В ходе обсуждения с товарищами перелома, а скорее даже слома в середине 50-х годов, который нашел свое отражение в XX съезде КПСС, начале десталинизации и отказе от мобилизации, было высказано несколько интересных мыслей.
1. Не стоит обвинять во всем Хрущева и даже элиту. Хрущев ответил на запрос общества.
2. До середины 50-х многие были убеждены, что новая война будет в самое ближайшее время. Для подобного убеждения были все основания. Это и планировавшаяся операция "Немыслимое", и планы атомных бомбардировок СССР.
3. Травма, нанесенная Великой Отечественной войной, была чудовищна.
4. Эта травма должным образом не была переработана и осмыслена в культуре
5. Были отдельные произведения, такие, как стихотворение Твардовского "В тот день, когда окончилась война...", которые могли решить эту задачу. Но то ли их было не достаточно, то ли не было какого-то каркаса религиозности в обществе, который бы позволил культуре справиться.
6. Вследствие этой травмы, желание отступить на шаг, поступиться чем-то, было велико. "Лишь бы не было войны".
7. Этот запрос Хрущев и удовлетворил.
Да, победители не собирались сдавать все позиции. Был потом Кубинский кризис, когда руководство страны проявило решительность. Но часть позиций была сдана в первую оттепель.
Травма, нанесенная Первой Мировой войной французскому народу, который победил в той войне, вообще не позволила ему мобилизоваться на следующую. Поражение во Второй было полным и позорным. Сопротивляться почти никто не хотел.
Если смотреть на решительность Западной элиты, квинтэссенцией которой является высказывание Рейгана "Пусть лучше мои дети умрут в ядерном пожаре, чем окажутся в лапах безбожного коммунизма", и на решительность нашей элиты, то становится понятна причина поражения СССР в Холодной войне.
Тут, правда, можно сказать в свое оправдание, что англосаксам не пришлось перенести те испытания, которые легли на плечи французов в Первую Мировую, а уж тем более, что вынес и вытерпел наш народ в Великую Отечественную.
Но на пути оправданий утраченного не вернуть, а потерять оставшееся легко. Значит вопрос о том, что не смогли сделать в послевоенное время и что надо сделать сейчас, гораздо актуальней.
Здесь я хотел бы вернуться к эпизоду в фильме "Солнце светит всем". Артиллерист, прошедший всю войну, неоднократно вступавший в дуэли с танками и выигрывавший их, иначе бы не выжил, в День Победы струсил и побежал. Всё, для него война окончена, можно расслабиться. Он уже остался на этом берегу, уже отделил себя от погибших товарищей. Он столько терял, вытерпел, вынес - победил, в конце концов. И вот в этот момент немецкие танки прорываются в американскую зону оккупации, а он не готов больше сопротивляться. Что-то подобное совершилось потом на XX съезде КПСС. Там начало перестройки и распада СССР.