Мы в удивительной, уникальной, величественной, веселой, дружелюбной и очень патриархальной Бухаре.
Выходим из ташкентского поезда на перрон небольшого вокзала, направляемся на автостоянку. Слышим со всех сторон :
- Здравствуйте! С праздником вас!
- Добро пожаловать в Бухару!
- Здравствуйте, как доехали? Все нормально? Удачи Вам!
- С Наврузом, удачи, здоровья Вам!
- Здравствуйте, хорошего Вам отдыха!
- Добро пожаловать, приятного Вам путешествия!
…
Это каждый сотрудник вокзала, который встречается нам на пути, наметанным взглядом определяет гостей и находит слова приветствия для каждого. В их словах не ощущается заученности и официоза. Улыбки, приветливые лица, веселые глаза. Мы только успеваем улыбаться и отвечать на множественные приветствия. Вот такими теплыми стали наши первые минуты в Бухаре.
Ребята из бухарского отделения Сохнута порекомендовали гостиницу, за что им огромная благодарность. Такой нестандартной гостиницы в Узбекистане я не видела. Grand Nodir - за претензионным названием скрывалось ажурное чудо из дворов, галерей, мостиков, лестниц и комнат. Прямо-таки отмытая одесская Молдаванка в азиатском исполнении. Возраст части резных, традиционных восточных колонн, подпирающих перекрытия явно исчислялся столетиями. Поклон хозяевам и дизайнерам, которые сумели превратить этот старинный комплекс в комфортное жилье, максимально сохранив старинные элементы архитектуры и отделки. Кстати о имени Nodir я еще расскажу, с Нодиром диван-беги связано в Бухаре очень много.
Гостиница находится в узком переулке, выходящем прямо на знаменитый Ляби-Хауз. Именно с него удобнее всего начинать путешествие по древней Бухаре.
Навруз - Новый день. Бухара. Раннее утро. С чего начать?
- Где-то здесь, рядом Еврейский квартал - Махалли Кухма. Как нам туда пройти? - спрашиваю я менеджера гостиницы Бекзода
- Вы в еврейском квартале и находитесь - смеется Бекзод - Наша гостиница - это отремонтированные старинные еврейские дома.
- Так значит наши номера, и этот двор, и галереи …
- Да, да! Больше ста лет всему этому. Мы просто сделали ремонт и двери из каждой комнаты на галереи.
- Тогда мы сейчас вокруг и побродим. - предлагаю я своим спутникам. В еврейском квартале находится самая старая в Средней Азии синагога. Место в чужом краю, намоленное евреями за 400 лет. - А как нам найти синагогу?, -спрашиваю я.
- Это наши соседи,- отвечает Бекзод,- Соседний дом, только она закрыта - рано еще.
- Ничего, мы просто посмотрим.
- Нда, мамочка… Твоя мечта исполнилась первой. Куда ты стремилась, туда сразу и попала. - довольно промурлыкала младшая.
- Провидение! -отвечаю ей я
- Привидения? Ты думаешь они здесь есть? - слышит по-своему младшая.
- Уверена, что есть - не стала поправлять её я.
Синагога в Бухаре имеет удивительную историю, но об этом позже и подробнее. Я расскажу, как на наших глазах в Ляби-Хаузе оживало прошлое.
Прямо к синагоге примыкает общеобразовательная школа № 36, которая с разрешения местных властей имеет специализацию - изучение Иврита и Иудаики. В этой школе традиционно учились дети бухарских евреев.
Сейчас в Бухаре (население примерно 250 тыс. человек) около 800 бухарских евреев. Советская статистика говорила о более 4 тысячах. Вообще, традиционно, начиная с 19-го века, из Бухары каждая Алия (репатриация в Израиль) была очень большой, по 20-25 тысяч человек.
