Советские писатели в отечественной войне || «Литература и искусство» 3 февраля 1942 года

Dec 09, 2018 07:06




Художественная литература народов СССР - кровное детище советского строя. Она возникла в огне гражданской войны, начало ее расцвета совпало с первыми годами мирного строительства советского государства и знаменовало собой укрепление этого государства. Она прошла через горнило первой, второй и третьей социалистических пятилеток, здесь она закалилась, возмужала и заговорила в полный голос.

Советский народ не только предоставил своим писателям исключительные возможности творческой работы, он оплодотворил и одухотворил их творчество, он выдвинул их, как духовных выразителей всего лучшего и передового в самом народе.

Советская художественная литература сложилась под могучим духовным воздействием великого революционного учения Ленина и Сталина. Социалистическая по содержанию, национальная по форме, она является лучшим выражением несокрушимого братства народов СССР.

Эти новые черты нашей литературы дали ей силу выступить перед всем миром, как новое художественное слово в развитии человечества.

Советские писатели - это писатели нового типа. В подавляющем большинстве они вышли из среды рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. Все их творчество отдано трудящимся. Источником вдохновения для советского писателя является новая социалистическая жизнь народа и благо нашей родины.

Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков и громил явилась серьезной проверкой зрелости и крепости наших писательских кадров, их связи с народом. Советские писатели в подавляющем большинстве эту проверку выдержали и оправдали доверие народа.

Об этом свидетельствовали пламенные и содержательные выступления виднейших советских писателей, представителей литератур народов СССР, писателей-фронтовиков на заседании президиума правления Союза писателей - 26-27 января, посвященного работе писателей в дни отечественной войны.

Около одной трети состава московской организации писателей непосредственно участвует в борьбе на фронтах отечественной войны. Ленинградская писательская организация в своем большинстве является организацией фронтового типа, весь ее актив работает непосредственно в армии. Несколько десятков лучших писателей Украины, актив писателей Белоруссии борются в рядах армии за освобождение родных земель. Нет ни одной республики, от Армении и Азербайджана до Бурят-Монголии и Якутии, ни одной русской области, от Ростова-на-Дону до Архангельска, которые не дали бы более или менее значительные кадры писателей в ряды армии.

Подавляющее большинство писателей из числа работающих в тылу также оружием художественного слова участвует в священной отечественной войне советского народа. Работа в газетах, на радио, в кино, в театре, выступления в воинских частях, госпиталях, рабочих клубах, в колхозах - это столь же почетное дело, это работа по воспитанию гражданина и воина.

Всех писателей, находятся ли они на фронте или в тылу, об’единяет одно пламенное стремление: показать нашу борьбу с врагами отечества во всем величии и справедливости нашего дела, разоблачать коварное и подлое лицо врага и со всем вдохновением и жаром сердца воспеть героев отечественной войны, с тем чтобы на их примерах неустанно и повседневно воспитывать в людях чувства священной любви к отчизне и ненависти к врагам, высокие чувства долга, бесстрашия и презрения к смерти.

В старину говорили: «Когда гремят пушки, молчат музы». Это старое представление об искусстве вдребезги разбито работой лучших советских писателей в дни отечественной войны.

Глубокое патриотическое чувство, связь со своим народом, повседневное участие в жизни фронта и тыла придали лучшим нашим писателям такую моральную силу, что их голос, голос художников слова, стал мощнее, звучнее и доходит до самых глубинных пластов народа.

Неизмеримо выросла роль художественной публицистики - этого славного оружия, наповал разящего врага и мобилизующего наш народ. Трудно переоценить, какое влияние в жизни народа, в его борьбе с врагом имеет публицистическая работа Алексея Толстого, Сергеева-Ценского, Ильи Эренбурга или работа Геронтия Кикодзе в Грузии, Аветика Исаакяна - в Армении, Ордубады - в Азербайджане. А вместе с этими представителями старшего поколения советских литераторов талантливо и неустанно работают как публицисты десятки и сотни писателей (особенно, если учесть могучую сеть фронтовой и армейской печати). Имена В.Ставского, Ванды Василевской, А.Корнейчука, Е.Петрова, Константина Симонова, В.Вишневского и многих других военных писателей-публицистов широко известны советскому народу.

Надо приветствовать рождение острой сюжетной новеллы о героизме наших людей, получающей все большее развитие в русской и украинской и отчасти в грузинской и азербайджанской литературе. Мы имеем в виду рассказы Л.Соболева, Б.Горбатова, В.Василевской, Ю.Яновского, Л.Киачели, Мир Джалала и др. С тем большей силой мы должны сказать, что при отдельных достижениях наших драматургов и киносценаристов работа писателей для театра и кино отстает от требований народа во время войны.

