков (Н. Н. Фирсов, С. В. Батрушкин, А. Г. Волынский), население Башкирии даже в XVII веке состояло из нерусских народов (т.е. преимущественно из башкирского и татарского компонентов - И.Г.). В 1736 году выходит указ, разрешающий продажу башкир­ских земель. Только после этого в освоении здешних земель (если не считать города и церкви) начинают принимать участие русские крестьяне.
Как видно из письменных источников, отношение вотчинников к пришлому народу в разное время скла­дывалось по разному. В начале часто вотчинники даже не знали, сколько человек проживает на их землях. Но со временем, когда их владения начинают сужаться, охотничьи угодья уменьшаться, в начале XVII века, от них поступает большое количество жа­лоб. В них говорится о приходе со стороны Казани множества людей и захвате ими земель без разреше­ния. В то же время в письмах царских чиновников указывается на многочисленные факты приема пере­селенцев вотчинниками (этому есть объяснение в том, что переселенцы помогали вотчинникам облегчать их налоговое тягло, ну часто, и взимаемые самими дивиденды - И.Г.). В 1719 году Н. Кудрявцев в своем донесении Сенату пишет: «башкирцы служилых татар и ясашных иноверцев, перезывая к себе, дер­жат у себя» (ЦГАДА, ф. 248, оп. 3, кн. 101, л. 39). В 1730 году А. П. Волынский жалуется: «Башкиры, не взирая ни на какие указы, принимают к себе беглых». (Ис­тория Татарии в документах и материалах. М., 1937, стр. 387-388). Указывается даже, что одной из при­чин башкирского восстания 1704-1708 гг. явилось жесткое требование комиссара Казани А. С. Сергеева к башкирам о выдаче переселенцев (Рычков П. И. Топография Оренбургская, ч. I, СПб., 1792, стр. 89). И действительно, из многих архивных документов вид­но, что вотчинники не спешит с выдачей переселен­цев в руки чиновников. Часто они объясняют это тем, что живут переселенцы здесь давно, и много им задо­лжали. Татары из Симбирской и Осинской дорог про­сят не возвращать их домой. «Не только наши отцы и деды, но и деды наших дедов жили на этих землях. Мы уже не знаем, где была наша родина»,- говорят они (ЦГАДА, ф. 248, оп. 3, кн. 115, л. 371). Эти и подобные факты свидетельствуют о переселении та­тар в Приуралье, о сложности и многогранности их взаимоотношений с местными вотчинниками. Эти сложности усугубляются еще и действиями царского правительства. Дело в том, что для правительства основным является количество получаемых податей. Поэтому, если, с одной стороны, оно борется против переселения  крестьян, то,  с другой - имея  в виду увеличение ясака с вотчинников, оставляет переселе­нцев на их землях, облагая их ясаком.
Одной из основных предпосылок миграции с Волги на Урал была возможность ввода переселенцев в Башкирии в вотчину («припуск»). Во времена, когда существовало общинное владение землей, прием но­вых людей, ушедших по какой-либо причине из своей общины, было явлением обычным. Переселенцы тоже устраивались на земле по правилам этих традиций. Соглашения заключались устно. Но с ростом числа переселенцев, уменьшением охотничьих угодий и со­кращением владений, возникла потребность узако­нить этот процесс. Строительство многочисленных мо­настырей и укрепленных городов, производимое Рус­ским государством, так же приводит к уменьшению земельных владений вотчинников. В результате мно­гие вотчинники начинают узаконивать права на владе­ние своими землями на основе письменных докумен­тов. Племя гайна в бассейне Тулвы в 1597 году, племя юрматы в бассейне реки Белой получают от царя Алексея Михайловича грамоту на свои земли. В 1671 году 11 родов племени мин делят между собой землю и получают грамоту о дележе от Ал. Михайловича.  Право наследия, передаваемое устно из поколения в  поколение, приобретает письменную форму. Все это связано с увеличением числа переселенцев, так как эти пришлые со временем становятся хозяевами за­нимаемых ими земель.
