Утопические настроения в советской поэзии первых послереволюционных лет. Часть II: Хлебников и др.

Sep 17, 2015 08:29



Вчера я писала о творчестве Блока и Есенина. (Утопические настроения в советской поэзии первых послереволюционных лет. Часть I: Блок и Есенин
http://invirostov.livejournal.com/83282.html). Сегодня рассмотрим творчество В.Хлебникова и поэтов пролетарских групп

Важная черта русской утопической мысли, которая получила наиболее полное развитие в послереволюционных поэтических утопиях - это стремление к преобразованию человека, общества и мира. Многолетняя мечта о Человеке с большой буквы, о его прекрасном будущем нашла для многих поэтов свое воплощение в Октябрьской революции. Поэты Пролеткульта, Лефа, «Кузницы», РАППа и других пролетарских групп воспринимали революцию в мировом, космическом, вневременном масштабе. Героем их лирики выступает рабочий класс, объединяющий человечество, строящий новый мир, возводящий города, зажигающий новые солнца. Жанр революционной поэтической утопии занимает важное место в советской литературе. Пролетарские поэты со всей силой революционного романтизма воспевают трудящегося человека, возводят его на пьедестал.

Иван Филипченко пишет о рабочем, который "вздрогнул от востока и на запад, север взгромоздил, волнует юг".
Михаил Герасимов воспевает завод, на котором каждый рабочий является титаном, трибуном Зари Грядущего:
Завод - как водопад жестокий,
Струятся медь, чугун, руда,
Электропламенные токи
В стальные мускулы труда.
Стал каждый пламенным баяном
Кующих звонов, красных струн,
Грозово-вскрыленным титаном,
Зари Грядущего - трибун.
(«В купели чугуна»)

Пролеткультовец Алексей Крайский надевает лавровые венки на фабричные трубы:
Земля - наполненное счастьем блюдце
Для жаждущих влюбленной влаги губ…
Пусть все сердца одним движеньем бьются!..
Венки лавровые на шпиль фабричных труб!
(«Грани грядущего»)

В стихах пролетарских поэтов часто заметно влияние утопических идей итальянского основоположника футуризма Ф.Т. Маринетти с его технократической эстетикой и отказом от старых традиций. И всё-таки не они были основополагающими для романтиков революции: ведь для русских футуристов воспеваемые ими станки, фабрики, заводы были лишь средством, при помощи которого вселенское свободное сообщество победившего пролетариата совершает восхождение, покоряет природу, строит новое общество. Пролетарские поэты ощущали себя частью великого целого - народа, они жили его интересами, ему посвящали свое творчество, ради него мечтали переделать мир. И тут уже можно говорить не о технической утопии Маринетти, а, скорее, о русском космизме Федорова и Циолковского и богостроительстве Богданова.

В этом плане очень показательна поэзия Велимира Хлебникова. В поэме «Ладомир» будущее видится ему как союз труда и науки:
Лобачевского кривые
Украсят города
Дугою над рабочей выей
Всемирного труда.

Хлебников распространяет свою утопию на всё человечество, мечтает о всемирном метаязыке, об объединяющем человечество радио (прообраз интернета), о преображенном трудом и наукой мире. У него человек, подчинив себе природу, живет в гармонии и с ней и с собой.
Построив из земли катушку,
Где только проволока гроз,
Ты славишь милую пастушку
У ручейка и у стрекоз.
И будут знаки уравненья
Между работами и ленью.

Хлебников видел человека будущего измененным, по иному воспринимающим время и пространство, числа и звуки. Стремясь преодолеть обыденность настоящего, он изобретал «звуковые» стихи:
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй пелся облик
(«Бобэоби»)



Велимир Хлебников

Хлебников оказал влияние на поэтов ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства): Хармса, Заболоцкого, Введенского и др. Они декларировали отказ от традиционных форм искусства, искали новые методы изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. Революционные перемены в общественном строе были благодатной почвой для утопии русского авангарда, призывающего к революции в искусстве.

Завтра напишу о творчестве В.В.Маяковского

поэзия, Хлебников, Пролеткульт, утопия

Previous post Next post
Up