В части I и части II я писала о творчестве Блока, Есенина, Хлебникова, пролетарских поэтов.
Часть I: Блок и Есенин Часть II: Хлебников и др. И, наконец, самый невозможный, самый необъятный из певцов революции - Владимир Маяковский. Кажется, в его творчестве сама пропитанная утопиями эпоха обретает плоть. В первых послереволюционных произведениях - «Мистерия Буфф», «150 000 000», «Левый марш» видна космичность восприятия революционных событий, представление о неумолимости победы пролетариата в мировом и даже вселенском масштабе.
В «Летающем пролетарии» советскому человеку будущего покоряются небеса:
Рабочий! Крестьянин!
Проверь на ощупь,
что и небеса - твои!
Стотридцатимиллионною мощью
Желанье лететь напои!
В стихотворении «Про это» находит отражение утопия Федорова о воскрешении мертвых:
Воздух в воздух, будто камень в камень,
недоступная для тленов и прошений,
рассиявшись, высится веками
мастерская
человечьих воскрешений.
Утопии Маяковского по большей части абстрактны: как и Есенин, он воспринимает социализм как некое благое общество, в котором обновленный мир несет человеку счастье; только социализм Есенина крестьянский, а социализм Маяковского пролетарский.
Но, несмотря на абстрактность, утопия Маяковского деятельна: поэт стремится преобразовать мир и строчками своих стихов, и плакатами «Окна РОСТа». Он верит, что недостатки реальности можно преодолеть, и считает своей задачей способствовать этому.
Позднее Маяковский предпримет попытки конкретизации своих утопий. В «Рассказе Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» город-сад строится в конкретном месте (Новокузнецк), ему устанавливается конкретный срок - через четыре года, - в этом находят отражение утопии первых пятилеток. Мечта обретает зримую плоть на фоне настоящего. Завтрашний день вырастает из дня сегодняшнего.
Настоящее пока весьма несовершенно:
Темно свинцовоночие,
Неважен мокр уют,
Лежат в грязи рабочие,
Подмокший хлеб жуют.
Но это уже не то настоящее, которое надо разрушить. Настоящее у Маяковского - это уже новый мир, в котором пока «неважен мокр уют», но из которого родится лучшее будущее. И он пишет, какое это будущее:
Здесь дом дадут хороший нам
И ситный без пайка,
Аж за Байкал отброшенная
Попятится тайга.
Тут и мечты о личном бытовом комфорте и о свершениях страны. Но, конечно не комфорт и даже не великие производственные победы заставляют рабочих Кузнецкстроя терпеть лишения, а мечта о городе-саде:
Я знаю, город будет,
Я знаю, саду цвесть,
Когда такие люди
В стране Советской есть!
Но не всегда радужны утопии Маяковского. В пьесе «Клоп» мечта о прекрасном будущем неотделима от тревоги за человека: хорошо ли будет ему в этом будущем, не потеряет ли он себя? Иногда утопия перемешивается с антиутопией. В поэме «Четвертый интернационал» Маяковский призывает: «Готовьте новый бунт в грядущей коммунистической сытости».
И всё же в целом утопия Маяковского оптимистична. В ней настоящее перетекает в будущее, страна расцветает городами-садами, а советский человек уверенно шагает в грядущее, ведя за собой весь мир.
И я, как весну человечества,
Рожденную в трудах и бою,
Пою мое Отечество,
Республику мою!
(поэма «Хорошо!»)
Для Маяковского Советская Россия - это «весна человечества», а коммунизм - общее светлое будущее всего мира. Так это было и для миллионов советских людей той поры. Утопия и реальность перемешивались, невзгоды отступали перед великими свершениями.
Поэты революции… Создавая поэтические утопии, они занимались поисками новой модели общества, нового человека. Как о многом они мечтали, как велики были их надежды и разочарования! Судьбы многих из них оказалась трагичны. И все же их утопии во многом сбылись.
Октябрьская революция изменила Россию и мир. Сбылась мечта Блока: изменившись, страна изменила людей; дети люмпенов получили образование и стали рабочими, инженерами, учеными; а Россия выполнила свою священную миротворческую миссию, освободив мир от фашизма. Сбылась мечта Есенина: СССР, превратившись в индустриальную сверхдержаву, не потерял соборности, сохранив преемственность по отношению к духу крестьянской Руси. Сбылись и мечты Маяковского: в стране были построены фабрики и заводы, выросли многоэтажки, ракета прорвала стратосферу, отправив на орбиту первого советского космонавта; и Кузнецкстрой был построен и там был разбит сад, который существует до сих пор (он называется «Сад металлургов»).
Сад Металлургов в Новокузнецке
Конечно, не всё было сделано так, как хотелось поэтам в первые послереволюционные годы. А за многое, что было сделано, была заплачена высокая цена. Мечты осуществляются гладко лишь в литературных утопиях, но жизнь вносит свои жестокие коррективы. И всё же куда более жесток мир, в котором не создают утопий и не воплощают их в жизнь, мир, в котором нет ни поэзии, ни мечты, ни Развития.