Оригинал взят у
0gnev # Все статьи за
27 января 1943 года.
Пройдут годы и десятилетия, многие дни, казалось бы, незабываемые, сотрутся, выветрятся, уйдут из памяти... Но никогда не будут забыты дни борьбы за Сталинград.
Стояла тёплая погода, и Волга не везде ещё замерзла. Едва заметный ветерок баловался с водной поверхностью, рябил её холодную, мощную струю. Дороги через Волгу к Сталинграду резко выделялась на ледовых полях. На луговой стороне в дымчатой предрассветной дали стоял, чудом уцелевший от бомб и артиллерийской канонады, лесок, и пела и заливалась в нём какая-то залётная пташка. Черное туловище баржи, вмёрзшей в лёд, отчётливо было видно с гористого сталинградского берега.
Ночью, не переставая, били пушки армейской и дивизионной артиллерии в те места за городом, где в тот день ещё стояли 22 окружённые германские дивизии генерала Паулюса, где они медленно издыхали, лишённые связи с внешним миром, голодные, грязные, оборванные, обреченные на гибель, с
подорванным боевым и моральным духом. Лишь отчаяние утопающего животного заставляло их барахтаться и сопротивляться. Лишь ужас холодных ночей и дней на степных просторах заставлял немецких солдат цепляться за эти насиженные тёплые места, за блиндажи, построенные из разбитых наших домов, за постели, сделанные из краденых перин и одеял.
* * *
В этот день частями 62-й армии, её гвардейскими дивизиями Гурьева, Родимцева и другими дивизиями
не было совершено каких-либо блистательных побед. Но в этот, как и в предыдущие дни, шла кропотливая, кровавая работа - Сталинград шаг за шагом очищался от немцев.
Сталинград!
Взобравшись на высоту, видишь город, его жилые и городские кварталы.
Слева - центр города.
Руины! Только хаос каменного и железного лома на том месте, где четыре месяца назад шумела человеческая жизнь, где люди работали, учились, и любили, и мечтали, где они жили.
...На левом берегу снова заговорила артиллерия, снаряды летели через Волгу, проносились над нашими головами и крошили уже много раз раскрошенное в пыль и прах. Где-то вспыхнул пожар.
Германцы наткнулись здесь не только на нечеловеческую храбрость бойцов командарма генерал-лейтенанта Чуйкова, они наткнулись на нечеловеческую твердость сталинградских людей.
Не поколеблены их сердца августовскими зверскими бомбёжками, ни расстрелами, ни виселицами, которые стоят на заводе «Баррикады» и напротив центральной комендатуры в 3-м Доме Советов. Ничто не запугало людей Сталинграда.
После невиданных воздушных атак в сентябре, когда в течение многих дней твердость нашей армии пытались сломить тысячи германских самолётов, гитлеровцы атаковали центр города.
Собрав сюда громадную армию, немцы заняли центральную часть Сталинграда. Они выходили к берегу Волги.
Гвардейская дивизия генерала Родимцева высаживалась на правый берег под огнём невероятной силы. Под огнём она с ходу пошла в бой, отогнала немцев от Волги и стала, как скала. Безумные контратаки гитлеровцев не дали им желаемой победы - они не раздавили и не сдвинули советских богатырей с рубежей, занятых ими.
Вот донесение командира 3-й роты гвардии младшего лейтенанта Калеганова, защищавшей сталинградский вокзал, командиру батальона, гвардии старшему лейтенанту Федосееву:
«Доношу обстановку. Противник старается всеми силами окружить мою роту, заслать в тыл автоматчиков. Несмотря на превосходящие силы противника, наши бойцы и командиры проявляют мужество и геройство. Гвардейцы не отступают. Пусть падут смертью храбрых, но противник не должен перейти нашу оборону. Пока командир роты живой, ни одна сволочь не пройдет. Командир находится в напряжённой обстановке, сам лично я на слух оглох и слаб и падаю с ног. Но погибнем героями за город Сталина, а не отступим назад».
