О чём этот комментарий:
- смысл ритуала "пепел красной коровы"
- что представляется его заменой в наши дни
- в связи с этим - история о медном змие, наказании Моше за удар по скале и народные песни
Краткое содержание главы:
- Постановление о красной корове и о воде очищения, изготовляемой из её пепла. Постановление об очищении людей, соприкасавшихся с мёртвыми (или "смертными"?).
- Смерть Мирьям в Кадеше.
- Очередной бунт народа - на этот раз из-за отсутствия воды. И не было воды у общины, и столпились они вокруг Моше и Аарона. И поссорился народ с Моше...
- Единый повелевает Моше говорить со скалой на глазах у всех, обещая, что скала "даст воду". Моше бьёт посохом по скале, и она даёт воду. Единый говорит Моше и Аарону, что это - нарушение Его слов (сказано было - говорить, а не бить), и посему не войти им в землю обетованную.
- Моше посылает гонцов царю Эдома с просьбой разрешить евреям мирно пройти через Эдом; царь отвечает отказом. Евреи отходят от эдомской границы и приходят в hOр hа-hAр.
- Там умирает Аарон. Его сын Эльазар наследует ему в роли великого коэна.
- Царь ханаанеев Арада посылает войско на войну с Израилем и берёт людей в плен. Евреи клянутся отомстить ханаанеям и действительно мстят им, разрушая их города. (РаМБаН отмечает, что из текста неясно, в то же время ли мстят евреи ханаанеям Арада или намного позже).
- Двигаясь в обход Эдома, евреи вновь восстают против Моше. Многие евреи гибнут от змеиных укусов. Народ кается перед Моше. Моше молится за народ, и получает указание создать изображение змея из меди; вид этого изображения помогает укушенным выжить.
- Дальнейшее путешествие Израиля - в обход Эдомского царства, на юг (назад к Красному морю), потом на восток, в южное, а затем и северное Заиорданье. Овот - Ийей hа-Аварим - Нахаль-Зеред - Арнон - Беэр - Матана - Нахалиэль - Бамот - Сде Моав. Песнь о колодце (Беэр).
- Послание к Сихону, царю амореев Заиорданья, с той же просьбой, что и к Моаву. Сихон также отказывает Израилю, и идёт на него войной. Евреи разбивают амореев и селятся в городах к востоку от Иордана, включая Хешбон - столицу царя Сихона (в прошлом принадлежавшую Моаву). Песнь о победе амореев Хешбона над моавитянами и о последующем поражении самих амореев.
- Израиль продолжает путешествие в сторону Башана (на Голанских высотах). Ог, царь Башана, идёт на Израиль войной, но Израиль побеждает и завоёвывает Башан. Основной состав Израиля сосредотачивается в степях Моава, напротив Иерихона (т.е. симметрично Иерихону относительно реки Иордан).
1. Загадка красной коровы
И говорил Единый Моше и Аарону так: вот закон Учения (хуккат ха-тора), о котором повелел Единый, говоря... (19,1). Мы знаем, что Тора не бросает слов на ветер. Если в начале главы "
Беhар" сказано, что она дана "на горе Синай", то в этих словах надо искать особый смысл: действительно, оказалось, что пять заповедей той главы соответствуют двум пятёркам Десяти Заповедей и образуют как бы третью скрижаль - законы о земле.
А в нашей главе? Разве все остальные главы не являются хуккат ха-тора, законами Учения? Зачем предварять её таким странным вступлением? И, кстати, что за заповедь даётся под этим соусом? Прочтём:
И говорил Единый Моше и Аарону так: вот закон Учения, о котором повелел Единый, говоря: скажи сынам Израиля, чтобы взяли тебе красную корову, совершенную, в которой нет изъяна, которая не была под ярмом. И передадите её Эльазару, коэну... (19,1-3).
Речь идёт об особом способе очищения человека, чтобы тот мог войти в Храм. Конечно, это очень важно: прикасающийся к мёртвому, к всякой душе человеческой - будет тамэ (непригоден к храмовой работе) семь дней; он будет очищаться им (пеплом красной коровы) на третий день, и в седьмой день станет таhор (пригодным к работе); а если не очистится (пеплом) на третий день, он не станет таhор на седьмой (11-12). Но у нас в Торе много повелений, связанных с ритуальной чистотой; зачем же это особое введение?
