Тиски нового мирового кризиса с каждым днем сжимаются все крепче. Одна капиталистическая страна за другой вовлекаются в водоворот опустошительных экономических потрясений. Непрерывно нарастающая нищета и безработица миллионных масс все острее дают о себе знать. Придавленные огромной тяжестью нужды, массы людей, голодные, отчаявшиеся, бродят в безнадежных поисках работы. Истратив скудные сбережения, распродав свое грошевое имущество, заложив последние вещи, тысячи людей становятся бездомными. Они спят и под’ездах домов и в товарных поездах, они роют себе норы в земле, сооружают причудливые «жилища» из щепок, отрепьев и отбросов, собираемых на свалках больших городов.
«Небольшое падение хозяйственной деятельности мы, бесспорно, можем выдержать. Но мы несомненно не справимся с чем-либо напоминающим великий кризис 1929 года», - так писал авторитетный орган английской буржуазии «Экономист» более года назад (26 июня 1937 года). В этом вопросе с ним трудно спорить - ему виднее. Одно можно уверенно сказать: «что-то напоминающее великий кризис 1929 года» теперь надвинулось вплотную.
Еще несколько лет назад продажные теоретики II интернационала, разыгрывающие комедию «оппозиции его величества», утешали несчастных, раздавленных колесницей капитала, соловьиными песнями о благах капиталистической рационализации и капиталистического «планирования». Не успела, однако, просохнуть розовая водица, которой писались эти посулы, как все обещания оказались испепеленными, а радужные надежды сморщились, поблекли, истлели. Теперь значительно труднее вводить в заблуждение трудящихся. Маниловскую болтовню приходится сдать в архив.
Факты упрямы. От них не уйти. Поэтому деятели буржуазии заговорили с убийственной откровенностью.
Глава американской администрации общественных работ Хопкинс, выступая в Колумбийском университете, провозглашает без обиняков: «Наша система требует того, чтобы мы имели резервы безработных, стучащихся в ворота наших фабрик. Это исторически и экономически обосновано, и все мы это знаем». Один из представителей крупной американской буржуазии - Гуд цинично заявляет: «Надо прежде всего разделаться с ребяческой надеждой на устранение безработицы».
Выживший из ума Каутский еще пытается заклинать экономику. Шамкая, причитает он о том, что после мировой войны «кризисы в подавляющей своей части являются результатами правительственной политики; их можно было бы избежать даже в условиях капиталистического хозяйства». Пока бумага и типографии находятся в руках буржуазии, Каутские могут еще распространять свой гнусный обман. Но эту плоскую «теорию» надвигающаяся буря начисто сносит, как карточный домик.
Известно, что буржуазная статистика труда существует главным образом для того, чтобы прикрывать язвы капиталистической действительности. Но жизненная правда сильнее любого обмана, и поэтому даже официальные цифры министерств - этот инструмент государственно организованной лжи - подчас приобретают обличительную силу.
В Англии в мае было официально зарегистрировано 1,8 миллиона безработных - почти 13 проц. общего числа занятых. За последний год безработица здесь увеличилась на 327 тысяч человек - на 23 проц.
В обрабатывающей промышленности США в первом квартале нынешнего года число рабочих уменьшилось на 1,7 млн. человек по сравнению с тем же периодом прошлого года. В мае еще 300 тысяч человек потеряло работу. Общее количество отработанных человеко-часов весной 1938 года было на 43 проц. меньше, чем в 1929 г. По данным американских профсоюзов, в мае 1938 г. насчитывалось 19 проц. полностью безработных и 21 проц. частично безработных. По исчислениям ряда экономистов, в США теперь - около 14 миллионов безработных, примерно на 3 миллиона больше, чем год назад. Их количество непрерывно возрастает.
Во Франции общее число лиц, занятых по найму, в апреле 1938 года было на 20 проц. меньше, чем в 1930 году. В связи с введением сокращенной рабочей недели количество отработанных часов снизилось более чем на одну треть. Саботаж и локауты буржуазии приводят к тому, что безработица весной нынешнего года была почти в 6 раз выше, чем в 1931 году. В мае количество безработных достигло 412 тысяч человек.
Панская Польша, усиленно стремящаяся походить на великую державу, пока выдвигается на одно из первых мест только по цифрам жуткой народной нищеты. Зимой нынешнего года количество безработных перевалило за полмиллиона, каждый пятый рабочий был выброшен за ворота.
В доме повешенного не говорят о веревке, поэтому в фашистских государствах официальным учреждениям приказано молчать о безработице. В Италии после 1934 года, когда было зарегистрировано около 1 миллиона ищущих работу, цифры безработицы не публикуются. О них можно лишь смутно догадываться по тому, что количество отработанных часов в промышленности зимой 1938 г. было почти на 15 проц. меньше, чем в 1929 году.
