Бухара. Нодирбек, Ляби-хауз, Ходжа Насреддин и гиждуванский шашлык.

Mar 25, 2009 00:39

              Начинать и заканчивать путешествие по Бухаре нужно, однозначно, в Ляби-хаузе. Когда вы только приехали, или уже до Вашего отъезда остается 3-4 часа, придите на берег Ляби-хауза, окруженного ступенями, вырезанными еще в 16-м веке. Присядьте на айван в сени деревьев, рядом с Ходжой Насреддином, закажите упругий гиждуванский шашлык, чакку и чайник зеленого чая. Неторопливо и с наслаждением вкусите эти дары жизни, созерцая величественные памятники прошлого, стерегущие ваш покой. Будет тихо звучать традиционная узбекская музыка, говорок детишек, лазающих по бронзовому Ходже Насреддину. Солнце будет играть бликами на сине-лазурной мозаике величественных медресе, терракотовой ажурной шкатулкой замрёт Ханака. Если Вам доведется ощутить этот миг, значит впереди у Вас удивительная Бухара, а может быть она позади. И это равно прекрасно.
              А вот представьте, что мы сидим, облокотившись на подушки, на айване в этом удивительном месте, ждем, когда мастер-ошпоз приготовит огромный гиждуванский шашлык. Вы переводите взгляд с одной древности на другую, и я рассказываю Вам …




Мы находимся в одном из самых легендарных мест Бухары.

Ляби-хауз - четырехсотлетний искусственный водоем в центре Бухары, самый большой в свое время. Ляб - губа, хауз - водоем, дословно «губа водоема». Если стоять лицом к ляби-хаузу, прямо за ним - самое большое Медресе Бухары Кукельдош, слева Ханака Нодира Диван-беги, справа - Медресе Нодира Диван-беги.
           Сразу за медресе - жилые дома, за нами - Еврейский квартал. Еврейский квартал отделяет от Ляби-хауза канал, построенный тем же самым Нодиром. И история этого канала - моя любимая. Но начнем с начала.
            Кукельдош нам частично закрывает дым от мангала, поэтому о нём кратко. Кукельдош - должность при дворе Чингиз-хана, пришедшая во дворы Бухарских правителей. Кукельдош по имени Кулбобо пересидел на своем посту несколько правителей. Был успешен и богат. И на деньги свои построил это огромное медресе. Говорят внутри Кукельдош ажурный и белоснежный. Но проверить это мы с Вами не сможем - медресе закрыто.
            А теперь переводим взгляд прямо за памятник Ходжи Насреддина. Ооо! Это не простое медресе. Таких в Средней Азии только два.
            Почему? А вы посмотрите, посмотрите что изображено на фронтоне!!! Птицы! А в центре, под шестиугольником - солнце в которое вписано лицо с раскосыми глазами. Что в этом удивительного? А то, что в Исламе запрет на изображение животных, а человеческих лиц, тем более. А это, господа 16-й век и это религиозное учебное заведение.




Очень важный бухарский сановник Нодир (диван беги - это его должность) был впечатлен строительством медресе Шер-дор в Самарканде. Зверей, изображенных на фронтоне этого медресе знает любой узбекистанец, этот же зверь, несущий в себе солнце с человеческим лицом изображен на купюре в 200 сум. Так вот бухарский Нодир диван-беги стал меряться с самаркандским Ялангтуш-Бахадуром, кто кого перемедресит. Время и люди пощадили оба медресе.
                Надо сказать, изначально, Нодир собирался строить не медресе, а ханаку. Но, когда строительство подходило к концу, на «презентацию» прибыл хан и в приветственной речи поблагодарил Нодира за строительство медресе. Ничто не ново в этом мире. Пришлось Нодиру переделывать здание Ханаки в Медресе. Надстраивать второй этаж жилых помещений. Не подводить же эмира! Кстати комнаты для занятий в здание вписать так и не удалось.
                Лет за 10 до этого Нодир уже построил ханаку. Она прямо напротив медресе, через Ляби-Хауз. Тем более, что дом Нодира был неподалеку - на месте той самой синагоги, о которой я рассказывала прошлый раз.
                Но сначала о ханаке. Ханака - это суфийский монастырь, обитель дервишей. Не буду рассуждать за суфизм, ибо логика моя женская. Потому рекомендую набрать в поиске и составлять собственное впечатление. Но, наверное, кто такие странствующие, нищие - дервиши, в суровых одеждах и узловатым посохом, бесноватые и с горящими глазами, знают все.
                Так вот любой дервиш- странник мог остановиться в ханаке. Найти там приют и пищу. В ханаке же, помимо келий и трапезных, есть мечеть. А еще зал для собраний.
                 Эх! Если бы на резных старинных дверях Ханаки Нодира Диван-беги не висел большой амбарный замок, мы бы обязательно зашли в главный зал под куполом. Акустике этого зала позавидовали бы все современные оперные театры мира. Это то место, где суфии проводили свои собрания. А вообще очень теплое и доброе место. К его стенам хочется прикоснуться, а на истертых ступенях просто посидеть.




