Нам повезло - мы застали ежегодный крупнейший фестиваль Кералы - Trissur Pooram, который проходит в главном храме Триссура - Vadakkunnathan, посвященном Шиве.
Thrissur (в переводе - Город Священного Шивы) - это город в 80 км к северу от Кочина, который является культурной столицей Кералы. Там находятся несколько очень почитаемых индуистских храмов, самая большая и высокая (если верить туристической брошюрке) церковь Южной Азии, одна из самых старых мечетей мира, центр изучения санскрита, государственные Академии Литературы, Искусств и Театральная Академия (где, кстати, обучают искусству
Kathakali. В Триссуре проходят главные фестивали Кералы - Pooram (апрель) и Onam (июль-август).
Тhrissur Pooram завершает серию многочисленных мелких фестивалей, которые проходят в окрестных деревнях. По сути это ежегодная встреча двух дочерей Шивы - Кали и ее старшей сестры, которые раньше жили в храме Vadakkunnathan, а потом переехали в храмы Paramekkavu и Thiruvambadi соответственно. Изображения богинь водружаются на двух самых высоких слонов процессий, музыканты играют ритмичную музыку на барабанах и чем-то изогнутом духовом с колокольчиками, мальчики, сидящие на слонах, машут реквизитом, - два храма соревнуются в красоте своей процессии. Кстати, слоны собираются со всех близлежащих храмов и какой слон попадет в процессию какого храма, решает жребий.
Длится все это 36 часов и завершается вечерним Спектаклем Зонтиков Kudamattom (на который мы как раз и попали). Два ряда слонов стоят друг напротив друга в море людей, играет трансовая музыка, мальчики на слонах открывают разноцветные зонтики, показывают орущей толпе, закрывают, и открывают новые. Опять-таки, два храма соревнуются, у кого зонтики круче. И так часа четыре.
Ночью - фейерверки (которые, кстати, попали в программу совсем недавно - в 70-х, после того как какой-то любитель Пурама съездил в Ченнай и увидел там китайские фейерверки), утром следующего дня - мини-Пурам, на который приходят и женщины.
Мы приехали в Триссур к 12 и часа три до начала основного действа гуляли вокруг храма и морально готовились к основному представлению.
Фейерверки (бочка нереально громко выстреливает капсулой, которая в воздухе взрывается и из нее выпадает и раскрывается цветастый парашютик. Наверное, поймать такой парашютик - очень к удаче)
Меж тем толпа собиралась (здесь нужно посмотреть под вывеску Sonata):
Мы совсем не знали, как будет проходить основное представление и с какой точки его лучше наблюдать (нам советовали попасть на ближайшие к храму крыши и смотреть сверху, но тогда бы мы не увидели много интересного). Но мы как-то очень удачно и вовремя вписались на трибуну-загончик, которая была построена специально для иностранных гостей фестиваля (проход бесплатно, за паспортные данные), откуда мы, как белые люди, сидя на стульчиках в тени дерева и обдуваемые ветерком, обозревали происходящее.
Другая точка зрения - что загончик с белыми туристами - это еще один из аттракционов для местных (особенным успехом пользовались женщины в первых рядах и кто угодно с фотиком в руках)
Толпа собралась огромная (не беремся предположить, сколько тысяч), практически одни мужчины (потому что индийских женщин такие сборища на жаре не особенно прельщают) - возбужденные, радостные, кричащие в такт музыке, снимающие происходящее и себя на свои мобильники, забирающиеся на спины друзей в трехэтажные пирамиды...
Под воздействием жары, ритмичной музыки и постоянного движения животно-человеческой массы внизу стало казаться, что под нами вовсе не люди, а одна сплошная мясная субстанция. Жар! Вы слышите от них шел жар - жар человеческих тел, жар человечекого мяса, жар животной энергии. Все эти люди вместе были не просто большим количеством живых существ, но наоборот одним большим и нечеловечески мощным организмом. Энергия разгоряченных тел просто сводила с ума. Это было человеческое море со своим волнением, со своими течениями, со своими подводными камнями, а огромные спокойные слоны будто плыли в этом море, как большие парусники, управляемые каждый своим экипажем. Могу честно сказать это завораживало и пугало настолько, что я даже не подумал туда окунуться, о чем сейчас очень сильно жалею.
Смена зонтиков:
По окончании представления, уже в темноте, мы вполне спокойно в поредевшей толпе дошли до нашего прекрасного и громкого Enfield'a, по пути купив и съев кусочек вот такой ароматной сладости.
На фейерверки было единогласно решено забить, поэтому о чудесах индийской пиротехники - как-нибудь в другой раз. Нам предстояла ночная дорога домой.