И вообще, зачем нужна красная корова? От какой "нечистоты" она спасает? И как нам добыть такую корову в наши дни, чтобы возобновить службу в Храме?
2. Намёки
Обратим внимание, что, кроме истории с коровой, в этой главе много необычных вещей. Так, совсем недавно (в главе "
Ки тиса") евреи были сурово наказаны за то, что соорудили золотого тельца - а здесь Единый Сам повелевает Моше соорудить медного змия! Совсем недавно (в главе "
Бешаллах") Бог велел Моше ударить по скале, чтобы та дала воду - а здесь, когда Моше делает то же самое (вместо того, чтобы говорить со скалой, как велел Бог), за такую малую провинность сурово наказывает Моше, лишив его права войти в Землю Обетованную. Как можно соразмерить такой поступок с таким тяжёлым наказанием? Да и предпосылки для "ошибки" у Моше были: Единый, как нарочно (а, может, и нарочно?), приказывает ему взять с собой посох к скале. Вот весь текст повеления: возьми посох и собери общину, ты и Аарон, брат твой, и поговорите со скалой на глазах у них, и она даст свою воду, и (таким образом) ты выведешь воду из скалы и напоишь общину и её скот (20,8).
Ещё в этой главе (казалось бы) кстати и некстати приводятся тексты народных песен. Вот евреи располагаются у реки Арнон, и сразу же приводится цитата (почти непереводимая, явно на каком-то диалекте) об "опоре в бурю и о реках Арнон" (21,14). Вот появляется какой-то колодец, где по слову Единого была найдена вода (это - не то место, где Моше ударил по скале!), и сразу же приводится песня о колодце: "поднимайся, колодец! Подпевайте ему! Колодец, выкопанный вельможами, прорыли его богатые (щедрые) из народа - своими судейскими жезлами, своими тростями!" (17-18). Дальше идёт рассказ о том, что евреи завоевали аморейскую территорию царя Сихона и его столицу, город Хешбон: но тут же объясняется, что сами амореи - не исконные жители, и завоевали эту землю у моавитян. А иллюстрируется этот рассказ опять-таки народной песней о том, старинном, завоевании страны амореями, жившими раньше только в городе Хешбоне: "идите в Хешбон, он будет отстроен, будет укреплён город Сихона! Ибо огонь вышел из Хешбона, пламя из города Сихона, пожгло города Моава, идолов алтарей Арнона. Горе тебе, Моав! Погиб ты, народ (бога) Кемоша! Допустил он (бог Кемош), чтобы его сыны стали беженцами, дочери - пленницами царя аморейского, Сихона! А мы (?) сбросили их (? - так понимает РаШар; по РаШИ - "их поле"; слово неясно) - пал Хешбон до (города) Дайбона, и разруха (??) до Нофаха, который около Мейдевы" (27-30).
Тексты песен встречаются в Торе довольно редко, и нигде - в такой концентрации, как здесь; тем более, что Имя Единого ни разу в них не упоминается.
Намёки? На что?
3. От чего очищает красная корова
Мы знаем, что соприкосновение с телом умершего приводит к временной потере жизненной энергии, и, следовательно, к состоянию "тамэ" - духовной нечистоты. Но наша глава сообщает нам нечто новое: Всякий, соприкасающийся с мёртвым, с душой того человека, который умрёт, и не очистится - оскверняет Мишкан Единого, и да будет отделена та душа от Израиля (19,13). На первый взгляд, слова "с душой человека, который умрёт" означают то же, что и "с мёртвым": слово нефеш (в нашей метафизике - "телесная" душа, то, что оживляет тело и связывает его с сущностью-нешамá) часто употребляется просто в значении "человек"; слово ямут "умрёт" можно понять и как "умрёт прежде, чем к нему прикоснутся". Но эта необычная формулировка намекает нам на другое. РаШаР Гирш скрупулёзно анализирует текст и доказывает, что настоящее значение этих слов - не "человек, который умер", а "всякий человек, которому суждено умереть", "смертный". Мы, в свою очередь, можем из этого заключить, что не только прикоснувшийся к умершему, а всякий, кто прикоснется к смертной плоти, не может войти в храм. Не только к тому, что уже мертво, а вообще ко всему, что может умереть. Этот момент будет ключевым для нашего понимания обряда красной коровы.