В племенах возникают новые подразделения. Так, в начале XVIII века возникают такие родовые ветви: в племени Бурзян - Чувашбай, Татар, Черемис; в пле­мени Юрматы - Мокша, Ногай, Чуваш; в племени Кыпчак - Чуваш, Черемис; в племени Табын - Ар, Чувашбирде, Казантатар, Черемис, Апсалям; в племени Катай - Казан; в племени Аи - Арый; в племени Мин - Ногай, Кушылды, Юлдаш, Калмак и т.д. В составе некоторых племен пришлые представляют более крупные подразделения - роды. Например, в племени Юрматы - род мишар, в племени Танып - род Казанчы, в племени Аи - род мурзалар и т. д. (Кузеев Р. Г. Очерки исторической этнографии баш­кир, ч. I, Уфа, 1957, стр. 48-57). На возникновение новых родов обратили внимание и другие ученые. Этот факт нашел отражение в сказках и в легендах. Например, легенда о росте в два раза рода Дуван-айле за счет пришлых из Казани достойна особого  внимания (Кузеев Р. Г. Там же, стр. 68). (Здесь, по возникновению родовых ветвей, автор несколько поспешил с таковым, это требует более детального анализа, а не такого поспешного заявления - И.Г.). Не только  наследование, но и акты для пришлых о разрешении пользоваться землей, начинают оформляться в пись­менной форме. Начиная с конца XVII века оформле­ние таких актов только в письменной форме и только в государственных учреждениях становится обяза­тельным. Это делается главным образом для взятия на учет и обложения ясаком вновь прибывающих людей.
Говоря о предпосылках миграции татар на тер­риторию Предуралья и описывая исторический фон, на котором происходили эти события, необходимо отдельно остановиться на одном положении. Пересе­ление татар и других, состоящих в тесных связях с ними народов Поволжья, на земли Башкирии имели массовый характер уже в первой половине XVII века. По мнению С. М. Васильева в середине XVIII века половину населения Уфимской провинции составляли переселенцы-инородцы (Васильев С. М. Башкорт ерендэ припущенниклэр. Эзеби Башкортстан, 1951,
№ 2). О массовом освоении переселенцами земель Баш­кирии в ту пору пишут и другие ученые (например, П.И. Рычков «История Оренбургская (1730-1750». Орен­бург, 1986). То обстоятельство, что к началу XVIII века численность башкир возросла почти вдвое за счет переселенцев, неоднократно указывалось царскими чиновниками и представителями власти (История Та­тарии в документах и материалах. М., 1937, стр. 309, 402; Материалы по истории Башкирской АССР, ч. Ill, М.-Л., 1949, стр. 526; Добросмыслов А. И. Материалы по истории России, т. I, Оренбург, 1900, стр. 10 и далее). Вот этот факт всегда должен быть в центре внимания. Следовательно, массовое переселение и оседание народов Поволжья, особенно татар, в Баш­кирии до начала XVIII века является реальным и бесспорным фактом. По своему количеству они уж в ту пору были способны оказать заметное влияние на социально-экономическое положение края.

Освоение новых земель

Возникает вопрос: почему татары, проживающие в Башкортостане, носят различные названия? Знаком­ство с сохранившимися до сих пор в народе леген­дами, литературой по истории, этнографии, археоло­гии, фольклору и т.д., изучение многочисленных ар­хивных документов, показывают, что это многообра­зие в названиях связано со способом оседания и адаптации переселенцев на новых землях: они стали владельцами земли разными путями и стали назы­ваться, в зависимости от этого, по-разному.
Самый распространенный способ освоения новой земли - самовольный захват и пользование ей. Этот способ приобретает столь широкие масштабы, что в конце XVII -гo и в первом десятилетии XVIII века мест­ные вотчинники забросали жалобами государствен­ные учреждения. Как видно из материалов, собран­ных А. И. Добросмысловым.
