Вс. Вишневский. Кольцо сломано || «Литература и искусство» 22 января 1943 года

Aug 10, 2018 06:45




Вспомним декабрь тысяча девятьсот сорок первого. Это были наиболее трудные дни блокированного города. Мрак, стужа, голод, и во тьме - зарницы вражеских выстрелов, со всех сторон. Улицы, покрытые сугробами и ледовыми наслоениями. Почерневшие от дыма пожаров дома. Разрушенные кварталы. Очереди ослабевших людей у прорубей - на Неве, Фонтанке. «Достать хотя бы воды…» Молчаливые осадные похороны: саночки, тяжкий дальний путь - среди покрытых оцепенелым белым инеем домов, мёртвых трамваев и автобусов, деревьев, фонарей.

…Небывалая и неповторимая картина.

Мы знаем виновника этих бед и смертей, виновника мук нашего города. Это - Гитлер. В обвинительный акт народов мы, ленинградцы, впишем, как улику, слова речи Гитлера от 8 ноября 1941 г. Вот что говорил в Мюнхене этот людоед о нас, о Ленинграде: «Ленинград сам подымет руки. Он падёт рано или поздно. Никто не освободит его, никто не сумеет прорваться через созданные линии. Ленинграду придется умереть голодной смертью...».

Запомни эти холодные слова, это попрание всех законов и понятий, это бесчеловечное стремление выморозить и умертвить всех ленинградцев - миллионы людей, включая детей.

На международном суде об этом мы напомним…

Многие люди - и в нашей стране и за рубежом - следили за отчаянной борьбой Ленинграда. Думали и говорили так: «Да, у этого города хватило сил осенью 1941 года остановить Гитлера и заставить его 40 дивизий месить грязь в болотах… Да, это удивительный город, его удивительный народ первым в мире показал, что немцев можно остановить, можно поломать их планы… Но что можно сделать против блокады, голода, арктической зимы?.. Хватит ли у Ленинграда физических, нервных и духовных сил?»

Об этом думали миллионы людей.

И великий наш Ленинград ответил стране и миру: сил хватит!.. Мало того - при необходимости Ленинград поможет и другим участкам, другим фронтам.

Это был русский ответ. Его дал от имени города Андрей Александрович Жданов, в прошлом русский солдат, ныне соратник Сталина.

Прошёл год. Ленинградцы прошли через круги Дантова ада, побывали и дальше, и не ослабили своих сил - ни военных, ни духовных, а умножили их и дождались радостного дня - блокада прорвана.

Русский, советский человек, питерец, кому так верили Ленин и Сталин - граждане первого города революции оказались, как и в дни былых испытаний, на высоте.

Ум их ясен. Нервная система не надломлена и не дала сбоев. Руки их крепки. В самые трудные дни осады город не отказал себе в литературных вечерах, в альманахах; он нашёл силы устроить блестящие выставки живописи и графики, концерты…

Гитлер и его умственно ограниченные советники, - подстать хозяину, - ошиблись в оценке русских качеств. В силу ложных своих теорий о расовом превосходстве немцы всерьёз полагали, что мы, русские, отсталы, что мы неорганизованны, что мы не владеем современными научно-техническими тайнами, что мы неискусны в военном деле, что мы не изобретательны, что мы, наконец, наивны: развесим уши и разинем рты перед «гипнотизирующей немецкой мощью и пропагандой» или начнем пятиться, спорить и даже драться между собой. Гитлер и его советники полагали, что осаждённый Ленинград не выдержит бомбёжек, изоляции, потрясений психики, не сможет месяцами жить под страхом смерти в её самых мучительных формах.

Так полагал Гитлер, направивший свой первый удар на востоке именно на Ленинград.

Ленинград обнаружил в себе неисчерпаемые силы и выдержку.

На протяжении года с лишним великий Ленинград отразил все попытки Гитлера добиться успеха.

И 19 января 1943 г. Красная Армия прорвала железное кольцо блокады.

О, город-боец, родимый наш, любимый Ленинград! Ты все тот же: воинственный, закалённый, поседелый от опыта и тягот и с юными глазами… - и теперь, помимо старого серебряного ордена Красного Знамени за 1919 год на груди твоей, город-отец, у тебя медаль, медаль славы и примера народам.

