Творить надо что? Уметь!

Jul 02, 2013 00:05

Прошу простить за длительную задержку со следующим постом о Душевном Здоровье, но я, наконец, оказалась на священном для меня острове Хииумаа, которому в моей книге «Секретики» посвящена целая глава. У кого нет книги, можно почитать здесь:
Остров, который "себе на уме"
Анютины глазки в дупле дерева
О свободе и земляничном варенье
и еще из летописи СМС:
Летопись смс. Эстония

Этот остров не только красивое место с подходящим мне климатом, это, главное для меня - люди, мои друзья. Я их за эти годы завоевала немало! Понятное дело, первые дни пребывания на острове ходила по гостям, и сердце мое пело - я видела, что мне искренне рады, что меня ждали. Как мне сказали в одном доме: «Жеееня, ты приехала, значит, лето началось»
Реплика в сторону: Интересно, можно привыкнуть к очень многому: к бедности и богатству, к холоду и жаре…лучше всего людям удается свыкнуться с какими-нибудь пакостями, типа одиночества или тоски… Но к чему, мне кажется, невозможно привыкнуть, так это к звенящей, поющей ниточке Любви - и к тебе, и в тебе. Для меня это всегда Чудо!

***В последних постах мы говорили о «высшем пилотаже» мышления и остановились на творчестве.
Реплика в сторону для новеньких - это продолжение темы о ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ. Пожалуйста, прежде чем комментировать, прошу, умоляю (!!!) - прочитайте начало:
tag: Душевное здоровье - это что?

******************************
Так с чего это вдруг мы заговорили о творчестве? Мы-то тут при чем, простые смертные?
А вдруг - при всем?
***По В.И.Далю слово «творить» означает «давать бытие, сотворять, созидать, производить, рождать». Слово «творчество», как правило, ассоциативно связывают с наукой или искусством.
Реплика в сторону: как правило, это не значит всегда.

Самый точный анализ природы творчества, с моей точки зрения, принадлежит выдающемуся ученому ХХ века Гансу Селье, в его книге «От мечты к открытию». Он сформулировал, какими качествами должен обладать человек, способный творить.
На первое место Селье поставил живое Воображение, позволяющее рассматривать идею (проблему, задачу) с разных сторон. К этому прибавил Влюбленность в свое дело, постоянный, не гаснущий Интерес к предмету любви и особого рода Наблюдательность, порожденную этой Любовью. И - всегда сомнения, и всегда потребность знать больше, глубже.

А если на минутку представить себе, что вместо слов: «дело» и «профессия» мы подставим слово «Жизнь»? …рассматривать с разных сторон… не гаснущий интерес… потребность знать больше, глубже… Не правда ли, текст приобретает иное звучание и непривычный смысл?
Ну, да, Селье писал о людях, для которых творчество напрямую связано с их профессией. Вопрос на засыпку: но разве жизнь лю­бого человека с ее «зигзагами судьбы» не требует нестандартных подходов? Можно ли прожить свою жизнь по некоему шаблону? «Сначала помню детский сад, а дальше - как велели…» Или тогда это будет называться не жизнью, а существованием?
Может, не хреново бы нам всем развивать способности к творчеству, вне зависимости от нашей профессиональной деятельности? А заодно и уме­ние применять эти способности в решениях жизненно важных проблем? Может хаоса будет меньше, а Смысла больше? Но об этом позже…

***Следующий вопрос вытекает из предыдущего - откуда «ноги растут» у этого самого воображения? Откуда берется потребность знать больше, глубже? Что это за почва, на которой произрастает способность творить? «Из какого сора рождаются стихи» и открытия?
Для тех, кто до сих пор занимается «расчлененкой» и противопоставлением ума и чувств - еще 50 лет назад институт Селье, на основе многолетних наблюдений, пришел к выводу, что «чем богаче эмоциональный опыт человека, чем ярче его впечатления и образы, чем более развиты ассоциативные связи - тем смелее его фантазии, живее воображение, острее интуиция - и тем шире его возможности в самореализации!»
А назвали всю эту красоту ассоциативно-образным мышлением.
Реплика в сторону: О. Вейнингер (кто это - см. в интернете) сравнивал ассоциативное мышление с чувствительной системой колоколов, «где достаточно зазвучать одному колоколу, как его звук немедленно от­зовется в других, постепенно приведя в движение все устройство».

***Я немного рассказывала о наших упражнениях в ассоциациях (пост «Как понять подноготную?») Могу засвидетельствовать, что за последние годы уровень ассоциативно-образного мышления неуклонно и неумолимо ползет вниз. Раньше я давала эти упражнения прямо на занятии, и группа в 10 человек справлялась с ними за 15 минут. Сейчас я эти же задания даю «подумать» на неделю. И не факт, что все справятся.
Был бы Селье жив, написала бы я ему письмо, что вспоминаю его на каждом занятии.
Потому что все время сталкиваюсь с тем, что люди, ассоциативно-образное мышление которых не развито, как панцирем скованы традиционными пред­ставлениями. Они довольствуются стандарт­ными решениями и практически не способны к поиску нового... И хотели бы иначе, да не могут!
Реплика в сторону: Кстати, большинство считает, что у них отличное воображение. И творческое тоже. Еще не слыхала, чтобы на воображение жаловались. Зато на судьбу и обстоятельства - сколько угодно…

***Ну, а на «закуску» речь о Творчестве из нашей антологии по риторике.

Мы все принадлежим к виду, называемому «Человек разумный». Человек разумный означает человек мыслящий. Мыслить возможно на разных уровнях. На уровне где достать поесть. На уровне как добыть денег, чтобы достать поесть. На уровне где получить образование, чтобы достать денег, чтобы достать поесть... Только какое это все имеет отношение к homo sapiens?
Творчество - вот уровень мышления, достойный человека! Он присущ только высокоразвитым личностям, к которым, принадлежим мы с вами. Творчество отличает нас от быдла, живущего в гибельном болоте духовного прозябания.
Почему творчество это высший уровень?
Ведь процесс творчества - это процесс Сотворения.
Музыкального произведения из семи всем известных нот.
Немеркнущей загадки Джоконды из яичного белка, сажи, глины и куска грубой тряпки.
Сказочно вкусного пирога из белого порошка, воды, плесени и травы, растущей в огороде.
Приносящее прибыль предприятие из раздолбанных корпусов и кусков искореженного металла.
Личности, в которой все прекрасно, из незрелого, некритичного существа.
Творить надо что? Уметь! Творить надо что? Любить! Творчество необходимо человеку как воздух. Я дышу - а значит, я творю! Я творю - а значит, я живу! Вот девиз человека Разумного.
Мария О.

Продолжение следует. Может быть.

Наша "кухня", Душевное здоровье - это что?

Previous post Next post
Up