Продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ
Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало:
tag: Душевное здоровье - это что? ***************************
Мы возвращаемся к разговору о мышлении. Я обещала рассказать, что это за таинственное умение оперировать.
Итак, грохочут барабаны… пауза…
Умение оперировать, это значит видеть тонкую взаимосвязь между своими знаниями и окружающим миром, а главное, все знания переносить на свою жизнь.
А «высший пилотаж» мышления - это умение вычислять общие законы.
Реплика в сторону: Помню, в одной из групп у меня занимался 40-летний мужчина, (авиаконструктор по образованию). Что бы мы не проходили о человеке, он умудрялся блестяще привязывать это к своему любимому авиаконструированию.
Например, мы изучали реакции человека на стресс. И тут он с воодушевлением заметил: «У самолетов тоже самое! Есть «ступор» - когда самолет как бы замирает, а после этого падает, и есть то, что вы называете «панической суетой» - когда самолет начинает страшно вибрировать и после этого тоже падает…»
А дальше мы все вышли на потрясшую нас всех мысль - возможно ли, что разные системы: технические, биологические, социальные - развиваются и подчиняются одним и тем же законам?..
А на другой группе была чУдная дама - историк. Какие тонкие и умные параллели она проводила между психическими процессами личности и историческими процессами!
Помню, мы говорили на занятиях о развитии и становлении личности, и дошли до скрытой в глубинах человеческой психики агрессии, которую если стимульнуть в определенных обстоятельствах, может так «распуститься», что мало не покажется.
И она нам привела в пример Германию после Первой мировой войны - безработица, инфляция, будущее темно и страшно. И тут приходит Гитлер и говорит: «Мы не то, что не хуже остальных - мы лучшие! Нас не то, что чморить, - нам все прислуживать должны! Потому что мы верховная раса! Мы великий народ! Богом избранный народ!» И за ним пошли. Как все это развернулось, мы знаем из истории.
А дальше участники группы с истории Германии перешли на… себя. Что происходит с каждым из нас, когда нас давят (хоть и с благими намерениями). Или унижают. Или мы попали в обстоятельства (может быть, сами забрели), где чувствуем себя убогими и ущербными… Какие мысли, какие чувства, какие желания возникают?
Сколько открытий мы тогда сделали - и про себя, и про окружающий мир!
Писала об этом же в своей книге:
«…Она была, как пишут в романах, в «нервическом состоянии», в особой обостренности ощущений, потому что почти не спала ночью, перечитывала «Поединок» Куприна.
Когда-то она читала эту повесть, но тогда все это мало тронуло ее: что-то про ужасы царской армии. Сейчас она увидела пронзительную и такую узнаваемую историю про душу, ранимую и мятежную, которая изнывала и корчилась от одиночества. Жалкая, пустая жизнь, упоительные грезы, нелепая смерть... Почему? За что?..» «Секретики» Записки психотерапевта».
***Мы можем сделать вывод, что для здоровой психики не бывает отдельных от Жизни знаний, поэтому все, с чем она сталкивается, она примеряет на себя. А наилучшая «версия» мышления (если мы говорим о душевном здоровье), когда оно работает во всех областях и распространяется на жизнь данного индивидуума.
Реплика в сторону: Во всех областях, это не значит, что человек одинаково силен и в гуманитарных и в точных науках, а в свободное время еще и рисует как Моне, танцует как Айседора Дункан и поет, как Доминго. (Вспоминается старый анекдот: «если вы одной рукой обнимаете женщину, а второй ведете машину - и то, и другое вы делаете плохо!»).
Человек может знать, уметь и любить что-то одно, но это одно для него становится Проводником к законам мироустройства и человеческого общества. Проводником к самому себе. Проводником к полноценной (полной ценностей), интересной, яркой, «вкусной» Жизни.
***А если человек что-то знает, умеет, любит (о, как это много!), и все же почему-то Проводником к бОльшему это не становится? Это значит, что человек, возможно, нашел свое Дело Жизни (Призвание, Предназначение), но… и все. Мышление эти профессиональные знания не переводит на третью ступень - развитие способностей переносить знания на себя, относить знания к себе, то есть с годами все лучше понимать и себя, и людей. А тогда и четвертой ступени - готовность изменять себя и свою жизнь быть не может. Куда изменять-то? В какую сторону?
***Возвращаемся к вопросу об удивительной особенности мышления, которое может хорошо работать в определенной сфере и совсем не работать в других.
Дело в том, что в большинстве сфер человеческой деятельности можно выстроить (вычленить, вычислить) алгоритм. В знакомой области мозги не только работают, но даже способны на творческий поиск. Зато там, где алгоритм невозможен, они (мозги) «умывают руки».
Реплика в сторону: В свое время, когда только появились компьютерные игры, американские психологи провели замечательное исследование. К добровольцам-испытуемым подсоединялись специальные датчики, которые реагировали на эмоциональные реакции человека во время игры. Выяснилось, что никакие самые страшные стрелялки-пулялки, никакие уроды и монстры, внезапно появляющиеся на экране, особо бурных реакций, выходящих за рамки нормы, не вызывали. А самый большой стресс люди испытывали, когда менялись условия игры.
Где же алгоритм невозможен? Где условия игры могут непредсказуемо меняться? Правильно, в Жизни.
Давайте признаемся честно, как бы мы не пытались жизнь просчитать и «поверить алгеброй гармонию», хоть тресни, она остается непредсказуемой. Человеку приходиться сталкиваться с неожиданностями и искать нестандартные, оригинальные решения. Между нами говоря, такие решения называются - творческими!
Это что же получается - я, обычный человек, можно сказать, сильно немолодая тетка, ни с какой стороны не Пикассо, и не Мопассан, и не Ландау, должна, что ли, уметь творчески мыслить??? Ну, у меня работа этого требует... Ах, не только на работе?
Кошмар.
Продолжение следует.