Но сколько бы евреев не уехало из Бухары за столетия, остался Еврейский Квартал, уникальный язык, старинная синагога, удивительные кулинарные традиции, легенды и анекдоты. А еще характерные семитские черты в лицах некоторых местных жителей
Теплым утром мы бродим по узким пустым улочкам Еврейского квартала. На месте многих старых домов построены новые и современные, большинство превращено в небольшие гостиницы. Некоторые хозяева, выстраивая новый дом оставляли кусок забора или стены со старинной резной дверью, украшенной кованными железными деталями. Эти двери удивительны, они живут собственной жизнью. Потрескавшиеся и почерневшие от времени, покрытые тончайшей резьбой. Блестящие и темные в местах, где сотни тысяч раз к ним прикасались руки живущих до нас. Они внушали благоговейный трепет еще и от того, что можно было вот так просто протянуть руку и прикоснуться, ощутив шершавую теплоту старого, нагретого солнцем дерева.
На одной из улочек мы застали рождение еще одной маленькой гостиницы на месте старого еврейского дома. Равнодушные руки строителей сломали переднюю стену, бесстыдно обнажив двор-сердце дома. Сохранились резные ставни на окнах спален на верхних этажах, восточные ниши, резные украшения на крыше. На одном из дверных косяков диагональная полоска - след от мезузы.
Под каждым домом - огромные подвалы. В нашей гостинице в подвале обустроен ресторан. Вход в него с лестницей-серпантином выглядел шокирующее.
Мы выходим из Махалли Кухма и движемся вдоль многочисленных сувенирных лавок и мастерских. Около прилавка со специями, конечно, остановилась. Купила ароматнейшие эстрагон и кардамон
Отведя взгляд от специй, на том же прилавке вижу совершенно удивительный чакич - штампик для накалывания серединки у лепешек. На узбекском лепешечном чакиче ряды гвоздиков складываются в Маген Давид. Воистину, удивительный ты город - Бухара!
Ну кто мог сомневаться в том, что я этот чакич куплю? Спрашиваю цену, начинаю выяснять, почему так дорого. Оказывается деревянная часть чакича выполнена из ореха.
- А почему такой узор? - спрашиваю я
- Некоторым нравится, красивые лепешки получаются - хитро улыбается продавец, непонятной мне национальности
- Почему тогда лепешки, это больше для мацы подойдет - смеюсь в ответ я
- Такой хороший чакич для любого теста годится! - набивает цену товару продавец
Ну так я представила, как я узбекским чакичом со звездой Давида татарские
кыстыбай делаю. Начала торговаться. В общем тот верхний чакич теперь мой.
…
Теплая весенняя ночь в Бухаре. В три часа я неожиданно просыпаюсь. Решила выйти на галерею, постоять посмотреть на звезды. Красиво и тепло. Стены многоярусного старинного дома кажется светятся. Я вспомнила, что младшая говорила о привидениях. Пристально огляделась - никого. Страшно не было, напротив, было тепло, уютно и комфортно. Уходить не хотелось.
Забарабанит дождь по сердца старой деке,
Чья верность - анекдот, чей хлеб - самообман.
Я в тишине скажу: левав роца рак шекет...
И горько ухмыльнусь... газман, ядид, газман…
Илья Слонин
Левав роца рак шекет(иврит) : сердце хочет только тишины
Газман, ядид, газман(иврит), время, друг мой, время. Ночью, в старинном доме еврейского квартала Бухары я возвращаюсь в номер. Младшая открывает глаза.
- Ты почему не спишь?
- Я тебе завтра скажу…- шепчет она
- Ну давай.
…
- Мама, ты куда ночью выходила? Привидений смотреть?
- Конечно! - отшучиваюсь я
- Видела?!
- Нет, к сожалению…
- Да ты что? Оно же за тобой шло!
- ???
- Ты когда выходила ночью, прямо за тобой такое светящееся пятно двигалось. Ты поворачиваешься, и оно за тобой! Я тебе не сказала - боялась спугнуть. Ты не почувствовала? А я думала ты знаешь …