Самые широкие круги советских литераторов привлечены к работе на радио во всех республиках СССР. Но потребности радиовещания столь неограниченные, что в нем должны участвовать все писатели и все должны работать еще интенсивнее. Немало надо поработать Союзу писателей над тем, чтобы голоса писателей всех республик могли в русских переводах звучать по всему СССР.

Исключительно много сделали для фронта советские поэты всех национальностей. Советская поэзия больше, чем какой-либо другой вид литературы, показала, какой идейной высоты, какого пафоса и лирического выражения может достичь истинный поэт-патриот во время отечественной войны своего народа. И при всем том никогда еще советская поэзия не имела такого размаха в смысле количества ее. В этом году буквально десятки поэтов выдвинуты всеми республиками на соискание Сталинских премий. Наряду с работой поэтов старших поколений - Маршака, Тихонова, Лебедева-Кумача, Тычины, Рыльского, Купалы, Коласа, заслуженно пользуется народной любовью поэзия Суркова, Симонова, Бажана, Первомайского, Малышко, М.Танка. Только по вине Союза писателей, не сумевшего перевести на русский язык многое из того, что создали поэты братских республик, не стала доступна всем читателям нашей страны талантливая и боевая поэзия грузинских поэтов Алио Машашвили, Симона Чиковани, Ило Мосашвили, азербайджанских поэтов Мамед Рагима, Самед Вургуна, армянских - Наири Заряна, Боряна, узбекского поэта Хамида Алимджана и многих других, не менее заслуживающих здесь упоминания.

Патриотическая работа поэтов и писателей Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Татарии и других республик, непосредственно не подвергшихся нападению фашистских захватчиков, говорит о том, что наша родина едина. Она была едина до войны, она стала еще более единой перед лицом врага. С гордостью за украинских и белорусских писателей можно сказать о том, что их творческая работа неизмеримо выросла за время войны. Борьба украинского и белорусского народов с поработителями родной земли, страдания этих народов, их гнев, и боль, и ненависть, и вера в победу - вот что питает творчество украинских и белорусских писателей.

Творчество писателей всех народов СССР - яркое свидетельство того, что вероломное нападение гитлеровских орд еще теснее сплотило наши народы вокруг великого знамени Ленина-Сталина, повысив в каждом советском человеке «чувство единой семьи», по прекрасному выражению Павло Тычины.

Не малая работа проделана советскими писателями в дни отечественной войны. Но для победы над врагом нужны двойные, тройные усилия. С точки зрения потребностей нашей страны и наших духовных и физических возможностей, писатели могли, могут и должны сделать во много раз больше.

Писатели работали немало, но могли бы сделать еще больше, если бы Союз писателей не пустил дело «на самотек», а руководил ими, организовал их вокруг определенных задач. Президиум союза писателей должен организовать дело переводов, наладить систематический выход литературно-художественных журналов, правильно расставить все литературные силы, подчиняя все стороны работы Союза писателей интересам фронта.

Среди писателей есть еще «перепуганные интеллигентики», люди, которые отсиживаются в тиши во время грозных испытаний своего народа. Это - одиночки, люди, которые не умеют видеть перспективы нашей великой борьбы, приходят в уныние от малейшей неудачи. Советские писатели не могут иметь ничего общего с этими людьми. Только люди, отдавшие всего себя служению народу во время великой войны, живущие лучшими думами и чувствами народа, знающие, как собственных друзей, его героев, писатели - работники и воины, - вот кто создаст бессмертные творения о наших великих днях.

Интеллигенцию порабощенных народов германский фашизм физически истребляет, обрекает на муки жесточайшего террора, с тем чтобы обезличить ее и превратить в служанку фашизированной немецкой интеллигенции. Советская интеллигенция, воспитанная партией Ленина-Сталина, идет в одной боевой шеренге с рабочими и крестьянами на борьбу с германским фашизмом, до полного разгрома врага.

Советские писатели, один из передовых отрядов советской многонациональной трудовой интеллигенции, отдадут все свои знания и таланты, весь пламень сердца делу победы над врагом, делу полного и окончательного разгрома германского фашизма.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Нюрнбергское производство эрзац-солдатиков. Худ. Кукрыниксы




+ + + + + + + + +

Источник: « Литература и искусство» №5, 3 февраля 1942 года

# И.Эренбург. Писатель на войне || «Литература и искусство» №14, 3 апреля 1943 года
# К.Чуковский. Воспитание совести || «Литература и искусство» №19, 8 мая 1943 года
# Могучее средство воспитания молодого поколения || «Литература и искусство» №7, 13 февраля 1943 года

1942, февраль 1942, «Литература и искусство», зима 1942

Previous post Next post
Up