Ф. Филоненко, жалобы поступали из всех дорог Уфимской провинции. Во всех этих жалобах говорится о том, что люди, при­ехавшие из Казани и Казанского края, казанские татары, без разрешения захватывают и вспахивают землю. Вот несколько отрывков из жалоб: «Насильством поселясь живут пришлые из Казанского уезду, на вотчинной их земле живут пришлые Казанского и других уездов татары и прочие иноверцы, и владеют вотчиного их и всякими угодьями насильством своим, ясачные татары Казанской дороги...» и т. д. Возмож­но, некоторые поселившиеся без разрешения, затем приходят к устному соглашению с хозяевами, но впо­следствии их все равно относят к самовольным посе­ленцам. Некоторые из переселенцев продолжают платить ясак по месту прежнего жительства. Со вре­менем, окрепнув на новом месте, они переводили ясак в Уфу.
Те, которые селились на свободных землях без разрешения и документов, после обзаведения хозяй­ством записывались в сословие ясачных бобылей и начинали платить так называемый бобыльский ясак.
Необходимо подчеркнуть, что в ту пору в Баш­кирии уплата ясака имела важнейшее значение. И если кто-либо платил ясак за землю, то он считался хозяином этой земли, и земля принадлежала ему. Какие бы споры и тяжбы не возникали, земля ос­тавалась за тем, кто за нее платил ясак. Земля - это жизнь и быт, источник существования, а ясак, уп­лачиваемый за нее - твой единственный довод. Вспомним еще раз о сравнительной легкости ясака в условиях Башкирии. Поэтому вполне естественно стремление обретших землю приезжих записаться в ясачные.
В документах, относящихся к началу XVII века, часто используются названия Уфимский ясак и Казан­ский ясак. Например, Баймурза Байчурин из деревни Симак раньше платил ясак в Казани. Переезжает на жительство в Уфимский уезд к татарину Апасу Ахметову. После возведения хозяйственных построек сборщик податей назначает ему ясак из двух куниц. (Васильев С. М. Припущенники на башкирских... стр. 133).
Говоря о Казанском ясаке, имеется в виду ясак, уплачиваемый в Казанский Приказ русского прави­тельства, находящийся в городе Казани. В XVI - XVII веках его платили жители Казанского уезда. Вместе с тем, похоже, его продолжали платить и те люди, которые жили на землях, отошёдших к Уфимской провинции из состава Казанского ханства. Из доку­ментов явствует, что были частые факты перевода ясака из Казани в Уфу. Например, прапрадед вотчин­ников Осинской дороги Уфимского уезда Тулыбай всегда платил ясак в Казань, «... и как построен город Уфа... платил на Уфу». Татары деревень Кучуково и Тугыз Казанской дороги Уфимского уезда (нынешний Агрызский район) также платили казанский ясак, а их родственник Иткеня платил вместе с «башкирами» Енейской волости (тот же Агрызский район, Тугыз Буйягы). В 1689 году упомянутые татары переходят на один ясак с Иткеней и начинают платить в Уфу. Как видно из документов 1658 года, бобыли деревни Талламас платили ясак в обе стороны: и в Казань, и в Уфу. В то же время о принадлежности их вотчин пишут «старинная, дедов и отцов» (ЦГАДА, ф. 1173, оп. 1, ед. хр. 980, 1037, 745, 476). Подобные факты дают основание считать, что эти деревни существовали еще в период Казанского ханства. Следует обратить вни­мание на то, что казанский ясак встречается лишь в документах, относящихся к определенным районам: к бассейну реки Ик и бассейну нижнего течения реки Белой. Специальное исследование