Наткнувшись на столь невероятную твёрдость человеческого духа, фашисты решили искать победу в другом месте. Сосредоточив свои удары на правом фланге армии, они взяли один завод и отрезали от армии группу Горохова.
Потом таким же образом была отрезана от армии часть полковника Людникова, и Людников, как лев, истекающий кровью, бился на прибрежном клочке советской земли длиной в 600 и шириной в 200 метров и не пустил фашистов к Волге.
В середине октября гитлеровцы решили разрезать армию в районе одного крупнейшего завода. Они стали наступать на фронт гвардейской части Гурьева, защищавшей подступы к этому заводу. Атака после воздушной и артиллерийской подготовки чудовищных размеров не увенчалась успехом. Только сломив во много раз превосходящими силами сопротивление одного полка соседней с Гурьевым части, фашисты ворвались в завод. Ворвались и остановились. К Волге тут они не прошли.
На заводе создалось поистине бесподобное положение. Гвардейцы Гурьева засели в цехе ширпотреба, что в юго-восточном углу завода, и в мартеновском цехе, что в северной стороне завода. Все остальные громадные цехи завода находились в руках немцев. Линия фронта проходила по двору. Гвардейцы были отделены от фашистов расстоянием в 15 метров. Тут-то и вступила в бой граната. Дивизия в течение месяца истратила сто тысяч гранат, и гитлеровцы не успевали убирать трупы своих солдат.
В декабре по приказу Военного Совета армии гвардии генерал Степан Савельевич Гурьев перешёл в наступление и в течение нескольких дней очистил завод. И вот мы вступаем на его территорию.
Что тут делается! Вот знаменитый цех ширпотреба. В последнее время он вырабатывал сапёрные лопатки, груды их лежат здесь. Я не видел ни одной лопатки, которая не была бы пробита пулей или осколком, ни одного листа железа, не продырявленного в десятках, сотнях мест. Крыша цеха обвалилась, стены разбиты. Только сохранившаяся часть западной стены служила прикрытием нашим бойцам. Здесь в углублениях, замаскированная кусками жести и деталями машин, сидела русская гвардейская пехота с пулемётами и противотанковыми ружьями. Линия обороны врага проходила вдоль стены цеха, в 15 шагах от нее, Здесь стреляли друг в друга в упор.
Ночами немцы ставили перед своими блиндажами проволочные заграждения и разбрасывали листы железа, звенящие при малейшем прикосновении. Порой ветер начинал бренчать ими, и тогда фрицы открывали бешеный огонь - им казалась, что русские переходят линию обороны.
Однажды декабрьской ночью русские все же перешли её. И вот мы шагаем по следам храбрецов. Перед нами немецкие блиндажи переднего края. Позади них через всю территорию завода идёт ход сообщения. И блиндажи, и этот узкий ров траншеи набиты трупами германских солдат. Иные из них погибли от огня пулемётов и автоматов, большинство от огня армейской артиллерии, которой командует генерал Пожарский, настойчиво, денно и нощно громящий фрицев.
Тут были кровавые схватки. Рядом лежат трупы фрица и нашего бойца. Фриц зарезан ножом гвардейца, но и гвардеец погиб от германской пули. Вот полулежит еще один немец. В момент, когда началось наступление, он пил воду. Пуля прошла сквозь кружку, которую он держал, и убила его, другая пуля еще раз накрест пробила кружку.
Вот калибровочный цех. Здесь сидело 40 немцев. Восемь гвардейцев Гурьева взяли их с тыла. Трупы всех сорока фантастов еще валяются здесь.
* * *
Ночью на командном пункте командарма, в блиндаже члена Военного Совета генерал-лейтенанта Гурова, сидели те, кто не дрогнул перед лицом величайшей опасности, какая когда бы то ни было в истории войн угрожала армии. Прижатая в самые грозные дни Сталинграда к волжскому берегу, имея впереди с флангов и в воздухе громадную немецкую силу, стянутую из всех европейских стран, а позади в считаных метрах - Волгу, армия должна была или победить или погибнуть, ибо именно тут, в Сталинграде, было сказано:
- Нам на той стороне земли нет!