Как это возможно? Человек сам состоит из плоти, которая, как ни крути, смертна. Как человек может не прикасаться к самому себе?
Сейчас мы с легкостью ответим: "но ведь, кроме плоти, есть еще и душа: человек состоит и из плоти, и из души. Он должен оторваться от своей плоти и дать душе достичь высшего состояния - тогда он сможет войти в храм".
И будем совершенно неправы. От этой философии египетских жрецов, от противопоставления тела душе и вывели нас Моше с Аароном, за что мы им благодарны.
Египтяне знали многое про нематериальные слои человеческого существа. Были им знакомы и "нешама" (егип. х'у), и "нефеш" (егип. ка), и "руах" (егип. ба) - незримые составляющие того, что мы по-русски называем душой. Египетская культура была весьма продвинута с духовной, философской и метафизической точки зрения. Они были достаточно мудры, чтобы разъединить в своих представлениях душу и тело... и недостаточно добры, чтобы объединить их снова.
Служить Единому, когда ты - невоплощенный дух, когда тебя не сковывают рамки материального мира - просто. (Я не говорю "попробуйте" - всему свое время). Но есть работа, которую совершать можно только в воплощенном состоянии: священная работа, связанная со Свободой Выбора. Как мы уже неоднократно говорили, это - основной элемент человеческого служения Единому, и еврейский народ был создан как проводник Свободы Выбора: ам hа-Бхира (народ Выбора), служащий в бейт ha-Бхира (доме выбора - Храме).
Вхождение в Храм - преображение как души, так и тела, а точнее - того их неразрывного союза, который и называется "человек". В момент службы в Храме тело тоже не должно быть "смертным": оно переходит из потока времени, где живут смертные люди, в Нецах - Вечность.
Для достижения такого возвышенного состояния был дан нашим предкам ритуал красной коровы. А как быть нам? Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо понять, что означает "красная".
4. Не красна изба углами...
В русском языке всё понятно: ничего особо "красного" в Красной площади не было, название означает просто "красивая площадь". "Красная девица" - не индианка и не коммунистка, а просто красивая. А в иврите?
Мой возлюбленный чист и красен (адом), он - более славен, чем десять тысяч (Песнь Песней 5,10). А о царе Давиде сказано: а он - красноволосый (адмони) с прекрасными глазами, и хорош на вид (Шмуэль-алеф /1-я Царств/ 16,12). Мы можем понять, что красный цвет действительно ассоциируется с физической красотой, с красотой материи.
Стоп! Самое время вспомнить об одной из наших основных троек (о которых см. "
Тройка, семёрка, туз"): дух, материя, энергия. Вот цвета, которые в нашей метафизике ассоциируются с этими началами:
дух - синий
материя - красный
энергия - жёлтый
Если совершенство материи ассоциируется с красным цветом, логично проверить, с чем ассоциируется совершенство духа и энергии. Касательно духа мы сразу вспоминаем окончание главы "
Шлах-леха": и пусть сделают на этой кисточке, что на краю, голубую нить. ...И, увидев её, будете помнить о всех заповедях Единого (15,37-39). Голубая нить - символ духовного совершенства. И этот образ, как и красный цвет для материального совершенства, существует не только в еврейской системе:
Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.
(Н. Бараташвили; перевод с грузинского - Б.Пастернак).
А энергия? С тем, что в метафизике называется этим словом (оз), мы сталкиваемся обычно в двух обличиях: свет - и... деньги (эквивалент энергии в человеческих взаимоотношениях). Что - эталон света? Солнце. Что - эталон денег? Золото. И то, и другое - жёлтые.
Суммируем: эталон энергии - жёлтый, эталон духа - синий, эталон материи - красный. А что такое эталон материи? Это прекрасная, эстетически совершенная материя. Это - красота.