казанского ясака учеными-историками, если бы оно было проведено, могло бы помочь определить восточные границы Ка­занского ханства. Конечно, когда речь идет о XVI и XVII веках, под казанским ясаком подразумевался ясак, уплачиваемый в основном жителями Казанского уезда в Казанский Приказ. Примеры можно продол­жить. Казанский чуваш (в те годы одна прослойка татар Казанского уезда в документах имела такое название) Максют Ураков (житель деревни Бирсют Зюрийской дороги) в челобитной, поданной в 1627 году, указывает, что имеет вотчину в верхнем течении реки Ик, а платит ясак в Казань (ЦГАДА, ф. 1173, оп. 1, ед. хр. 321, л. 1). Житель деревни Ашытбаш Арской дороги Котлы Ишменев платил ясак в Казань, тогда как сам жил в Уранской волости Уфимского уезда (Васильев С. М. Там же, л. 63). Ясачные татары дерев­ни Ст. Юшады Казанской дороги Уфимского уезда платили в Уфу по одному куньему ясаку, а также подушный ясак в Казань (ЦГАДА, ф. 452, оп. 2, ед. хр. 85, л. 2). Из 50 деревень, возникших в Уранской волос­ти Уфимского уезда до 1688 года, только 18 были записаны в ясачные книги Уфы. Остальные платили ясак в Казань, а здесь помогали в платежах вотчин­никам, поставляя им 40 куниц в год. Как видно из документов, эти деревни оставляются на месте (ЦГА­ДА, ф. 1173, оп. 1, ед. хр. 980, л. 12). Алкач Яхин из деревни Чапкиново показывает: «В их деревне (до­кумент относится к 1688 году) всего 9 бобылей. Они более 20 лет назад без разрешения поселились в вотчине Мурзакая Юкачева. Построили дома и начали платить бобыльский ясак в казну. В ходе проверки стало известно о возникновении в вотчине Мурзакая Юкачева 24-х деревень (276 семей). Из них 14 (165 семей) живут здесь по 50-60-70 лет и более. По­скольку царскому правительству выгодно сохранить плательщиков ясака, то эти деревни оставили на мес­те» (Васильев С. М. Припущенники на башкирских землях... стр. 129-138).Власти также проводят работу по учету самовольных поселенцев. Например, в 1678 году берутся на учет 2571 человек (будем иметь в виду, что под словом «человек» подразумевался гла­ва семьи, которые бывали весьма многочисленны. В некоторых вместе проживало по нескольку снох), ко­торые облагаются денежным или куньим ясаком (Но­виков В. А. Сборник материалов для истории Уфим­ского дворянства, СПб., 1879). В пору воеводы В. Ф. Стрешнева выходит указ, предписывающий брать каждого вновь прибывшего на учет и вносить в списки ясачников. Также выявлять тех, кто платит оброк вотчинникам и их тоже записать в ясак. (ЦГАДА, ф. 1173, оп. 1, ед. хр. 1167, л. 2).
В результате в документах, относящихся к 1693- 1694 годам, появилось много записей о наложении бобыльского ясака на безъясачных и переводе ясач­ных с бобыльского на окладной ясак.
Бобыли представляли прослойку относительно ма­лоземельных крестьян. Возможно, они имелись еще до присоединения края к Русскому государству. На­пример, жители деревни Кечкутан Уранской волости, Казанской дороги, Уфимского уезда еще в 1622 году считались ясачными бобылями (ЦГАДА, ф. 1173, оп. 1, ед. хр. 642). В том же документе жители деревни Баржы названы «старожилыми бобылями» (л. 25). Предки тептярей деревни Тойкаш Бирского уезда то­же были бобылями. Они платили бобыльский ясак вплоть до 1744 года, до получения названия «типтяр» (ЦГАДА, ф. 1324, оп. 1, ед. хр. 4152, л. 265-273).
Среди бобылей были и обнищавшие местные крес­тьяне, и служилые татары.
