Ночной бой в Сталинграде || «Красная звезда» 8 октября 1942 года

Oct 23, 2019 08:18




(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Обычно противник начинал свои атаки с утра, и все, от командира части до рядового бойца, настолько привыкли к этому, что хотя и принимали на ночь меры предосторожности, все же были уверены, что немцы в ночное время не начнут активных действий.

Действительно, за все дни боев в районе Сталинграда еще не было случая, чтобы противник начинал атаку ночью. В ночные часы он только обстреливал наши позиции, под прикрытием темноты производил перегруппировку сил, подтягивал резервы, чтобы возобновить атаки рано утром или днем. И когда в час ночи на командный пункт полка поступило сообщение, что противник начал атаку, - в штабе сначала отнеслись к этому с недоверием. Но через несколько минут началась сильная перестрелка сразу на нескольких улицах, послышались крики команд - русских и немецких, - и стало ясно, что немцы начали ночную атаку.

Враг наступал со стороны открытого оврага, идущего к Волге и являвшегося стыком двух наших подразделений, занимавших оборону по обе стороны этого оврага. С вечера под прикрытием темноты вражеские пехотинцы пробрались к оврагу через водосточную трубу у железной дороги. Как потом показали пленные, в течение трех часов на дне оврага происходило накапливание немецкой пехоты численностью до 300 человек. Наше боевое охранение находилось на краю оврага и не заметило этой концентрации сил противника. Охрана стыка оказалась, конечно, недостаточно бдительной.

Дождавшись полуночи, когда взошла луна, немцы осторожно пробрались дальше по дну оврага. Пройдя 200-300 метров, они, крадучись, без выстрела вышли на фланг наших подразделений и, соблюдая полное молчание, стали просачиваться через их боевые порядки. Противник открыл огонь из автоматов, тяжелых пулеметов и минометов только в тот момент, когда наше подразделение обнаружило немцев на своем фланге и стало стрелять по ним. В это же время две другие группы противника повели наступление: на левом фланге - силою до двух рот и с фронта - силою до батальона пехоты.

Используя внезапность флангового удара, противнику удалось потеснить наши подразделения и занять несколько улиц. Следует отметить, что собственно улиц в этой части города уже не было. Немцы наступали на северо-западной окраине Сталинграда, где раньше было несколько улиц, застроенных маленькими деревянными домами. Теперь это было сплошное пепелище. Деревянные домики исчезли, сожженные вражеской авиацией, сбросившей на этот квартал города сотни зажигательных и фугасных бомб. Лишь изредка торчали из пепла остовы кирпичных печей.

При лунном свете немцы двигались, ведя огонь на ходу. Еще днем, занимая курган на окраине города, они заранее определили складки местности и бугорки в районе пепелища. Это было заметно потому, что, захватывая небольшие холмики, они немедленно ставили пулеметы, обращенные на юг и на север.

К четырем часам ночи сложилась весьма опасная обстановка. Немцы проникли к устью крутого оврага и были уже недалеко от берега Волги. Нужно было действовать быстро и решительно, чтобы не позволить противнику закрепиться, бросить в образовавшийся прорыв свежие силы и распространиться вниз по берегу. Это грозило крайне серьезными осложнениями для наших подразделений, которые могли быть прижаты противником к берегу реки. Кроме того, такой прорыв поставил бы под удар соседей справа и слева.

Правильно оценив создавшуюся обстановку, командир гвардейской дивизии тов. Родимцев принял решение: немедленно, пока противник не успел еще закрепиться, атаковать его с тыла и с фланга. Для решения этой задачи были выделены две группы. Одна из них, северная, под командой капитана Цвигуна в составе стрелкового батальона и взвода разведчиков должна была перейти с северной стороны оврага на южную и ударить по немецкому батальону с тыла, т. е. с того участка, откуда немцы внезапно атаковали наше подразделение. Южной группе, состоящей из двух стрелковых рот и роты автоматчиков под общей командой майора Панихина, поручалось контратаковать противника на его правом фланге. Как показал ход действий, это было наиболее целесообразное решение.

