С нарастающим ожесточением развертываются бои в бассейне реки Дон. Части Красной Армии с величайшей самоотверженностью сражаются с немецко-фашистскими войсками, рвущимися на просторы Средней России. В этой смертельной схватке у наших бойцов должен быть один девиз: если нужно, - погибнуть, но остановить врага! Перед ними не обыкновенный противник, подчиняющийся законам военным и человеческим. Перед ними злобный, озверевший враг, потерявший людской облик.
Фашистские орды, словно стада диких зверей, вырвавшиеся на волю, вытаптывают все живое на своем пути. Вчерашнее поле сражения немцы превращают в арену пыток для попавших в их руки мирных жителей, раненых и захваченных в плен красноармейцев. Фашистские палачи не останавливаются ни перед чем, чтобы осуществить свою кровавую цель - истребить и поработить свободные народы советской страны. Кажется, что не наступление солдат и офицеров регулярной армии идет сейчас на фронте, а разбойничий налет банды убийц и истязателей. Они вооружены современной боевой техникой, овладели искусством ведения войны, но это не люди, не воины, а варвары, стремящиеся залить кровью весь мир и упивающиеся своими преступлениями.
Во все времена и эпохи, на всех войнах случалось так, что бойцы той или иной стороны попадали в плен к противнику. И с тех пор, как человечество вступило на путь цивилизации, военнопленный, особенно раненый, пользуется неприкосновенностью. Эти права ограждаются международными законами, которые были признаны всеми державами, в том числе и Германией. Но фашисты нагло попирают законы войны, убивая, истязая, обрекая на голодную смерть пленных красноармейцев. Каждый день приносит новые факты нечеловеческих мучений, каким подвергают немецкие солдаты и офицеры наших бойцов. Обезоруженные, обессилевшие от ран и лишений люди становятся об'ектом самых утонченных пыток и расстреливаются без всякого повода, без всякой вины.
Немецко-фашистская военщина не знает пределов в своей кровавой разнузданности. Советский боец, попавший в плен к немцам, проходит крестный путь невыразимых мук и в конце-концов погибает под ножом палача или от голода и болезней в страшных застенках, именуемых «немецкими лагерями для военнопленных». Всем памятна печально известная «Уманская яма», в которой
тысячи военнопленных, брошенных в глубокую канаву, умирали, лишенные пищи и крова, расстреливались часовыми. Фашисты заживо сжигают наших бойцов на кострах, ломают им кости, вырезают на теле пятиконечные звезды, режут их на куски. Трупы дохлых лошадей, бурда из гнилой капусты - вот в лучшем случае пища, которую бросают немцы пленным. Только на-днях бежавший из фашистского плена сержант Иван Иванович Юдин рассказал о расстреле 150 пленных на пути из села Николаевка под Таганрогом в село Степановка. В Харькове немецкие офицеры привязали 30 тяжело раненых красноармейцев и командиров к столбу на Лысой горе и на теле несчастных показывали солдатам приемы штыкового боя.
Опубликованные в свое время ноты товарища Молотова раскрыли всему миру страшную картину зверств фашистов в отношении советских военнопленных. Неопровержимыми документами доказано, что эти зверства не являются результатом произвола единичных солдат и офицеров, а предписаны германским командованием.
Германская армия сверху донизу - от ее главнокомандующего Гитлера до рядового солдата - повинна в бесчеловечном отношении к советским военнопленным. От имени палача Гитлера издан изуверский приказ верховного командования германской армии, в котором говорится: «Всякая человечность по отношению к военнопленному строго порицается. Германский солдат всегда должен давать почувствовать пленному свое превосходство...» И фашистские мерзавцы дают «чувствовать свое превосходство» штыком, огнем, пулей...
Немецкие солдаты, попадая в плен и боясь держать ответ за свои преступления, обычно пытаются свалить всю вину на командование, эсэсовцев, офицеров. Жалкие потуги! Кровавые приказы фюрера находят в германской армии ревностных исполнителей. Они по душе рядовым фашистам, этим волкам, рядящимся в овечью шкуру, когда грозит опасность их собственной жизни. Мы помним циничные строки из дневника одного немецкого ефрейтора Гельмута Глунка: «Трое пленных. Они забиты до смерти. Нельзя думать, что это жестоко. Таков приказ командования. Мы выполняем его не без удовольствия». Мы запомним наглое признание из дневника другого мерзавца, недавно убитого на Калининском фронте, унтер-офицера Гельмута Герхольда из 10-й роты пехотного полка 256-й немецкой стрелковой дивизии: «Наш взвод должен зажечь деревню. При огне мы могли лучше все разглядеть. Своим автоматом я уложил 4 русских. Из сарая вытащил трех русских. Двоих сейчас же расстрелял. Третьего послал к командиру взвода, по пути он был расстрелян другими. Потом в присутствии командира взвода расстрелял еще трех раненых русских».