Командарм генерал-лейтенант Чуйков за ужином вспоминал:
- Когда наступили решающие дни, военный Совет армии пять раз менял командный пункт. Автоматчики стреляли по моему блиндажу. В другой раз командный пункт затопила горящая нефть. Связь рвалась ежеминутно, и только храбрость и отвага связистов выручали нас. Тогда я приказал начальнику штаба генералу Kрылову переходить на левый берег, обеспечить оттуда управление армией. Что ты мне тогда ответил, генерал?
Генерал-майор Крылов, герой Одессы и Севастополя, начальник штабов героических армий, защищавших эти города, и уходивший оттуда в числе последних, он не ответил командарму. Он очень скромен, этот широкоплечий, медлительный человек с таким приятным русским лицом.
За него ответил член Военного Совета армии генерал-лейтенант Гуров:
- Начальник штаба ответил командарму тогда так: и побеждать, и помирать будем вместе. Если бы он предложил мне уйти на тот берег, я бы ему ответил точно так же. Но он не предложил. Он знал, что Военный Совет не уйдёт от армии!
И действительно, командование не ушло на противоположный берег реки. Командный пункт генерала Чуйкова находился на переднем крае обороны, порой даже впереди командных пунктов дивизий и полков.
Я спросил генерала Гурова:
- Скажите, что в конце концов остановило немцев в Сталинграде? Что помогло вам отбить их?
- Немцев у Волги остановил солдат Сталинграда, солдат, ставший государственным человеком, понявший, что от него родина требует только одного - отстоять Сталинград, а если нужно, умереть ради этого дела. Умереть, но не отступить. Мы все знали, что бьёмся за город, в котором в своё время руководил сражениями Сталин, что мы бьёмся за город, носящий его имя. Нами
руководил Сталин, его имя вело нас в бой.
Гуров помолчал и прибавил: - Отлично работал штаб армия. Исход битвы решило ещё одно важное обстоятельство: воля и ум командарма. //
Николай Вирта. Сталинград, 26 января. (По телеграфу).
____________________________________
Д.Мануильский: О ненависти к врагу* ("Красная звезда", СССР)**
А.Толстой: Чёрные дни гитлеровской армии* ("Известия", СССР)
**************************************************************************************************************************************************
В последний час
Наши войска в основном закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда
Войска Донского фронта, продолжая наступление против немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда, после ожесточенных боев, преодолев многочисленные мощные укрепления противника, закончили в основном ликвидацию окруженной группировки.
В дополнение к ранее опубликованным данным, в ходе боев с 17 по 26 января наши войска заняли важные укрепленные узлы обороны: ПЕСЧАНКА, КУПОРОСНОЕ, совхоз «ГОРНАЯ ПОЛЯНА», БОЛЬШАЯ РОССОШКА, ХУТОР ГОНЧАРА, ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОРЛОВКА, ГОРОДИЩЕ, КУЗЬМИЧИ, совхоз «ОПЫТНОЕ ПОЛЕ», хутор БОРОДКИН, ШИШЛЯНКИН, НОВАЯ НАДЕЖДА, УВАРОВКА, АЛЕКСАНДРОВКА, КАМЕННЫЙ БУЕРАК, СТАЛИНГРАДСКИЙ, ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ, СТУДЕНАЯ ЯБЛОНОВКА, АЛЕКСЕЕВКА, ВЕРХНЯЯ ЕЛЬШАНКА, НИЖНЯЯ ЕЛЬШАНКА, СТАРО-ДУБОВКА, ЗЕЛЕНАЯ ПОЛЯНА, ПОЛЯКОВКА, ЛЕСОПОСАДОЧНАЯ, КУЛЬТСТАН и железнодорожные станции и раз’езды ВОРОПОНОВО, ЕЛЬШАНКА, ДРЕВНИЙ ВАЛ, КОННЫЙ, РАЗГУЛЯЕВКА, ГУМРАК, САДОВАЯ.
