Бухара. Тайная вечеря, удивительные куклы, удивительные мастера, шелка, тюбетеечный рай и Баламут

Mar 25, 2009 14:06

        Весенняя Бухара. Солнечное утро. Забот никаких, кроме как предвкушать и получать удовольствие. Этот процесс предвкушения очень важен. Он обостряет ощущения от увиденного.
         Мы любовно настраиваемся на город. Неторопливо гуляем вокруг Ляби-хауза. Старинные дворики со множеством дверей, по высоте рассчитанных на гномиков. За дверьми - многочисленные лавки с товаром, который сувенирами назвать - язык не поворачивается. Не лавки то, а музеи декоративно-прикладного искусства. Приветливые продавцы, зазывая нас в свои кельи, не устают заботливо повторять : «Наклоняйте голову! Не ударьтесь!» Так, согнувшись, мы ныряем через крошечные двери в восточный торговый рай. О том, что внутри - далее. А сейчас, о предтече удивительного знакомства.
          На одном из угловых домов, над закрытой дверью видим удивительный баннер. Тайная вечеря! Но какая!!! Участники вечери - явно жители Бухары, причём разных национальностей. Хотя преобладают сыны Израилевы.


   (разверните в полный формат, рассмотрите!)

            Моя старшая, опытный веб-дизайнер, таки просто сделала стойку перед вечерей.
- Я хочу знать, кто и зачем это сделал! И вообще, кто этот человек? Почему не знаю
            Надежды на веб-адрес на баннере не оправдались - сайт не работал. Очень не люблю такие проколы. Но в этот раз я простила автору все за его «умение видеть».
            Испытав огорчение от невозможности узнать имя талантливого автора Бухарской Тайной Вечери, мы отправились в лавки. Вот я столько раз повторяла, что Бухара - удивительный город. Видимо все задуманное там сбывается.  И это будет позже. А пока мы с восхищением рассматриваем восточные ковры-шелка-шитье-керамику-чеканки и др.

Лавки в Бухаре трех типов. Классифицирую их по продавцам. Товар и у тех и у других очень хорош, большая часть эксклюзив ручной работы. Всё выполнено в полном соответствии с традициями узбекских художественных промыслов. Преобладает, оно и понятно, бухарская школа.
             Первый тип продавцов - просто скупщики. Они заказывают мастерам наиболее ходовой товар и только реализуют его. Это скучно. Хотя с ними легче торговаться - они лучше уступают. Некоторые из них плохо говорят по-русски.
             Второй тип - мастера. В этих лавках магазин совмещен с мастерской. И в отсутствии покупателей продавец что-то кует, или шьет, или режет, или рисует… Творцы в большинстве своем люди сложные, а потому зачастую рассказывают о своей работе скупо. Но да что там, за них расскажут их руки. Сидите рядом с ними, сколько хотите и наблюдайте, как они создают свои шедевры. Что плохо: с такими мастерами и торговаться как-то совестно. Потому как увидев процесс сотворения, уже понимаешь, что та цена, которую они просят, несказанно мала, по сравнению с истинной стоимостью. Помимо материала и работы в себестоимость вещи не вошли тепло рук мастера и любовь его к тому, что он сделал. Но доброму слову тоже никто цену назначить не сумел, а потому мы надолго задерживались в этих лавках-мастерских. Смотрели, говорили, спрашивали, восхищались. Мастера прерывали свою работу и показывали нам одну вещь за другой. Мы трепетно принимали в руки его работы и честно говорили, что это прекрасно.
             И мастер уже давно понял, что покупать мы вряд ли будем. Но радостен и дорог ему был наш интерес и наш восторг, а потому и рассказывал, и показывал…
             Так у мастера- золотошвейника я увидела бухарские женские бархатные тюбетейки удивительной красоты. Мастер был угрюм и немногословен. Он давал мне в руки очередную тюбетейку, и пристально исподлобья смотрел мне в глаза, казалось он питается восхищением, которое в них видит. Я ничего не купила у него. Дорого. Но зато он позволил мне перемерить все золотошвейные тюбетейки, жилетки и халаты в своей мастерской.



Сам только улыбался, пока рыжая ташкентская нахалка крутилась в его работах перед зеркалом. И все же я оказалась ему полезна - моя суета с переодеваниями привлекла группу иностранцев, они тут же начали водружать на свои арийские головы сверкающие золотом тюбетейки, облачаться в халаты и жилеты. Ой, да что им те 20 долларов за тюбетейку, да 100 за расшитый золотом халат!
          Мы с мастером улыбнулись друг другу и я, согнувшись выскользнула из мастерской. - -- Приходите, уступка будет! - сказал он мне во след. Ну а то! Правильный маркетинг - это сила :)

Ныряем в очередную лавку, и, АХ!! Все в шелках! По стенам струятся и переливаются узбекские абровые ткани. Здесь же станок, на котором эти ткани создаются.



Особое внимание привлекли галстуки из хан-атласа ручной работы с традиционными узбекскими узорами. Мы тут же уторговали два. 10 долларов за два уникальных галстука из ткани сотворенной вручную, да по древней технологии - это мелочи жизни.