«Изобретатели» германских официальных цифр росчерком пера снимают со счетов несколько миллионов безработных. Они забывают при этом одну «мелочь»: увеличение армии, расправа с революционерами, заключение огромного числа трудящихся в тюрьмы, концентрационные лагери и лагери трудовой повинности - вот куда делись миллионы безработных Германии и оккупированной фашистами Австрии. Для убедительного подтверждения «ликвидации безработицы» в распоряжении гитлеровских молодчиков есть только одно испытанное средство: им нужно сжечь публично на костре свой собственный официальный отчет о «зимней помощи», в котором указывается, что в прошлом году в Германии насчитывалось 10,7 миллиона человек - 16 проц. населения, нуждающихся в пособиях, т.е. лишенных средств к жизни. На том же костре следовало сжечь и данные официальной статистики больничных касс о том, что смертность рабочих в 1935 году была на 35 проц. выше, чем в 1932 году, а в 1936 году она дополнительно выросла еще на 10 проц. Наконец, фашисты могли бы заодно сжечь и свою газету «
Ангриф» (№129 за 1937 г.): ведь здесь приводятся результаты массового обследования, показавшего, что половина рабочих болеет из-за систематического недоедания.
В буржуазных государствах безработица повсеместно приобретает все более чудовищный и зловещий характер. По официальным данным, в 32 капиталистических странах в 1929 году было 6 млн. безработных, в 1936 г. - 20,5 млн. Сейчас мировая безработица еще больше. По приблизительным подсчетам, в этих странах имеется сейчас около 60 млн. человек, лишенных работы и членов их семей, непосредственно несущих на себе тяготы безработицы. Сюда не входят десятки миллионов безработных в колониях.
Выброшенный за ворота предприятия рабочий бьется в сетях безработицы. Безработица стала хроническим, длительным бедствием не только для малообученных пролетариев. Она жестоко поражает и квалифицированных рабочих и интеллигенцию.
Человек труда, перешагнувший за рубеж 35-40 лет, обречен. Все двери перед ним захлопываются. После тщетных и унизительных поисков работы перед ним открывается бездна: он убеждается, что волчий закон капитализма отказывает сорокалетнему человеку в праве на жизнь. Этот приговор окончателен и бесповоротен. Его некуда обжаловать. Ночевка под мостом, нищета, тюрьма - вот все, что остается «лишнему» человеку.
Беспросветна судьба зрелого человека в странах, изнывающих под железной пятой капитала. Не менее трагична жизнь молодежи. Юноши и девушки кончают школу. Они не хотят больше быть нахлебниками в доме родителей, где нужда и без них велика. У них одно желание - занять руки работой. Они скитаются по стране в поисках любого заработка. Но, узники капиталистического строя, они обречены. Все пути перед ними наглухо закрыты. Не спасает даже наличие высшего образования. Вся буржуазная печать вопит о «перепроизводстве интеллигенции». Самые крупные университеты: Гарвардский, Чикагский, Карнельский и др., сообщают об обреченности своих выпускников.
Загнанному в тупик безработному рекомендуется терпеть и обращаться за пособием к местным властям. Но и здесь его ждет жестокая горечь. Власти популярно раз’ясняют безработным, что экономическая кон’юнктура неблагоприятна, что с трудом удается «сбалансировать» бюджет, и единственным источником, за счет которого может быть достигнута «экономия», оказывается фонд помощи безработным.
О дальнейшем буржуазные общественные деятели обычно не говорят. Об этом рассказывают в лучшем случае несколько строк набранной мелким шрифтом газетной хроники, где описывается, как люди, не вынесшие многолетней нищеты, голода, болезней, приходят в отчаяние и… открывают кран светильного газа.
Буржуазия, как это широко известно из печати, постоянно «озабочена» судьбами безработицы. Законодатели и ученые, чиновники и полицейские - все «занимаются» безработицей. Но борьба против безработицы роковым образом превращается в борьбу против безработных.
В ответ маловерам, которые утверждают, что буржуазные средства преодоления безработицы весьма ограничены, генерал Трухильо, фашистский диктатор Сан-Доминго, наглядно доказал в конце 1937 года, на что способны правящие классы. Восемь тысяч голодных безработных из республики Гаити прибыли в Сан-Доминго в поисках работы. По приказу генерала-палача они были загнаны в особо отгороженное место и там безжалостно расстреляны. Трупы убитых были затем выброшены в Карибское море на с’едение акулам.
Развращенная до мозга костей, движимая низменными вожделениями к золоту и прибылям, буржуазия превращает человеконенавистничество в основной принцип своей деятельности. Где капитал не осмеливается открыто итти по стопам фашистского диктатора Трухильо, там он организует голод в массовом масштабе. И то время, когда миллионы безработных повержены в глубочайшую нужду, когда на каждом шагу можно видеть трагическую фигуру отчаявшейся матери с плачущими, голодными детьми на руках, когда тысячи вконец измученных людей, лишенные крова, вынуждены спать всюду, где позволяет закон земного притяжения, - капитал во имя повышения цен приступает к массовому уничтожению предметов первой необходимости.