Немецкая армия издавна отличалась зверствами по отношению к пленным и умерщвлением неприятельских раненых. Общеизвестны варварские методы немцев в войну 1914-18 гг. В историю франко-прусской войны 1870 года вошло также немало случаев такого рода. Еще раньше, в Семилетнюю войну, предки современных немецких фашистов жестоко расправлялись с русскими ранеными. Об этом сохранилось документальное признание самих прусских офицеров. После кровопролитной битвы при Цорндорфе генерал Дона заявил в письме к главнокомандующему русской армией, который предложил перемирие на три дня для погребения мертвых и оказания помощи раненым, что король Фридрих II сам будет иметь попечение о раненых. На самом деле немцы предали всех раненых русских мучительной смерти. Капитан прусской армии Архенгольц писал: «Много тяжело раненых русских, оставленных без всякого призрения на поле битвы... кидали в ямы и зарывали вместе с мертвыми. Напрасно злосчастные бились между мертвыми, стараясь разметывать их и подниматься, - другие трупы, на них бросаемые, тяжестью своею навечно отверзали для дышащих еще страшную могилу».
Кровавыми преступлениями, неслыханными нарушениями законов войны фашисты во много раз превзошли своих кровожадных предков. Попасть в плен к немцам - это значит не просто погибнуть, но испытать неслыханные муки, перед которыми скорая смерть кажется желанным исходом.
Воины Красной Армии знают, что фашистский плен хуже смерти. Они сражаются до последнего дыхания и предпочитают славную смерть в бою позору и мучениям фашистского плена. Сколько раз, когда казалось - нет уже выхода, смельчаки огнем и штыками пробивали кольцо врагов. Сколько храбрецов, истекая кровью, холодеющей рукой взрывали гранату, погибали сами, но в то же время разметывали в клочья насевших гитлеровцев! Вспомним незабвенных героев-танкистов, запертых в горящем танке, которые в ответ на крики гитлеровцев «русс, сдавайся» запели «Интернационал» и с бессмертным гимном на устах сгорели, но не сдались в плен! Вечная слава верным сынам родины, преданным до конца святому знамени!
Грозная опасность нависла над нашей страной. Не на жизнь, а на смерть идет борьба на южных рубежах. Железная стойкость каждого бойца - вот что решает исход грандиозной битвы. Нашим лозунгом должны быть пламенные слова Ленина - победа или смерть! У нас нет и не может быть иного выбора. Рабство, ужасы фашистского плена, потеря любимой родины ожидают малодушного. Будем же достойными сынами своего великого народа, отобьем бешеный натиск врага!
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ЖУЛЬНИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ ГИТЛЕРОВСКОГО КОМАНДОВАНИЯ
Верховное командование немецко-фашистской армии 13 июля разразилось еще одним жульническим лживым «специальным сообщением» об очередном «окружении» и «уничтожении» советских войск. Германское информационное бюро передает, будто бы «юго-западнее Ржева наступление германских войск привело к окружению и уничтожению нескольких стрелковых и кавалерийских дивизий и одной танковой бригады противника. В ходе этой битвы, длившейся 11 дней, взято 30.000 пленных, 218 танков, 591 орудие, 1.301 пулемет и миномет».
Хотя после года войны между Советским Союзом и гитлеровской Германией весь мир убедился, что Гитлер в своих «специальных сообщениях» неустанно и систематически лжет, однако в данном случае гитлеровцы поставили прямо-таки рекорд в своем беспардонном вранье.
Между 2 и 13 июля в районе юго-западнее Ржева действительно происходили бои. Гитлеровские войска перешли в наступление, пытаясь охватить с флангов одно наше соединение и перерезать его связь с тылом. В результате боев с превосходящими по численности и количеству танков войсками противника наши части, нанеся немцам большой урон в живой силе и технике и понеся сами значительные потери, были вынуждены отступить и оставить занимаемый ими район обороны. В ходе боев наши войска потеряли до 7.000 убитыми и ранеными и 5.000 пропавшими без вести, значительная часть которых образовала партизанские отряды, действующие в тылу противника, 80 танков, 85 орудий, 200 пулеметов.
За этот же период боев юго-западнее Ржева немцы потеряли более 10.000 солдат и офицеров только убитыми, свыше 200 танков, более 70 орудий, не менее 250 пулеметов и минометов, 30 бронемашин и 50 самолетов.
Таковы факты.
И как бы ни упорствовали Гитлер и его прихвостни в публикации разных небылиц о ходе и результатах военных действий, - постоянным обманом нельзя скрыть того факта, что немцы ежедневно теряют на советско-германском фронте тысячи и тысячи людей. А это, независимо от временных успехов немецких войск, постепенно подтачивает гитлеровскую военную машину и подготавливает почву для поражения Германии в этой войне. || Совинформбюро.
+ + + + + + +
Источник: «Красная звезда» №163, 14 июля 1942 года
# Илья Эренбург.
Воровство - немецкое ремесло || «Красная звезда» №192, 16 августа 1942 года
# Илья Эренбург.
Фрицы о фрицах || «Красная звезда» №217, 15 сентября 1942 года
# Илья Эренбург.
Отечество в опасности! || «Красная звезда» №163, 14 июля 1942 года
#
Лучше смерть в бою, чем фашистский плен || «Красная звезда» №160, 10 июля 1941 года