Гитлер один раз уже видел разгром немецкой армии. Это было в ноябре 1918 года. Мы напомним ему строки одного немецкого автора - Карла Росснера: «…Гигантская мрачная пропасть, от которой он (кайзер Вильгельм) так упорно отводил глаза, открылась перед ним. Ужас, только ужас маячил впереди: немецкие армии, которые бегут врассыпную домой, страшное разочарование масс, истерзанных нуждой и лишениями, злоба миллионов…»

Гитлеру предстоит увидеть всё это в удесятеренном масштабе, увидеть крах и уничтожение его проклятой системы, его «нового порядка», его армии.

Он позорно свалится туда же, куда свалились от ударов России псы-рыцари и бароны, Карл XII, Фридрих II, вздумавший некогда тягаться с Россией и потерявший Берлин.

Человечество вернётся к очередным вопросам «повестки дня».

Как после бурь и наводнений, как после войн и долгих испытаний неизменно поднимался и хорошел Ленинград, - так будет и впредь. Верь этому, товарищ, брат, друг... Ты - сын великого, самого великого, поразительного народа, чья мощь, гений и творческие силы необ’ятны. Все залечим, все отстроим. На диво миру развернём новые пятилетки, построим небывалого размаха дороги, порты, вокзалы, заводы, фермы, города, дворцы и парки...

Покажем гостям и руины, и заросшие и сберегаемые ленинградские дзоты, и оставленные как памятники, почернелые наши дома, раны, шрамы на стенах и скажем: «Это память об отечественной войне, победа, а вот - что создано вокруг...».

И взгляд твой и твоих гостей залюбуется Россией, нежным дымчатым воздухом, её небесами, милыми лесами и нежными перелесками, и бескрайними просторами, где хозяева, труженики - мы, и только мы.

Восстановим, по заботе человеческой, здоровье всех усталых, раненых, больных. Вдохнут они хвойно-солёный запах лесов на тихих берегах наших морей или горный озон - на Кавказе, в Карпатах, на Алтае.

Верь, товарищ, что восстановим и любимые свои места, и прохладу, и прелесть парков Пушкина, и убранство, роспись и алебастровую лепку дворцов, и даже воскресим эхо в сверкающем бальном зале Екатерининского дворца. Оно откликнется радостно на весёлый русский голос…

Отлита будет вновь статуя Самсона в Петергофе, и брызнут, шипя, огромные, бело-радужные струи фонтанов среди зелени парка. Геркулес обопрется вновь на палицу у чудесной Камероновой галлереи над озером, где чесменские орлы.

Вновь придёт мирный труд. В творческом возбуждении натянут ватман на доску архитектор, инженер и вытащат свои дневники писатели. Какое поле деятельности будет у всех людей.

Это будет! Порука в этом - вечная жизнь России, беспредельная мощь её духа, трудоспособность её, бескрайняя жизнетворящая сила.

Так пойдем с тобой вперед, к будущему, товарищ, сквозь холод и бои, сквозь огонь, кровь, стоны и скрежет…

Наш мозг напряжён, и мы не позволим ослабнуть этому напряжению... Мы будем думать - и даже во сне, сны видеть только о войне, о борьбе, о деле, о наилучших способах достижения победы.

Идём вперёд, товарищ…

Иди же вперёд и сделай и горе, и боль свою орудиями борьбы - во имя России, во имя правды, во имя всего человечества. || Вс. Вишневский.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

ТВЕРДЫНЯ

Так дули Балтики ветра
Еще во времена Петра,
Крутые, хлесткие, косые,
Из века в век, из года в год...
Без Ленинграда нет России
И вспять Нева не потечёт.
Со всех краев, со всех сторон, -
Отчизна за него в тревоге, -
Шли по единственной дороге
За эшелоном эшелон!
Чтоб только выстоять ему:
Для нас, для родины, для мира...
Шли из Посьета, и Памира -
Сквозь снег, сквозь непогоду, тьму,
Со всех сторон, со всех краев
Народа верность и любовь!
И город выстоял, и ныне, -
Пусть гром орудий, все равно, -
Ему в веках стоять твердыней
Во славу родины дано!
Так будь и ты его достоин,
Не знай усталости в борьбе,
Гордись всегда, советский воин,
Что он доверился тебе!

Семен БЫТОВОЙ. Ленинградский фронт.

+ + + + + + + + +

Источник: « Литература и искусство» №4, 22 января 1943 года

# И.Эренбург. Путь свободен || «Красная звезда» №16, 20 января 1943 года
# Н.Тихонов. Ленинград в январе || «Красная звезда» №25, 31 января 1943 года

«Литература и искусство», блокада Ленинграда, 1943, январь 1943, зима 1943

Previous post Next post
Up