В самом деле: в главе "
Ноах" три первоосновы предстают в виде трёх сыновей Ноаха - трёх сторон человеческой цивилизации. Духу соответствует Шем - этика. Энергии - Хам, энергетика. Материи - Яфет, эстетика. С Яфетом связано всё, что мы традиционно относим к греко-римской культуре: красота материальная, возведённая до культа, мир искусства (обратим внимание: вот это слово - искусство - и прозвучало). Кто в еврейской традиции считался наследником Яфета? Рим. Как называли мудрецы Талмуда Рим? Эдом, что созвучно с адом "красный". Вот и ещё одна ниточка, связывающая понятия "красный" и "эстетичный" в еврействе.
5. Что делали с коровой?
Ритуал - в том виде, в котором он приведён в нашей главе - может показаться совершенно непонятным современному человеку, потому что современный человек полностью выключен из того образа жизни, который был естественным для еврея пустыни.
Итак, берется корова. Красная корова (полностью красная). Она должна была вырасти (мудрецы называют цифру: три года), не зная ярма, не совершая никакой работы. И тогда коэн должен вывести её за пределы становища, зарезать... и сжечь.
...Человек - часть природы. Он - управляющий природой именем Единого (см. Берешит /Бытие/ 1,28). Травоядные животные завершают свою жизнь в качестве пищи. Лесные - хищникам, домашние - человеку. Мясо - источник живой энергии, и корова, заканчивающая жизненный цикл на столе, как бы участвует в добрых делах всех людей, которые ее едят. Это может звучать странно, но так воспринимали функцию рогатого скота наши предки.
Ещё у коровы есть возможность стать жертвенным животным. Это - тоже своего рода достижение. Более того: возгоняется энергия не только самой коровы, а и тех людей, которые растили ее, ухаживали за ней, кормили ее.
И вот - высшая степень: красная корова (то есть совершенная с материальной точки зрения, эстетически совершенная), выращенная с целью стать Очищающей Коровой. Она - носитель энергии заботы, ухода, кормления. Пастухи, лекари - все отдали ей свои силы. И теперь ее сжигают полностью. (Не надо слишком жалеть корову - не попадайте в ловушку антропоморфизма!). Плоть коровы исчезает полностью, не насытив никого, не принеся никакой практической пользы - только метафизическую.
С чем мы можем сравнить этот образ? Пожалуй, со скульптурой, с живописью: с искусством. Не с прикладным искусством (украшенная чашка, окно с наличниками), а с "чистым", которое в музеях. Никакой практической пользы - только эстетическая.
Итак, корову зарезали и сожгли. В огонь, в котором сжигается тело коровы, бросается нить, взятая от гусеницы-шелкопряда, древесина, взятая из кедра, и мох. Мы можем вспомнить, что те же три составляющих (нить шелкопряда, кедр, мох) использовались в обряде двух птиц для очищения прокажённого в главе
"Мецора".
Пепел смешивается с чистой водой из источника. Живое, потерявшее свою материальность, смешивается с неживым, но питающим все живое. Получается "Вода Очищения". От всякого столкновения со смертью (а, согласно комментариям, и со смертностью вообще) надо очиститься этой водой, прежде, чем войти в Храм Единого.
6. Разгадка тайны коровы
Что же такое для нас, для нашей реальности, красная корова?
Первый и очевидный - слишком очевидный! - вариант ответа: конечно же, красная корова и только она! Как было, так и будет во веки веков!
Но - нужна ли именно корова? Ритуал, описанный в нашей главе, описан в реалиях пустыни; а реалии меняются! Например: когда евреи пришли в Ханаан и построили постоянный Храм, вместо описанного здесь правила "сжигают вне СТАНОВИЩА" стали сжигать корову вне ИЕРУСАЛИМА. Абзацем ниже дается правило о человеке, который умирает в ШАТРЕ. Когда евреи стали строить дома в Ханаане, тот же закон стал распространяться на смерть в ДОМЕ. Текст Торы не изменился, но исполнять его стали иначе, в соответствии с изменившейся ситуацией!
Речь идёт не о том, чтобы, подобно "евреям-реформистам", заставить еврейский закон шагать "в ногу со временем": закон должен шагать только в ногу с Богом. Но ведь и Бог, в Его проявлениях, не стоит на месте, ибо сказано: а Единый идёт перед ними (Шмот /Исход/ 13,21). Еще мудрецы Талмуда говорили: "Тора разговаривает на языке людей", имея в виду, что Тора объясняет всё в понятной терминологии. Живешь в пустыне? Значит, шатры и становища. Скотовод? Значит, корова.
