Дмитрий Сапегин, руководитель Службы обследования зданий и сооружений:
С глубочайшим сожалением констатирую, что сообщения об обрушениях и обвалах стали неотъемлемым атрибутом нашей повседневности. Такие техногенные аварии бывают нередко с трагическим исходом, Особенно беспокоят сообщения об обрушениях кровель в зданиях постоянного пребывания людей, ведь среди пострадавших может оказаться любой из нас.
Снеговые нагрузки?
Едва ли можно говорить о каких-то сверхнормативных снеговых нагрузках. О значительных - да. Близких к предельно-допустимым - да, но не сверхнормативных.
Так, к концу зимы при плотности снега порядка 250 кг/м³ для достижения снегом предельной расчетной нагрузки (180 кгс/м²) должно лежать 72 см уплотненного снега. В официальных сводках на 26 января 2011 г. говорится о суммарной толщине свежевыпавшего (неуплотненного) снега - «толщина выпавшего с начала зимы снежного покрова 180 см».
Очевидно, что нагрузка уплотненного снежного покрова в настоящее время не превышает 100-150 кгс/м². Кроме того, количество выпадающего снега на открытой и продуваемой кровле, безусловно, меньше средней величины по городу.
Незначительные дефекты конструкций?
Проблема заключается в том, что при возведении любого здания имеются недостатки по качеству. Существенные недостатки в виде применения непроектных конструкций и материалов уважающий себя технический надзор не пропустит. Но незначительные на первый взгляд изменения катетов швов не слишком ответственных конструкций, отклонения расположения болтов в соединениях (при сохранении их количества), дефекты расположения арматуры и т.д. имеются в 99% возведенных зданий. Данные дефекты могут и не проявиться при обычном режиме работы. Однако при близких к предельным нагрузках, даже незначительные недостатки могут иметь решающее значение.
Например, достаточно сложно соблюсти толщину защитного слоя арматуры монолитных железобетонных конструкций. Тем более допуски, устанавливаемые СНиП 3.03.01-87, измеряются в миллиметрах. При предельных нагрузках, усилия в неправильно установленной арматуре могут быть больше расчетных значений, предусмотренных проектировщиком и, соответственно, принятое сечение может оказаться недостаточным для восприятия допустимой (по расчету бездефектной конструкции) нагрузки.
В ситуации, когда нагрузки приближаются к предельным, едва ли возможен разговор о «незначительных» дефектах несущих конструкций. Любой дефект или отклонение от проекта и норм является взведенным курком оружия, готового выстрелить в любой момент. Особенно при любых внешних воздействиях, а тем более, предельных и экстремальных.
Что делать?
Учитывая опыт последних зим, речь должна идти о тотальном контроле несущих конструкций общественных и большепролетных зданий. Т.е. в первую очередь, зданий, в которых снеговая нагрузка является основной. Причем контролю должны подлежать не только конструкции, непосредственно воспринимающие снег, но и все несущие конструкции вплоть до фундаментов. Очевидно, что такая колоссальная по объему работа не может быть проведена мгновенно, а здания эксплуатируются, и пока никто не гарантирует их прочность.
Проблема должна решаться последовательно и комплексно и в первую очередь необходимо принять превентивные и срочные меры по предотвращению обрушений: контроль толщины снежного покрова на кровлях и, особенно, снеговых мешков и отслеживание деформаций кровли и несущих конструкций. И только впоследствии речь должна идти о детальном обследовании несущих элементов. В противном случае, количество трагических инцидентов будет расти.