Ах! Ну вот! Пока Вы слушали мой рассказ и попивали зеленый ароматный чай, нам подан шашлык. Гиждуванский шашлык




Гиждуван - маленький городок в 40-ка километрах от Бухары. Там делают особые вышивку, керамику, шашлык и по-особому жарят рыбу. Так вот 99% населения Узбекистана ели гиждуванский шашлык, но только 1 % знает, как его готовить. Вот только не говорите, что туда нужно добавлять муку, или обматывать фарш жиром. Эти байки слышали! Но суть не в этом. Просто даже если вы абсолютно сыты, стоит вам попробовать крошечный кусочек этого шашлыка, и ничто и никогда Вас не удержит. Кстати! Такой шашлык делают только по правую сторону от Ляби-хауза. Слева на айваны не садитесь. Там места для богатых и неразборчивых иностранцев.
             Пока вы кушаете это яство, я умолкаю. Я не мешаю, отвожу взгляд, наблюдая, как мутные воды бегут по древнему каналу. И думаю о ней, той еврейской вдове, имени которой я не знаю. Но в жизни которой, и в жизни евреев Бухары, этот канал изменил многое. И жду того момента, когда я буду рассказывать о ней.
              Ну вот… Гиждуванский шашлык закончился, как старинная изысканная песня. Не Вы съели его - он поглотил Вас, и теперь воспоминание о нем никогда не даст Вам покоя. Мы вновь пьем терпкий зеленый чай, и я продолжаю свой рассказ о Ляби-хауз.
Задумал Нодир Диван-беги построить самый большой хауз в Бухаре. Однако камнем преткновения стал большой дом, который мешал строительству. Дом принадлежал пожилой еврейке, бездетной вдове. И предложил ей Нодир большие деньги за её дом. Но отказалась вдова, сказав что она одинока, и дом этот - память о её муже, и хочет она провести остаток дней своих в этом доме.
              Как ни уговаривал Нодир, вдова стояла на своем. Тогда по наущению своих друзей-царедворцев построил Нодир канал, облицованный камнем. И построил он его так, что проходил канал прямо под стенами дома вдовы. Надо сказать .что строительство этого канала обошлось Нодиру многократно дороже самого Ляби-хауза. И стали воды в канале подтачивать дом вдовы. И пришла она к Нодиру и воззвала к его совести, попросила перекрыть канал. Но Нодир в ответ повторил свое предложение о покупке дома. И тогда вдова сказала великие слова.
               Но сначала предыстория. За много десятков лет до этого случая была мусульманами разрушена одна из синагог. И тогда эмир издал указ, согласно которому все религиозные общины (христиане, зороастрийцы, евреи) должны платить «налог на веру» - джизье. Иметь собственные органы самоуправления, контактирующие с правительством эмира. И трогать иноверцев никто не будет. Но тем же указом запретил он строительство новых храмов.
               Вернемся к еврейской вдове. И сказала она тогда Нодиру дерзкие слова. Что не нужны ей ни деньги ни дом. Пусть он его забирает. Нет у нее детей, которым бы она оставила его в наследство. Но взамен пусть даст участок земли и разрешение на строительство синагоги. На что Нодир не просто согласился, - он отдал свой участок земли, рядом с Ляби-хаузом. Вот с тех пор, с 1620 года и находится на этом месте Синагога, и стали селиться вокруг неё евреи Бухары. И так появился в Бухаре еврейский квартал. И говорят, что изначально Ляби-хауз называли "Хауз-и Базур" - "построенный с принуждением".
А тот злополучный канал… Он так себе и течет. Никуда за века не делся.




