В связи с юбилейной датой....

Jan 29, 2015 10:24

Ну, да, я знаю - один из самых экранизируемых писателей. Так в Википедии написано - и не только там ( Read more... )

литература, ГодЛитературы, киноклуб "Диоген", Чехов

Leave a comment

Comments 71

popandopulo January 29 2015, 08:32:53 UTC
"Неоконченная пьеса", конечно. Где именно чеховский нерв, чеховская рефлексия и юмор.
А ещё МХТ несколько лет назад поставил "Вишнёвый сад" с Литвиновой в роли Раневской. И эта такая милая, странная Раневская - у Литвиновой получилась. Там на чеховский абсурд наложился литвиновский (вполне органичный) абсурд, получилось прекрасно.

Reply

christa_eselin January 29 2015, 09:11:43 UTC
Ой. Не совсем в тему. но по ассоциации. А кто-нибудь видел Веру Васильеву в Малом в роли старой графини в "Пиковой даме"? Говорят, получилась совершенно очаровательная "девушка-Минерва" - более чем неожиданное прочтение. :)
Литввинову в роли Раневской не видела, но очень хорошо представляю себе, как там уместна её манерность... именно то, что нужно.

Reply


Черный монах 4ortovakykla January 29 2015, 08:39:52 UTC
"Черный монах" Дыховичного нравится и последний Ивановъ с Серебряковым. Еще понравился спектакль Чайка, поставленный Марком Захаровым, на торенте есть. И еще смешная английская экранизации Чайки, там свежий такой взгляд на реалии. "О любви" Соловьева -- тоже местами неплохо совсем. И "Семейное счастье" Соловьева же -- это вообще отлично и в самую точку.
Ваш пост напомнил мне, что у меня еще три сестры соловьевские не смотрены, поставила качать

Reply

Re: Черный монах christa_eselin January 29 2015, 09:14:44 UTC
О! Слушайте, "Чёрный монах"ведь очень странный фильм, ещё более странный, чем сама повесть. Вот этот дым, струящийся через сад, эта усадьба в Фирсановке, этот парк... всё ужасно завораживающее. Но меня очень разочаровало, что монаха на самом деле НЕТ, что герой Любшина всю дорогу разговаривает с самим собой и собственной шизофренией. Мне кажется, у Чехова всё гораздо тоньше и неоднозначнее.

Reply

Re: Черный монах 4ortovakykla January 29 2015, 09:21:27 UTC
я давно не пересматривала, но не помню, чтоб монаха в фильме прям вот нет. осталось такое впечатление что все вполне неоднозначно. ну то есть именно что совпало с моим прочтением черного монаха. и визуально, и по смыслу

Reply

Re: Черный монах christa_eselin January 29 2015, 09:33:48 UTC
Да,видимо мне чисто по-детски хотелось, чтобы монаха ПОКАЗАЛИ. :)

Reply


4ortovakykla January 29 2015, 08:44:12 UTC
Карусель Швейцера еще)

Reply

christa_eselin January 29 2015, 09:15:05 UTC
А, да, верно. Мне тоже нравится :)

Reply


rgud January 29 2015, 08:54:44 UTC
Кроме Неоконченной пьесы только смешные старые фильмы: Свадьба, и еще Медведь и Драма (про писательницу). Еще была одна, кажется, про жену банкира, сорри, не могу вспомнить).
Но из серьезных полнометражных фильмов только Неоконченная пьеса, да.
О, вспомнила - Дузль. Довольно старый фильм, с Далем. Неплох.

Reply

christa_eselin January 29 2015, 09:17:48 UTC
Да, "Дуэль" неплоха, но, ИМХО, главным образом благодаря всё тому же Далю. Ну, и Высоцкому, конечно.
В остальном мы с Вами опять совпали. Комедии его, на мой вкус, куда лучше поддаются экранизации, чем лирические вещи. И чем мягче, добре комедия, чем меньше в ней собственно сатиры, тем естественнее она смотрится на экране. По крайней мере, уже в наше время. :)

Reply


marjalutra January 29 2015, 09:15:02 UTC
"Юбилей" (моё личное восприятие, разумеется: два литературных героя - Мерчуткина и Опискин - вызывают у меня омерзение столь сильное, что граничит с восторгом), изумительные "Шведская спичка" и "Медведь", и - особенно - "Драма" с Тениным и Раневской, по мне, ближе всего к Чехову. В них есть то, что я чувствую во всех чеховских текстах: сочетание осязаемо плотной реальности, вещественности мира - и его запредельной абсурдности; в них нет несвойственной Чехову нудной назидательности; они легки (то, что Бунин называл "лёгким дыханием" - свойством самого текста, независимым от тяжести, а порой и трагичности изложенной в нём истории), элегантно лаконичны и, наконец, смешны - полны чеховского сарказма, теряющегося в большинстве спектаклей и экранизаций. Чеховского юмора почти никто не понимает - во всяком случае, во всех вариантах "Чайки", что я видела, на полном серьёзе, чуть ли не с трепетом декламируют ядовитейшую пародию "Люди, львы, орлы и куропатки..." А мне кажется, Чехов писал этот уморительный концентрат предельно чуждого ему ( ... )

Reply

christa_eselin January 29 2015, 09:24:34 UTC
ДА! Вот эта абсурдность, не выходящая за рамки обыденности и нимало их не разрушающая. И "лёгкое дыхание", конечно - как же вы хорошо написали!
И, разумеется, "Люди, львы" - пародия на декаданс, очень смешная и язвительная. Но, поскольку мы знаем, что по хожу все персонажи будут мучиться, а автор "куропаток" ещё и застрелится, то всё равно на автомате получается "не смешно". Вот если бы мы не знали финала...

Reply

marjalutra January 29 2015, 16:26:10 UTC
Да, действительно. Вы правы: читать впервые и перечитывать - совершенно разные отношения с текстом.
Но что до "Чайки" (и не только её) - может быть, ещё и потому большинству не смешно, что Чехов издевательски смеётся над тем, что для многих и многих - святое, заветное и ранимое. Над ценностью болезненно важной и иллюзорной - статусом. И все страдания персонажей проистекают из неутолимой потребности в повышении статуса, любым путём, вплоть до попыток притоптать ближнего. И все конфликты суть статусные разборки.
Чехову противны и смешны иллюзорные ценности и те, кто живёт ими, кто ломает ради них жизнь, свою и своих близких. Не только персонажи, но и зрители, и актёры. Понять это - нестерпимо. Включается самозащита: читают, играют и видят другое.

Reply


Leave a comment

Up