Автомобили и самолеты SAAB - на почтовых марках

Aug 10, 2011 14:41

SAAB - это небо и песня, это трасса и турбо. Эта шведская компания ранее выпускала одни из лучших пассажирских самолетов, а сейчас продолжает делать одни из лучших в мире истребителей и столь же одни из лучших автомобилей. Немало ее продукции попало на почтовые марки, около половины из которых - шведские.



Автомобиль SAAB 99 в полицейском исполнении на шведской марке 1975 года. На заднем плане - знаменитая Стокгольмская ратуша (1911-1923) со 106-метровой башней. Автомобиль SAAB 99, пошедший в серию в 1966 году, в 1978-ом стал первой моделью марки с турбодвигателем, - именно с нее началось триумфальное шествие турбоконструктивного мышления компании. Сегодня "СААБ" и "турбо" обозначают одно и то же. Всего к 1984 году было построено 588.643 машины этой модели.



Пассажирский самолет SAAB 90 Scandia на шведской марке 1984 года. Это была очень удачная модель самолета, но в то время (первый полет - в 1946 году) рынок начали экспансивно завоевывать "Мартины 2-0-2" и "Конвэйры-340", которые были чуть хуже по характеристикам. Так что к 1954 году изготовили всего 18 экземпляров, все отправились впоследствии в авиакомпании Бразилии. Между тем еще в Европе один самолет осуществлял регулярные рейсы в Москву. До наших дней дожил лишь один нелетный экземпляр.



Еще один SAAB 99 на марке островов Тёркс и Кайкос выпуска 1984 года. Судя по фальшрешетке радиатора, это именно модификация Turbo.



Пассажирский лайнер SAAB 340 на шведской марке 1984 года. Самолет 1983 года стал современное версией SAAB 90 Scandia и вообще оказался довольно удачной моделью, хотя конкуренция со стороны дешевых "джетов" и вынудила свернуть производство в 1999 году после выпуска 459 машин. Авиакомпания Estonian Air летает на таком самолете в Минск.



А вот это вроде и похоже на предыдущую марку, да вроде бы и нет. Уж слишком "по-компьютерному" она выглядит. Кроме того, полоска на хвосте имеет другой изгиб. Вероятно, это все же не была отдельная марка, а просто реставрация упомянутой выше.



Автомобиль SAAB 96 на марке Гренады 1988 года. Это была третья модель компании, которая выпускалась с 1960 по 1980 годы (всего построили 547.221 экземпляр). Модель 96 стала удачным гонщиком (о чем ниже) и стала удачной экспортной моделью, - именно с нее началось продвижение марки за рубеж. Автомобиль стал героем известного фильма "Сбрось маму с поезда".



Автомобиль SAAB 92 на шведской марке 1992 года. Наконец-то увековечили самую первую серийную модель компании, выпускавшуюся с 1949 по 1956 годы (построили 20.128 единиц). Автомобильчик с очень низким коэффициентом аэродинамического сопротивления Сх=0,30 под управлением Греты Моландер пришел к финишу первым на Ралли Монте-Карло'52. Машина поначалу красилась только в бутылочно-зеленый цвет - якобы на фирме оставалось много такой краски, предназначенной для военных самолетов.



Истребитель SAAB J35 Draken на марке Маршалловых островов 1995 года. "Дракон" - один из самых красивых в мире истребителей, к тому же обладающий неординарным дизайном. С 1955 по 1974 год построили 644 самолета этой модели, которые использовались до 2005 года в Европе и Национальной Летной Школе гражданских (!) пилотов США. В красной раскраске самолет просто прекрасен.



Истребитель SAAB JA37 Viggen на марке Маршалловых островов 1995 года. Эта модель как раз заменила упомянутого выше "дракона" SAAB J35 Draken.Самолет выпускался с 1967 по 1990 годы - построено 329 штук. Модификация JA37 образца 1979 года отличалась особым вооружением. Несмотря на то, что самолет предлагался для экспорта, использовался он только в ВВС Швеции.



Гоночный автомобиль SAAB 96 на шведской марке 1997 года, посвященной Ралли Монте-Карло'63. Слова в верхнем углу, перевернутые вверх ногами, означают дословно "Карлссон на крыше" - именно так в оригинале называется известная книга Астрид Линдгрен. А гонщик Эрик Карлссон однажды (а точнее, несколькожды) умудрился перевернуть свой "СААБ" на крышу, за что и получил аналогичное прозвище. Вот тут - самый известный из его переворотов. В том году (равно как и в предыдущем) он выиграл в Ралли Монте-Карло. Именитый пилот до сих пор жив.