Сосредоточение северной группы происходило на дне крутого оврага. Командирам обеих групп было придано по дивизиону артиллерии. Наблюдательные пункты артиллеристов находились в боевых порядках пехоты.

Без артиллерийской стрельбы обе группы одновременно начали контратаку, идя навстречу друг другу. Гвардейцы хорошо знали район боя и действовали смело, решительно. Автоматчики открыли по противнику убийственный огонь с фланга, их поддержали два подразделения, отошедшие к берегу. В тот же момент группа капитана Цвигуна ударила немцам в затылок, и вражеские батальоны попали под перекрестный огонь обеих групп. Гвардейцы сблизились с противником, и в ход пошли гранаты.

Ночная темнота заставляла вражеских солдат, теснимых с фланга и с тыла, жаться друг к другу. Наши бойцы забрасывали группы немцев гранатами, били по ним в упор из винтовок. Немцы ракетами вызвали на помощь свою артиллерию, расположенную на кургане, но она не могла точно определить цели и била по своим.

Полтора часа длилась контратака. К восходу солнца гвардейцы полностью восстановили утраченные позиции. Немцы спасались бегством, оставив более 100 трупов своих солдат и офицеров. Гвардейцы захватили восемь пленных, четыре огнемета, четыре станковых и восемь ручных пулеметов, десятки ящиков ракет, снарядов и патронов.

Пленные солдаты 518-го пехотного полка (кстати сказать, частью это были саперы, недавно доставленные к Сталинграду на транспортных самолетах) показали, что их задача была ограничена. Они должны были прорвать нашу оборону, выйти к реке, занять оборону фронтом на север и фронтом на юг. В образовавшийся прорыв вошли бы тогда основные силы немцев, действующие на этом участке, чтобы во взаимодействии с полками, наступающими южнее города, прижать наши части к Волге и сбросить их с берега. Быстрый и смелый контрудар гвардейцев во фланг и в тыл сорвал ночную атаку врага, которая обошлась ему крайне дорого.

Чему учит этот ночной бой? Прежде всего тому, что ночью необходимо особенно пристальное наблюдение за врагом и на ночь надо выставлять усиленное боевое охранение. Немцы не сумели бы накопиться в овраге, если бы боевое охранение заметило их. Когда противник уже прорвался, - надо бить с флангов, не давая ему закрепиться. Действовать ночью лучше мелкими группами (в составе отделения), ставя каждой из них конкретную задачу: занять дом и закрепиться, поддерживать своим огнем продвижение других групп и т.д. Наилучшая связь в этих условиях, как показал ночной бой у крутого оврага, - ракеты и голос. || Батальонный комиссар В.Коротеев.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Охотники за «языками»

БРЯНСКИЙ ФРОНТ, 7 октября. (По телеграфу). Десять разведчиков под командой лейтенанта Королева отправились в расположение противника за «языком». Они проникли в тыл к немцам и устроили засаду у линии связи. Через некоторое время появился немец, проверявший линию. Когда фашист подошел близко к засаде, сержант Егоров неожиданно вскочил и крикнул «Хальт!». Гитлеровец опешил и тут же был обезоружен. Разведчики быстро доставили пленного в свою часть. Он оказался обер-ефрейтором.

Другая группа автоматчиков во главе с лейтенантом Клименко также получила приказ захватить «языка». Бойцы сделали проходы в минных и проволочных заграждениях противника и незаметно проникли к переднему краю его обороны. Достигнув дзота, они забросали его гранатами, а затем обстреляли из автоматов немецких солдат, поспешивших на выручку к своим. В ходе боя наши автоматчики перебили не один десяток гитлеровцев, захватили в плен унтер-офицера и с боем отошли к своему расположению.

+ + + + + + +

Источник: « Красная звезда» №237, 8 октября 1942 года

# Герои Сталинграда || «Красная звезда» №231, 1 октября 1942 года
# И.Эренбург. Так зреет победа || «Красная звезда» №238, 9 октября 1942 года

осень 1942, Сталинградская битва, октябрь 1942, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up