Ну, да, я знаю - один из самых экранизируемых писателей. Так в Википедии написано - и не только там.
А когда много, выбрать всегда трудно.
Для меня первое, безумно радующее и пугающее с детства - «Эти разные лица», бенефис не столько Чехова, сколько Ильинского, но всё равно УЖАСНО чеховское, именно его филигранный балаган и тонкое, тончайше рассчитанное переигрывание, и его жёсткость, и его нежность сквозь грустный холодноватый прищур. То самое «немножко через край», которое всегда есть у Чехова при всей его знаменитой сдержанности. И простота, да. Для первого знакомства - именно то, что нужно.
А потом как-то долго не складывалось.
«Свадьба» - гениальный гротеск с роскошнейшим актёрским букетом, но после неё хочется открыть окно, продышаться и всласть поплакать. Может быть, для кого-то это самое что ни на есть «чеховское» ощущение. Для меня - нет.
«Анна на шее» - безумно красивая Ларионова, безумно прекрасный Вертинский, которого МАЛО, безумно грустный финал. Хорошо. Но камень на душе остаётся НАДОЛГО.
«Попрыгунья» - тоже хорошо, и Бондарчук на своём месте, и Целиковская убедительна, но всё в лоб, всё в лоб, нет тех знаменитых чеховских полутонов, и горлышко бутылки не блестит на мельнице.
«Душечка», «Дом с мезонином», «Палата №6», «Человек в футляре» - тоже ОЧЕНЬ в лоб, ОЧЕНЬ в духе времени, хорошие актёры в рамках чёрно-белой, засаленной школьной хрестоматии.
Чудесная «Дама с собачкой» почему-то тоже не трогает, хотя и дух, и настроение переданы, что называется, любовно и тщательно, и Саввина с Баталовым хороши до невозможности.
«Ласковый и нежный зверь» - красивый фильм, но «про другое». Хотя, возможно, я чего-то в нём не разглядела.
А люблю я - знаете что? «Медведя». Вот эту роскошную дуроту, сделанную абсолютно в духе СТАРИННОГО водевиля. И «Шведскую спичку» с Поповым и Грибовым, которую непременно нужно смотреть всем, объевшимся детективами, в качестве отличного противоядия. И сколько там изумительных бытовых подробностей - просто кладезь какой-то. Одни половые в засиженном мухами трактире, расчёсанные на прямой пробор, в фартуках ниже колен, в рубашках в горошек… дрыхнут, пока нет посетителей, но стоит появиться хоть одному, как тотчас начинают носиться, как заведённые, заводят машинку с музыкой, в момент обметают столы, расстилают скатерти, выставляют самовары….И опять-таки, в этих подробностях ОЧЕНЬ много Чехова - едва ли не больше, чем в сценарии, который тоже весьма близок к тексту.
И «Неоконченная пьеса» как абсолютный, на мой взгляд, шедевр, абсолютная концентрация всего «чеховского», настолько крепкая и насыщенная, что многими не принимается вообще или принимается за пародию.
А вы? Расскажите про ВАШЕ чеховское кино, очень вас прошу.