Героини севастопольской обороны || «Красная звезда» 8 марта 1942 года

Oct 17, 2018 22:48




(От специального корреспондента «Красной звезды»)

До войны эту коротко остриженную девушку в походной шинели знали только рабочие одесской швейно-трикотажной фабрики. Днем Нина Онилова трудилась у станка, вечерам уходила на курсы пулеметчиков. Как у всякой девушки, была у нее страсть к песне, танцам, веселым воскресным массовкам. Когда началась война, скромная швейница ваяла расчет и добровольцем ушла на фронт. Теперь имя ee гремит по всему севастопольскому оборонительному району. Пламенная патриотка родины Нина Онилова прославилась в боях с немецкими захватчиками своим мужеством, бесстрашием, находчивостью.

Война закалила Нину Онилову, научила ее смело смотреть в лицо опасности. Как-то пулеметчице приказали поддержать наступление стрелкового взвода. Девушка выдвинулась со своим оружием вперед и расположилась в балке. Невидимая врагу, она истребила расчет немецкого миномета, который мешал продвижению взвода, затем уничтожила двух автоматчиков, потом расстреляла прислугу вражеской полевой
пушки. Она вела огонь без промаха.

Осколок немецкой мины ранил девушку в висок. Кровь залила ее лицо, голова бессильно откинулась на землю. Она потеряла сознание, но ненадолго. Уже через минуту очнулась и взялась за ручки пулемета. Непослушными, одеревяневшими пальцами она продолжала стрелять.

Товарищи унесли пулеметчицу в полевой госпиталь и сказали на прощание:

- Мы отомстим за тебя, Нина!

Нина Онилова произнесла в ответ только два слова:

- Скоро вернусь.

И вот она опять в строю среди боевых друзей. На защитной гимнастерке пулеметчицы, на кармане, где хранится комсомольский билет, горит орден Красного Знамени.

Славу Нины Ониловой разделяют в Севастополе сотни девушек и женщин, грудью вставших на защиту города от нашествия немецких оккупантов. Ноябрьской ночью, в дождь и слякоть отряд моряков уходил на фронт. Вместе с ними, в краснофлотском бушлате, с санитарной сумочкой через плечо, шла Галина Маленко. Ветер разметал ее волосы, выбившиеся из-под пилотки; дождевые брызги хлестали в лицо. Поравнявшись с памятником Ленина, девушка замедлила шаг, повернула голову вправо и приложила руку к пилотке. Галина Маленко мысленно поклялась Ленину умереть, но не отдать на поругание родной Севастополь.

Уже на другой день хрупкой девушке, сменившей студенческую скамью на поле битвы, довелось лежать под огнем пулеметов, слышать дикий свист снарядов, ползти навстречу минным осколкам. Пренебрегая опасностью, Галина перевязывала раненых, выносила их в укрытие и возвращалась к месту жаркой схватки.

Один боец был ранен в живот. Девушка бережно взвалила его себе на плечи и, сгибаясь под непосильной тяжестью ноши, пошла в лощину, на батальонный пункт медицинской помощи. Галина спотыкалась о камни, каждую минуту ее могла сразить вражеская пуля, но она упорно пробиралась вперед. И боец был спасен.

С тех пор Галина Маленко дни и ночи на передовых позициях. «Наша Галочка», - зовут ее бойцы. Веселая, никогда не унывающая, сроднившаяся с фронтовой жизнью, она спасла для родины свыше 300 красноармейцев и командиров. Во время второго наступления немцев на Севастополь героическая девушка оборудовала в блиндаже полевой лазарет. Сюда она приносила раненых, оказывала им первую помощь, поила чаем из термоса и по ходам сообщений отправляла в тыл. 45 раненых вместе с их оружием были вынесены с поля боя славной патриоткой.

С гордостью говорят севастопольцы и о другом случае, как в капле воды отразившем душевную красоту Галины Маленко, ее мужество, стойкость. Наше подразделение оказалось во вражеском кольце. Выбыл из строя командир, тяжело ранило его заместителя, пулевые ранения получило несколько бойцов. Под огнем врага Галина перевязала им раны, помогла отползти в кусты. До позднего вечера находилось подразделение в кольце врагов, и все это время Галина ни на шаг не отлучалась от товарищей. Опираясь на ее плечо, выходил из боя командир Цыганков, раненый в обе ноги. Много дней спустя, Цыганков на виду у бойцов поцеловал Галину в лоб и сказал:

- Ты настоящая севастопольская девушка.

