"Неоконченная пьеса", конечно. Где именно чеховский нерв, чеховская рефлексия и юмор. А ещё МХТ несколько лет назад поставил "Вишнёвый сад" с Литвиновой в роли Раневской. И эта такая милая, странная Раневская - у Литвиновой получилась. Там на чеховский абсурд наложился литвиновский (вполне органичный) абсурд, получилось прекрасно.
Ой. Не совсем в тему. но по ассоциации. А кто-нибудь видел Веру Васильеву в Малом в роли старой графини в "Пиковой даме"? Говорят, получилась совершенно очаровательная "девушка-Минерва" - более чем неожиданное прочтение. :) Литввинову в роли Раневской не видела, но очень хорошо представляю себе, как там уместна её манерность... именно то, что нужно.
Черный монах4ortovakyklaJanuary 29 2015, 08:39:52 UTC
"Черный монах" Дыховичного нравится и последний Ивановъ с Серебряковым. Еще понравился спектакль Чайка, поставленный Марком Захаровым, на торенте есть. И еще смешная английская экранизации Чайки, там свежий такой взгляд на реалии. "О любви" Соловьева -- тоже местами неплохо совсем. И "Семейное счастье" Соловьева же -- это вообще отлично и в самую точку. Ваш пост напомнил мне, что у меня еще три сестры соловьевские не смотрены, поставила качать
Re: Черный монахchrista_eselinJanuary 29 2015, 09:14:44 UTC
О! Слушайте, "Чёрный монах"ведь очень странный фильм, ещё более странный, чем сама повесть. Вот этот дым, струящийся через сад, эта усадьба в Фирсановке, этот парк... всё ужасно завораживающее. Но меня очень разочаровало, что монаха на самом деле НЕТ, что герой Любшина всю дорогу разговаривает с самим собой и собственной шизофренией. Мне кажется, у Чехова всё гораздо тоньше и неоднозначнее.
Re: Черный монах4ortovakyklaJanuary 29 2015, 09:21:27 UTC
я давно не пересматривала, но не помню, чтоб монаха в фильме прям вот нет. осталось такое впечатление что все вполне неоднозначно. ну то есть именно что совпало с моим прочтением черного монаха. и визуально, и по смыслу
Кроме Неоконченной пьесы только смешные старые фильмы: Свадьба, и еще Медведь и Драма (про писательницу). Еще была одна, кажется, про жену банкира, сорри, не могу вспомнить). Но из серьезных полнометражных фильмов только Неоконченная пьеса, да. О, вспомнила - Дузль. Довольно старый фильм, с Далем. Неплох.
Да, "Дуэль" неплоха, но, ИМХО, главным образом благодаря всё тому же Далю. Ну, и Высоцкому, конечно. В остальном мы с Вами опять совпали. Комедии его, на мой вкус, куда лучше поддаются экранизации, чем лирические вещи. И чем мягче, добре комедия, чем меньше в ней собственно сатиры, тем естественнее она смотрится на экране. По крайней мере, уже в наше время. :)
"Юбилей" (моё личное восприятие, разумеется: два литературных героя - Мерчуткина и Опискин - вызывают у меня омерзение столь сильное, что граничит с восторгом), изумительные "Шведская спичка" и "Медведь", и - особенно - "Драма" с Тениным и Раневской, по мне, ближе всего к Чехову. В них есть то, что я чувствую во всех чеховских текстах: сочетание осязаемо плотной реальности, вещественности мира - и его запредельной абсурдности; в них нет несвойственной Чехову нудной назидательности; они легки (то, что Бунин называл "лёгким дыханием" - свойством самого текста, независимым от тяжести, а порой и трагичности изложенной в нём истории), элегантно лаконичны и, наконец, смешны - полны чеховского сарказма, теряющегося в большинстве спектаклей и экранизаций. Чеховского юмора почти никто не понимает - во всяком случае, во всех вариантах "Чайки", что я видела, на полном серьёзе, чуть ли не с трепетом декламируют ядовитейшую пародию "Люди, львы, орлы и куропатки..." А мне кажется, Чехов писал этот уморительный концентрат предельно чуждого ему
( ... )
ДА! Вот эта абсурдность, не выходящая за рамки обыденности и нимало их не разрушающая. И "лёгкое дыхание", конечно - как же вы хорошо написали! И, разумеется, "Люди, львы" - пародия на декаданс, очень смешная и язвительная. Но, поскольку мы знаем, что по хожу все персонажи будут мучиться, а автор "куропаток" ещё и застрелится, то всё равно на автомате получается "не смешно". Вот если бы мы не знали финала...
Да, действительно. Вы правы: читать впервые и перечитывать - совершенно разные отношения с текстом. Но что до "Чайки" (и не только её) - может быть, ещё и потому большинству не смешно, что Чехов издевательски смеётся над тем, что для многих и многих - святое, заветное и ранимое. Над ценностью болезненно важной и иллюзорной - статусом. И все страдания персонажей проистекают из неутолимой потребности в повышении статуса, любым путём, вплоть до попыток притоптать ближнего. И все конфликты суть статусные разборки. Чехову противны и смешны иллюзорные ценности и те, кто живёт ими, кто ломает ради них жизнь, свою и своих близких. Не только персонажи, но и зрители, и актёры. Понять это - нестерпимо. Включается самозащита: читают, играют и видят другое.
Comments 71
А ещё МХТ несколько лет назад поставил "Вишнёвый сад" с Литвиновой в роли Раневской. И эта такая милая, странная Раневская - у Литвиновой получилась. Там на чеховский абсурд наложился литвиновский (вполне органичный) абсурд, получилось прекрасно.
Reply
Литввинову в роли Раневской не видела, но очень хорошо представляю себе, как там уместна её манерность... именно то, что нужно.
Reply
Ваш пост напомнил мне, что у меня еще три сестры соловьевские не смотрены, поставила качать
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но из серьезных полнометражных фильмов только Неоконченная пьеса, да.
О, вспомнила - Дузль. Довольно старый фильм, с Далем. Неплох.
Reply
В остальном мы с Вами опять совпали. Комедии его, на мой вкус, куда лучше поддаются экранизации, чем лирические вещи. И чем мягче, добре комедия, чем меньше в ней собственно сатиры, тем естественнее она смотрится на экране. По крайней мере, уже в наше время. :)
Reply
Reply
И, разумеется, "Люди, львы" - пародия на декаданс, очень смешная и язвительная. Но, поскольку мы знаем, что по хожу все персонажи будут мучиться, а автор "куропаток" ещё и застрелится, то всё равно на автомате получается "не смешно". Вот если бы мы не знали финала...
Reply
Но что до "Чайки" (и не только её) - может быть, ещё и потому большинству не смешно, что Чехов издевательски смеётся над тем, что для многих и многих - святое, заветное и ранимое. Над ценностью болезненно важной и иллюзорной - статусом. И все страдания персонажей проистекают из неутолимой потребности в повышении статуса, любым путём, вплоть до попыток притоптать ближнего. И все конфликты суть статусные разборки.
Чехову противны и смешны иллюзорные ценности и те, кто живёт ими, кто ломает ради них жизнь, свою и своих близких. Не только персонажи, но и зрители, и актёры. Понять это - нестерпимо. Включается самозащита: читают, играют и видят другое.
Reply
Leave a comment