Кроме того, за это же время наши артиллерийские, минометные и саперные части разрушили 620 укрепленных узлов и блиндажей, 40 прочно оборудованных наблюдательных пунктов, уничтожили и подавили 220 артиллерийских и минометных батарей противника.
Очищена от противника территория площадью 835 квадратных километров.
Всего с начала генеральной атаки против окруженных под Сталинградом немецко-фашистских войск с 10 по 26 января наши войска заняли 60 сильно укрепленных и превращенных немцами в узлы обороны населенных пунктов, 9 железнодорожных станций, разрушили 2.146 дзотов и блиндажей, 115 прочно оборудованных наблюдательных пунктов, уничтожили и подавили 537 артиллерийских и минометных батарей противника.
Очищена от противника территория площадью 1.400 квадратных километров.
Освобождены для сквозного движения железные дороги Сталинград - Поворино, Сталинград - Тацинская, Сталинград - Сальск.
За время генеральной атаки против окруженных частей противника наши войска захватили в плен 28.000 и уничтожили более 40.000 немецких солдат и офицеров.
Остались еще не ликвидированными две разрозненные и изолированные друг от друга небольшие группы противника общей численностью не более 12.000 человек, из коих одна находится севернее Сталинграда и другая ближе к центральной части Сталинграда. Обе эти группы противника обречены, и ликвидация их - вопрос двух-трех дней.
За это же время, по предварительным данным, нашими войсками ВЗЯТЫ следующие трофеи: самолетов - 523, танков - 1.297, орудий разного калибра - 2.978, минометов - 904, пулеметов - 4.870, винтовок - 45.000, автомашин - 49.000, мотоциклов - 4.660, тягачей и транспортеров - 229, повозок с военным имуществом - 4.570, радиостанций - 170, бронепоездов - 3, паровозов - 42, вагонов - 230, складов с боеприпасами и вооружением -160 и много другого военного имущества.
УНИЧТОЖЕНО: самолетов - 132, танков - 290, орудий разного калибра - 315, пулеметов - 950, автомашин - 1.970, складов разных - 43.
Таким образом, план Верховного Главнокомандования Красной Армии по окружению и ликвидации крупной группировки отборных немецко-фашистских войск в основном осуществлен.
История войн не знала подобных примеров окружения и уничтожения столь большого количества регулярных войск, до предела насыщенных современной военной техникой.
Ликвидация окруженных в районе Сталинграда немецко-фашистских войск осуществлена силами Донского фронта под командованием генерал-полковника тов. РОКОССОВСКОГО К.К. и его начальника Штаба генерал-лейтенанта тов. МАЛИНИНА М.С. Артиллерийским наступлением руководил представитель Ставки Верховного Главнокомандования маршал артиллерии тов. ВОРОНОВ Н.Н., а действиями авиации руководили генерал-полковник авиации тов. НОВИКОВ А.А, и генерал-лейтенант авиации тов. ГОЛОВАНОВ А.Е.
В боях отличились войска генерал-лейтенанта тов. ЧИСТЯКОВА И.М., генерал-лейтенанта тов. ТОЛБУХИНА Ф.И., генерал-лейтенанта тов. БАТОВА П.И., генерал-лейтенанта тов. ШУМИЛОВА М.С, генерал-майора тов. ГАЛАНИНА И.В., генерал-лейтенанта тов. ЧУЙКОВА В.И., генерал-майора тов. ЖАДОВА А.С. и авиачасти генерал-майора авиации тов. РУДЕНКО С.И. СОВИНФОРМБЮРО.
______________________________________________
И.Эренбург: Сталинград* ("Красная звезда", СССР)
Е.Кригер: Стойкость русских ("Известия", СССР)**
В.Гроссман: Сталинградская армия ("Красная звезда", СССР)**
В.Гроссман: Направление главного удара ("Красная звезда", СССР)
Газета "Правда" №27 (9163), 27 января 1943 года