Севастопольские девушки сражаются на передовых позициях, трудятся у станков, дежурят в госпиталях, строят укрепления, ночами шьют обмундирование бойцам.

Работница Анастасия Чаус пошла под бомбежку фашистских самолетов и лишилась левой руки. Ей предложили эвакуироваться на Кавказ. Она отказалась. Тогда ей посоветовали перейти на более легкую работу. Она не согласилась и с этим.

- Чего же вы хотите? - спросили Чаус.

- Хочу вернуться на свой завод, - сказала девушка. - Буду там, где мой труд поможет бойцам лучше громить врага.

И с одной рукой Анастасия Чаус, ныне награжденная Орденом, выполняет три с половиной нормы в смену.

Кто не знает в Севастополе домохозяйку Лидию Ракову? По ее почину в самые грозные дня осады города были созданы десятки пошивочных бригад, куда вошли 800 женщин. Укрываясь от немецкой авиации в бомбоубежищах, домохозяйки во главе с Лидией Раковой шили бойцам шапки-ушанки, вязали шерстяные носки, перчатки, свитеры. Сюда в бомбоубежище привозили белье с фронта, и женщины по многу часов стояли у корыт, стирали белье, чинили, гладили его.

Глубоко под землей, в знаменитых севастопольских штольнях работают сотни женщин. Одни тачают сапоги, другие производят минометы, третьи делают гранаты, четвертые снаряжают зажигательные бутылки. Тут под землей они и живут. Любой походный котелок, поступивший в эти дни на фронт, любая полевая кухня, противотанковая мина, ручная граната - хранят на себе печать напряженного труда севастопольских женщин, целиком посвятивших себя делу обороны города.

Севастополь зовут городом-воином, городом-героем. Подстать городу его девушки и женщины, в чьих жилах бьется кровь доблестных бойцов первой севастопольской обороны, чьи помыслы подчинены одному - очистить родную землю от фашистской погани. || Л.Иш.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

ПОДРУГА, МАТЬ, ЖЕНА

Товарищ!
Знали мы до боли
От матери-земли.
Что издавна лихие доли
На женщину легли.
Ничем не сломишь, не состаришь
Могучий наш народ.
И женская судьба, товарищ,
По-новому встает.

Гремят орудия далеко.
Пришпорил ты коня.
У пристальных морозных окон
Оставил ты меня.
Я вижу: бродит смерть по полю...
Так в грозный день войны
Я поняла всем сердцем долю
Женщины-жены.
Но ты, товарищ, будь спокоен
На линии огня, -
Горжусь я тем, что русский воин
Зовет женой меня.

Товарищ!
Сын - в тебя, бесстрашен,
Лишь зорче да сильней.
Наш сын - большое счастье наше,
Он встал, надел шинель.
И, как отец, коня пришпорил,
Пустил коня в намет,
И, с беспокойным ветром споря,
Он вырвался вперед.
Я слышу, как бушует в поле
Горячий дождь свинца.
Так вот она, вторая доля -
Матери бойца.
Но знаю - сын тебя достоин.
Не повернет он вспять,
И тем, что он советский воин,
Гордиться будет мать.

Еще, товарищ, доля третья
Назначена судьбой, -
Чтоб жили мы на белом свете
Плечом к плечу с тобой, -
Когда страна сказала «Надо»,
То, ей одной верна,
С тобою, воин, встала рядом
Подруга, мать, жена.

Е.ШЕВЕЛЕВА.

+ + + + + + + + +

Источник: «Красная звезда» №56, 8 марта 1942 года

# И.Эренбург. Севастополь || «Красная звезда» №151, 30 июня 1942 года
# Е.Петров. Севастополь держится || «Красная звезда» №147, 25 июня 1942 года
# Л.Озеров. Героиня Севастополя Мария Байда || «Красная звезда» №149, 27 июня 1942 года

1942, март 1942, весна 1942, газета «Красная звезда», оборона Севастополя

Previous post Next post
Up