Истребитель SAAB J29 Tunnan на шведской марке 2001 года. Этот самолет неспроста прозвали "летающая бочка" - кажется, будто реактивный двигатель просто примотали под днищем. Первый полет состоялся в 1948 году, а к 1956 году изготовили 661 экземпляр, - это до сих пор самый высокий показатель среди всех самолетов марки. Как обычно, самолет опережал свое время и был очень хорошим. Самолет использовали даже войска ООН в Конго.



Учебный самолет SAAB 91 Safir на шведской марке 2001 года. Он изображен в правом углу. "Сапфир" стал первым из одного из трех гражданских направлений марки: модель 90 - пассажирский самолет, модель 91 - тренировочный самолет, модель 92 - автомобиль. С 1945 по 1966 год построили 323 самолета - легких, красивых и с хорошими летными качествами. Самолет использовали более чем в десяти странах, и до сих пор на нем осуществляются полеты.



Истребитель SAAB JA37 Viggen на марке Либерии 2003 года. Тут он подписан как Thunderbolt - это по-английский то же самое, что по-шведски Viggen: удар молнии.

Пассажирский самолет SAAB 340 на марке Аландских островов 2007 года. Про сам самолет я рассказывал выше, так что тут скажу пару слов про острова. Аландские острова, принадлежащие Финляндии, обладают самоуправлением, собственным флагом, гербом, интернет-доменом и собственной почтой. А в столице - Мариехамне - общественный транспорт бесплатный. Говорят здесь, кстати, на шведском. Местная авиакомпания - Air Aland - использует два самолета SAAB 340.



Пассажирский самолет SAAB 340 на марке Олдерни 2008 года. Олдерни - это один из островов коронного владения Гернси (фактически часть Великобритании), но тоже имеет свой флаг, герб, парламент, валюту и почту. Во время войны на острове были концлагеря, а сейчас туристов привлекает единственная железка, работающая в музейном режиме и таскающая метрошные (!) вагоны, да аж две авиакомпании. Одна из них - Aurigny Air Services (первое слово - название острова на исчезнувшем местном диалекте) - и "отмечает" на марке свое 40-летие. В начале двухтысячных она избавилась от SAAB 340, но на марке его нарисовали как дань памяти.



Истребитель SAAB JAS39 Gripen C на марке Тайланда 2012 года. "Грипен" - самый новый истребитель компании, и один из самых лучших в мире, машина четвертого поколения (по другой классификации - "4+"), построенная по аэродинамической схеме "утка". Первый полет состоялся в 1988 году, начало эксплуатации - лишь с 1997 года. По состоянию на 2012-2013 годы, было построено 264 машины. Самолеты находятся на вооружении Швеции, Венгрии, Чехии, ЮАР, Тайланда и Великобритании. В Тайланде с 2011 года используется шесть самолетов модификации "С", всего заказано 12 истребителей. Стоимость каждого - около 48 миллионов долларов.



Истребитель SAAB J35 Draken на марке Гвинейской Республики. В каталогах мне не удалось найти ни единого упоминания об этом выпуске, - саму марку и большой блок к ней предлагает некий интернет-магазин, торгующий марками. Быть может, это довольно искусная подделка или просто сувенирная марка. Подозрение вызывает и то, как нарисован самолет на большом блоке. Обратите внимание, какой длинный получился у самолета нос - совсем не такой, как на самих марках; хотя, может, это от необычного ракурса так кажется. Раскраска самолета указывает на то, что это авиакрыло F 13 "Норрчёпинг"



Автомобиль SAAB 95 на непочтовой марке компании A&BC 1971 года. Это были тематические выпуски марок в пластиковых кейсах, предназначенных для коллекционирования. Всего был изготовлен 21 выпуск, общее число марок - 114. Выпуск №19 целиком посвящен машинам Швеции - SAAB 95 V4, SAAB 99 Saloon, а также Volvo 144S, Volvo 164 и Volvo 1800E. Повторяю: эти марки не предназначались для оплаты почтовых услуг.



Автомобили и самолеты SAAB на непочтовых марках компании Zazzle.com. Эта контора занимается изготовлением сувенирных марок на заказ, причем покупатель сам может сформировать изображение на марке по шаблону. В образцах картинок есть и машины, и самолеты, и просто отвлеченные рисунки, связанные с фирмой SAAB. Повторяю: эти марки не предназначались для оплаты почтовых услуг.



Вот и все марки с изображением воздушных и дорожных самолетов SAAB, что мне удалось найти. Если вы знаете еще какие-то, - сообщите!

Летайте автомобилями SAAB!

P.S. Эту статью уже перевели на украинский язык! Вот: http://orgcommunication.ru/?p=4397

деньги, распознай-ка, saab, собирательство, самолеты, машинки

Previous post Next post
Up