А потом мои спутники, памятуя о посещении золотошвейной мастерской, силой увели меня оттуда. Я сопротивлялась, и долго ворчала и пеняла на то, что я так давно хотела узнать названия узбекских узоров на шелках. И что нигде я этого не прочитаю, а что они злые, и что мастер знает все эти названия и он бы мне рассказал…

Утешилась я только в Медресе Нодира Диван-беги. Оно превращено в торговый комплекс. По рассказу одной из продавщиц, директор комплекса лично инспектирует товар и категорически запрещает торговать товаром, если на нем хоть одна строчка сделана не вручную.
- Вот смотрите!- показывает она мне тунику их хлопка, на которой нашиты цепочки паеток - Эту дорожку 2 секунды на машинке прострочить. Так нет! Директор говорит: убери такой товар, не позорь. Пришлось нанять одну дурочку, которая мне вручную все это пришивает…
              Вот здесь, в Медресе Нодира , большинство продавцов из тех, кого я отношу к третьему типу. И они мне нравятся более всех остальных. Такие продавцы могут назвать стиль, технику, школу, особое название узора, имя мастера. Описать технику изготовления, рассказать, что означает тот или иной элемент, сколько ему веков, историю его возникновения. Как разводят краски, где их берут. В общем, это профессионалы в своем деле, я бы им по их тематике диссертацию бы предложила защищать. Сразу докторскую. Ищите таких продавцов, задавайте им вопросы, и слушайте, слушайте! Этого Вам никто не расскажет. И то, что вы у них купите, покажется Вам стократ удивительным.
              В одной из таких лавок я прикупила себе совершенно чудесные вещи.



Дабы не вводить в непереносимые муки прекрасных дам, фотографии вещей выкладывать не стану. Это была вишневая сумка вышитая вручную, как сюзане, ручной работы шелковый шарф с черно-белыми переливами «кора карга» - черный ворон. На шарф меня сподвигла моя старшая, она взяла себе такой сине-лазурный, его цвета повторяли оттенки мозаики, традиционной для древних построек Бухары. А еще обрела я вишнёвый кардиган с национальным узором, сшитый и простеганный вручную по технологии узбекского чапана. И это О! Подруги рыдали. А это дорогого стоит.
              Впечатлительные мужчины с аллергией на шоппинг могут представить себе процесс наших примерок всего, что находилось в лавке :). Мы обволакивались многочисленными летучими разноцветными шелками, примеряли пиджаки и плащи сюзане, цепляли на себя всевозможные сумочки - атласные, бархатные, ковровые… было настоящее женское счастье. Хотя надо заметить, продавцы мужеску полу в этом комплексе не нервничали. Наоборот, высказывали шаловливые намеки, однако уважительно и в рамках приличия, и говорили, что мы рано уходим, ибо много что еще мы должны померить. И что нам все так идет…
              Но мы, насытившиеся и удовлетворенные, отправляемся в следующую лавку. А там … Куклы! Удивительные куклы. Красивые, лукавые, смешные, благообразные, страшные… по всем стенам, десятки. Здесь же, на стенах заготовки, плакаты с описанием технологии их творения.



Ошеломленные, мы замерли в центре и как завороженные переводили взгляд с одной куклы на другую.
- Ой! - вскрикиваю я - Смотрите! b_a_lamut !
- Где?
- Да вот же он, рядом с голубоглазой пэри!
- Точно! Невероятно!



- Здравствуйте! Вы кого-то узнали? - раздается голос. Это за столиком сидит улыбчивый мастер и нежно колдует над лицом очередной куклы.



- Да! Узнали! Вот это наш знакомый! Баламут!



- Интересное имя, -смеется мастер
- Это не имя, это никнейм в Интернете. А сколько она стоит? 25 долларов? Ммм…
- Давай тогда сфотографируем, Баламуту на аватор.
- Вы из Ташкента? - спрашивает мастер
- А что, так заметно?
- Да нет, просто у нас тут глаз на людей наметанный. Вы знаете, случается, что в наших куклах люди себя узнают. А берите его за 20 долларов.
- Мы уже уезжаем сегодня, - смущаемся мы,- потому деньгами уже не обременены
- Понятно - улыбается мастер, - ну пусть 20 тысяч сум и забирайте своего баламута, больше уступить не могу.
- Ээх, -вздыхаем мы, - ну ничего, что-нибудь придумаем. Бухара не так уж далеко от Ташкента. Если это судьба, то наши баламуты обязательно встретятся


   

Мы долго говорили с этим удивительным мастером и смотрели, и смотрели на куклы, которые были так похожи на людей.
Увидев кукол - русичей и рыжую девушку- хорезмийку, спросила:
- А почему у вас кукол - татарки и татарина нет?
- Не знаю - рассмеялся мастер, - Мастер - кукольник сам татарин, я художник. Но спрошу у него обязательно. А вон его портрет, рядом с сертификатами.



И мы опять стали разговаривать и рассматривать куклы. Уйти из этой сказки было трудно. Когда мы все же собрались уходить, мастер окликнул нас:
- Подождите, я не показал вам самого главного!
          Мы развернулись. Он отложил свои кисти, взял в руки красавицу-узбечку со множеством косичек, и сказал :
- Смотрите как она танцует!
          И случилось волшебство. Кукла ожила, повела плечами, даже показалось, что подмигнула. Развела руки и начала танцевать. Это был лязги. Она делала горизонталь узбекского танца головой, хлопала руками, и тут же, наклонившись, словно выходила, ритмично двигаясь из-под невидимой арки. У нас захватило дух, слова рассыпались перед этим действом. Выразить восхищение могли только широко открытыми блестящими глазами.
          И мы стали влюблены в улыбчивого мастера, танцующую пери, куклу-баламута, и вообще во всех этих кукол сразу.
- Мы к вам еще придем… - прошептали мы, боясь спугнуть сказку, в которую окунулись.
...
kashnich и iriska_xxi  подсказали имя загадочного фотографа, чья работа на  баннере -  Анзор Салиджанов, известный в рунете как Anzor Бухарский. Вот она, "Нетайная вечеря" в хорошем формате. Здесь интервью с Анзором. И другие его работы. Очень рекомендую посмотреть.

Вот такой город. Волшебный и невероятный. Маленькая, добрая и приветливая Бухара…

Рефлексия, Узбекистан, Бухара

Previous post Next post
Up