Никто не смог мне назвать имени этой еврейской вдовы. Может кто подскажет?

В 20-е годы Хаузы по всей Бухаре были уничтожены. Сохранились единицы. Те, которые были элементами архитектурных комплексов. Дело в том, что эти хаузы были рассадниками малярии и ришты. Если о малярии вы слышали, то о риште - вряд ли. Ришта - круглый червь-нематод. Размножался как раз в стоячей воде хаузов. Личинки ришты проникали через пищевод или ранки под кожу и развивались там. Основными разносчиками ришты были машкобы - так называли водоносов. Ришта под кожей их ног вырастала до метра, да еще и откладывала личинки. Развитие ришты сопровождалось жгучей болью. Местные врачи-табибы надрезали место, где находилась головка ришты и наматывали её на палочку - по 3-4 см в день. Вытягивали её целиком в течение долгих недель. Разорвать тельце червя было нельзя - начинался сепсис. Так и бегали машкобы-водоносы по ступенькам к хаузу за водой. А на ногах их болтались подвязанные тряпицой, намотанные на палочку ришты, осеменяя воду хауза своими личинками. В 20-х годах более 20% населения Бухары было поражено риштой. На борьбу с ней встал удивительный человек, военный врач царской армии, позднее работник Наркомздрава, делегированный в Бухару после революции Леонид Михайлович Исаев. Коренной москвич, которого поглотила и влюбила в себя Бухара. Под его руководством осушались зараженные хаузы Бухары и начиналось массовое лечение ришты.
                Когда моя бесстрашная младшая пыталась упасть в очередной хауз, мы пугали её страшной метровой риштой. На что она как-то ответила : «Это ты мне про этот хауз говорила, что ему 400 лет? Дааа похоже в нём воду с тех пор не меняли!»

Но загрустили Вы. А не стоит! Посмотрите, вокруг шумит жизнь. Чопорные иностранцы восхищенно ковыряют чакку, жители окрестных махаллей гуляют на Ляби-хауз. Мужчины сидят отдельно, женщины -отдельно. Дети снуют вокруг многочисленных керамических верблюдов и кормят гусей в Ляби-хаузе.
              Бронзовый Ходжа Насреддин не остается в одиночестве. Вокруг него очередь из страждущих с ним сфотографироваться. Место на ослике, перед Насреддином, его коленки, ушки и рот истерты руками до золотого блеска.




Говорят, что если ребенка посадить перед Ходжой Насреддином, ребенок вырастет удачливым и жизнерадостным. Моя младшая ни разу не прошла мимо этого седла. Причем каждый раз, когда она карабкалась на бронзового осла, несколько местных мужчин, видя мою растерянность, бросались ей на помощь. Но она, как ящерка, ускользала от них, взлетая на седло. Баракалла - молодец! - говорили они ей.
              Взрослые трогают ослика за ухо и вкладывают руку в его открытый, взнузданный рот. Говорят будет счастье.
И вернемся к началу :
              Начинать и заканчивать путешествие по Бухаре нужно, однозначно, в Ляби-хаузе. Когда вы только приехали, или уже до Вашего отъезда остается 3-4 часа, придите на берег Ляби-хауза, окруженного ступенями, вырезанными еще в 16-м веке. Присядьте на айван в сени деревьев, рядом с Ходжой Насреддином, закажите упругий гиждуванский шашлык, чакку и чайник зеленого чая. Неторопливо и с наслаждением вкусите эти дары жизни, созерцая величественные памятники прошлого, стерегущие ваш покой. Будет тихо звучать традиционная узбекская музыка, говорок детишек, лазающих по бронзовому Ходже Насреддину. Солнце будет играть бликами на сине-лазурной мозаике величественных медресе, терракотовой ажурной шкатулкой замрёт Ханака. Если Вам доведется ощутить этот миг, значит впереди у Вас удивительная Бухара, а может быть она позади. И это равно прекрасно.

Рефлексия, Узбекистан, Бухара

Previous post Next post
Up