Мы знаем достаточно много об этой корове, чтобы выдвинуть гипотезу. "Корова" - нечто совершенное с материальной точки зрения, соответствует понятию "эстетика"; она не должна быть прикладной, использоваться для чего-либо, кроме очищения. Она должна быть изготовлена из подручных материалов - и при этом быть драгоценной (в главе "
Вайикра" мы видели, что барана, козла, птицу или хлеб может принести в жертву только тот, кто не может позволить себе быка; бык и корова - самое драгоценное, что есть у тогдашнего скотовода). "Приниматься" она должна только в нужных дозах (человек обрызгивается водой с пеплом). Так что же это?
Предположение: красная корова наших дней - это искусство.
Странно? Но в те времена, когда давалась Тора, абстрактное искусство связывалось разве что с поклонением идолам (и, соответственно, сразу переходило в разряд прикладного). Что могло вызвать чувство трепета у скотовода? Совершенная по форме корова. Поскольку, в отличие от картины, корова не может существовать веками, пепел, оставшийся от неё, доносит идею, что такая совершенная корова когда-то была.
Искусство воздействует на телесный, физический мир человека. Если оно несёт верный вектор, если оно направлено к высшему, оно возносит человека выше собственной смертности. Велика опасность искусства с обратным знаком, которое в силах полностью лишить человека гармонии и доступа в святилище. Но именно высокое искусство во всех его проявлениях способно открыть для человека дорогу к Храму.
7. Немного подтверждений
Неслучайно наша глава - сокровищница народных песен: того немногого, что можно было назвать абстрактным искусством, не запятнанным идолопоклонством. И недаром в этой главе - медный змий, о котором мудрецы говорили: разве змей лечит? - имея в виду, что змей - всего лишь символ, при виде которого человек задумывается о единой Воле, наславшей ядовитых змей; тогда он вспоминает о Боге, и вот уже Бог посылает ему исцеление. Что это, как не искусство?
И не зря в этой главе Моше "наказан" за то, что ударил по скале, а не говорил с ней. Кстати, почему я взял слово "наказан" в кавычки?
Моше дожил до преклонного возраста, был окружен почетом; у него была любящая семья, дети и внуки; целый народ был создан его трудами и получил вечный Закон через его пророчество. Отойдя в бесконечность, он может радоваться делу рук своих. Решение Высшего суда, по которому глубокий старик Моше не сможет войти в Ханаан, "наказанием" может считаться лишь символически. То же относится и к Аарону - он умирает раньше Моше, но он ведь на много лет старше брата. Более того, комментаторы (начиная с мидраша Мехилта) находят в Торе ясный намек на то, что решение о том, что Моше умрет прежде, чем завершится путь, было принято намного раньше: Моше в Песни Моря поёт: Ты приведешь его (народ) и Ты его укрепишь (Шмот 15,17) - Ты, Единый, а не я, Моше!
Всё это наводит нас на мысль, что "наказание" Моше - на деле воспитательная мера, принятая по отношению к народу, а не к Моше. О решении Бога узнает народ тоже через самого Моше - что ещё раз доказывает, что наказание, в первую очередь, ниспослано с дидактической целью.
А чему пытается Единый научить? Новому способу общения с миром. Преобразованию мира через речь. А что это, как не искусство?
8. Значит, корова найдена?
Праотец Ноах повелел Яфету служить в шатрах Шема: эстетика поставлена на службу этике. Искусство - новая "красная корова" - будет приводить душу человека в такое высокое состояние, что он сможет достойно войти в Храм. Как это будет выглядеть?
В бейт-мидраше центра "Маген" Рахель Спектор рассказала о греческом (языческом) храме Афины-Девы - Парфеноне. Путник шагал туда по рассчитанному маршруту, и каждый поворот был произведением искусства; а порой дорога вела его через настоящие музеи. Конечно, это языческое капище; но как ещё Яфет мог развивать свои методы прежде, чем наступило время ему отправиться в шатры Шема?
Создание пути очищения - задача не зоологов (корова), а художников. И решение этой задачи даст нам, наконец, духовный уровень, необходимый для постройки Нового Храма в Иерусалиме. Ведь время - уже настало.