Американский писатель и врач Поль де Крюи рассказывает, что в голодных угольных районах США дети безработных горняков лишены хлеба и молока. А в то же время в этих же районах, где даже уголь из-за своей дороговизны недоступен беднякам, молоком поливают асфальтированные дороги, а пшеница и кукуруза сжигаются в котельных. В Бразилии уничтожают, топят в море, используют для постройки дорог десятки миллионов мешков ароматного, вкусного кофе. В Дании уничтожают тысячи коров, мясо которых - недоступная роскошь для трудящихся - перерабатывается на искусственное удобрение. В Аргентине зарывают в землю сотни тысяч овец. В Канаде сжигают ячмень и овес, в Египте - шерсть, в Кубе - сахарный тростник.
Насквозь прогнивший, обреченный историей на слом, капиталистический строй не в силах преодолеть раздирающих его противоречий между общественным характером производства и частным характером присвоения, между развитием производительных сил и сковывающими обручами производственных отношений. Острые углы этих кричащих противоречий выпирают наружу, создавая в экономике хаос, напоминающий положение в сумасшедшем доме, охваченном пожаром.
Где же выход?
Этот вопрос задают себе и сорокалетние «старики», ставшие «лишними людьми», этот вопрос на устах у юношей - людей без будущего, которых буржуазия считает слишком молодыми, чтобы размышлять, но достаточно зрелыми, чтобы познать нищету и голод, чтобы итти на убой. Этот вопрос на уме у всех, кто не хочет жить на коленях, кто не удовлетворяется унизительными подачками капитала, кто не хочет мириться с «гуманностью» правительств, заменяющих, по примеру русских царей, однохвостый кнут треххвостой плетью.
В поисках ответа трудящиеся всех стран обращают свои взоры к стране Советов; здесь они видят родину счастливых, где безработица уничтожена навсегда, где осуществлено закрепленное великой Сталинской Конституцией право на труд, где радостна не только молодость, но и почетная, обеспеченная старость. || Б.Маркус.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Настроения солдат германской армии
ПРАГА, 28 июля. (ТАСС). Вчера в гор. Вэйпрти (чешско-саксонская граница явился солдат германской армии в гражданской одежде, пред’явил свои документы жандармерии и просил не выдавать его Германии.
Германский солдат - родом из Силезии. Он служил в полку, стоявшем до июня в Мюнхене, а сейчас переброшенном к чехословацкой границе. Отпущенный в двухдневный отпуск в город Дрезден, солдат раздобыл там штатское платье и дезертировал в Чехословакию.
Причина дезертирства - плохое питание и бесчеловечное обращение офицеров. За последние недели солдаты этого полка ни разу не получали мяса. По рассказам дезертира, солдаты окончательно разуверились в фашистском режиме. Настроение среди них - подавленное. За последние 3-4 месяца в его полку было 10 случаев самоубийств.
ПРАГА, 28 июля. (ТАСС). Газета «Социал-демократ» сообщает, что на-днях солдаты венского арсенала выбросили из окна унтер-офицера. Арестованные в связи с этим четверо солдат присуждены к 10 годам строгого тюремного заключения
В центральной венской казарме один солдат, протестуя против издевательств, избил командира роты. Солдат приговорен к пяти годам каторжных работ.
В одной воинской части солдаты сорвали висевший в столовой казармы портрет Гитлера. Старшина роты, участвовавший в «демонстрации», бежал, пятеро солдат арестованы.
Ночью после отбоя солдаты поют антифашистские песни и рассказывают анекдоты, в которых издеваются над Гитлером и военным командованием. Вообще недовольство гитлеризацией Австрии выражается в частях австрийской армии довольно открыто.
+ + + + + + +
Источник: «Правда» №207, 29 июля 1938 года.
# Л.Соболев.
Если завтра война || «Правда» №203, 25 июля 1938 года
#
Право на отдых в стране социализма || «Правда» №204, 26 июля 1938 года
# А.Косарев.
Физкультурное движение в СССР || «Правда» №202, 24 июля 1938 года
# А.Акопов.
Закрыть лазейки для вредительства || «Правда» №200, 22 июля 1938 года
# Б.Смелов.
Расовые бредни германских фашистов** || «Правда» №360, 31 декабря 1936 года
# М.Кольцов.
Троцкизм на службе у поджигателей войны || «Правда» №210, 1 августа 1938 года
# Е.Варга.
Фашистская Германия - ад для пролетариата || «Правда» №250, 10 сентября 1938 года