Со временем, укрепив свое положение, некоторые бобыли обращались к властям с просьбой о переводе их в категорию окладных ясачных. Им выдаются гра­моты, так называемые «владенные выписы». В ре­зультате, став законным владельцем своей земли, они еще больше укрепляют свое положение. Вопрос этот имел еще и другую сторону. Ясак, называемый окладным, платили местные вотчинники. Таким об­разом, бобыли поднимались до уровня вотчинников. В Башкирии в условиях XVI - XVII веков слова «вотчин­ники» и «башкиры» имели тождественное значение. Приведем несколько примеров. Бобыль Зяникак Елымов, живший на земле тархана Табынской волости Ногайской дороги Уфимского уезда Янбахтина в 1673 году переходит на башкирскую службу (ЦГАДА, ф. 1173, оп. 1, ед. хр. 539, л. 2). Таким же путем бобыли той же волости Уразайка и Акпердайка («Матросовы дети») перешли к башкирам (там же). Качаковы, отцы и деды Илтудиных из деревни Бурлы Кыпчакской волости, из бедных бобылей, получили грамоту с предписанием записать их туда, где ясак выше (Там же, ед. хр. 933, д. 7, 37). Конечно, окладный ясак был выше.
Татарин из деревни Турай Казанской дороги Уфимского уезда Кульмет Еналеев в 1677 году отдал свой бобыльский ясак свободному и безъясачному человеку, а сам записался на окладной ясак. Он в своем прошении пишет, что «у него там-то есть вот­чина». А в 1689 году его сын (?) Якуп Кульметьев числится среди башкир деревни Турай (Материалы.,., ч. I, стр. 22 4).
Бобыли Ногайской и Сибирской дорог в конце XVII века записываются на общий ясак с башкирами Мин­ской волости Ногайской дороги, а их дети уже в 1728 году в своих прошениях домогаются равных прав с башкирами (Там же, стр. 128).
При переходе на окладной ясак бобыли нередко брали на себя обязательство платить дополнительно «в пользу царской казны». Жители упомянутой выше деревни Талламас в своем прошении о переводе на окладной ясак обязуются дополнительно вносить 2 куницы в год. Пишут, что их вотчина находится на берегу реки Ик, и унаследована от дедов. Московка Бахтыбаев из Уранской волости ввиду своей старости передает свою свободную вотчину ясачным бобылям татарам Мыстячко Бахтыбаеву и Якупу Танатмышеву. А те должны будут уплатить ясак за вотчину («10 куниц да батман меду да прибыль куницу»), а свой бобыльский ясак передать другим, безъясачным (ЦГАДА, ф. 1173, оп. 1, ед. хр. 1035, л. 7).
Частенько переходящие на окладной ясак припи­сывают своих родственников и других родичей (вновь прибывших людей?) за дополнительную плату в виде куницы. Например, житель деревни Байлар Русай Ка­занской дороги, Уфимского уезда Чорополка Токаев 20 лет платил в Уфу бобыльский ясак (2 куницы), а у него была вотчина на берегу реки Ик. Он просит, чтобы его освободили от бобыльского ясака и вместе с родственником перевели на окладной. Просьба его была удовлетворена и он переходит на плату 3-х куниц в Уфу и еще одной в пользу царской казны (Там же, ед. хр. 470, л. 17). И. Кульмет Еналеев переходит на окладной ясак вместе с братом Измаилом. Показы­вает, что имеет вотчину, оставшуюся в наследство от дедов на берегу реки Ик. Ясачные татары деревни Кыркалны, Дуванской волости также переходят на окладной ясак (Там же, ед. хр. 858, л. 5). Вот эти факты дают основание считать, что упомянутые де­ревни существовали уже во времена Казанского хан­ства.
Таким образом, часть вновь прибывших людей самовольно, без разрешения поселялись и жили, не платя ясака. Затем, обзаведясь землей и хозяйством, записывались на бобыльский ясак. После укрепления своего хозяйства и расширения наделов, переходили на окладной ясак, которым облагался социальный слой, именуемый башкирами-вотчинниками. Пересе­ленцы вот такими путями укрепляли свое положение на новых землях, превращались в земледельцев-баш­кир. Эти факты, несомненно послужили причиной по­явления татароязычных «башкир» (или так называемой категории «новобашкир» - И.Г.) . Часть бобылей и самовольно поселившихся татар переходили в тептяри (на этом остановимся ниже).

Перевел Фарит Хрумкин. Ж. Идель 90-х годов.
Previous post Next post
Up