Недельная глава: ВАЙИКРА (Вайикра [Левит] 1-5)

Mar 23, 2007 15:15


Темы главы:
  1. Законы о жертвоприношении.
  2. Жертвоприношения как искупление личных грехов, грехов предводителей и грехов всей общины Израиля.

1. На постоянной службе

Слово "Вайикра" - "И звал" - открывает нашу главу, а вместе с ней - третью книгу Пятикнижия. Это "и звал" показалось нашим мудрецам настолько важным, что так назвали всю книгу. Да, с древних времён эту книгу называли Торат-Коhаним - "учение коэнов". Да, еврейские мудрецы, переводившие Тору на греческий (в III веке до н.э.) дали ей описательный заголовок "Левитикос" ("относящийся к колену Леви") - оттого и по-русски она называется "Левит". Но единственное общепринятое в еврейской традиции название этой книги - всё же "Вайикра" - "И звал": И звал Он Моше, и говорил Единый с ним из Шатра Времени так: обратись к сынам Израиля и скажи им... (1,1-2). Присмотримся к этой фразе поближе...

...И сразу обнаружим, что последняя буква слова "Вайикра", алеф, уменьшена по сравнению с остальными, примерно так: ВАЙИКРА. Это традиция, восходящая к древнейшим рукописям. Необычный размер буквы - один из способов Торы навести нас на некую скрытую мысль. И в самом деле, без "алефа" слово Вайикра "и звал" превращается в Вайикар "и приключился, и встретился случайно". "И встретился случайно Единый Билъаму" - так в Торе описаны откровения мидйанского пророка, нанятого, чтобы погубить Израиль (Бамидбар 23, ст. 4 и 16; об этом мы поговорим подробнее в главе «Балак»). О Билъаме мудрецы говорят, что по пророческой силе он был равен Моше, если не превосходил его. Но это "алеф", отличающее "вайикар" Билъама от "вайикра" Моше, описывает разницу в их подключении к духовной работе.

Билъам говорит Балаку, царю моавитян: "может, встретится мне на пути Единый". И действительно, его общение с Единым носит беспорядочный характер. Билъам способен слышать Голос Творца, но не пользуется своей способностью регулярно, предпочитая быть "вещью в себе"; а Моше принял Единого как духовного руководителя, он как бы поступил на службу к Единому. Разговоры Бога и Моше - постоянная, регулярная духовная работа, направленная на развитие самого Моше, его народа и Вселенной.

Пророческий дар - не гарантия постоянной работы. Скромный Моше, не дороживший собственным именем ( сотри меня из Своей книги), оказался более способен к ней, чем величественный отшельник Билъам. А чего не хватало Билъаму? Всего лишь маленькой, очень маленькой, буквы "алеф": той самой, которая в еврейской метафизике означает единицу личной причастности, единицу желания сделать кому-то безвозмездное добро.

2. Почки и селезёнки

Вся книга "Вайикра" занимается темой работы коэнов в Храме Единого, и глава "Вайикра" немедленно погружает нас в тему жертвоприношений. Эта глава больше похожа на отрывок из поваренной книги, чем на моральное поучение, которое мы привыкли видеть в Торе. Большая часть её - детальное описание не очень аппетитных процедур, которые коэн должен проделать с останками крупного или мелкого рогатого скота, или в крайнем случае (за неимением оного) птицы, с целью принесения их в жертву Творцу Вселенной. Там и почки, и селезенки, и перья, и кровь, и всё такое, от чего сразу появляется чувство отторжения и желание поскорее закрыть Книгу, в которой мы ожидали в очередной раз прочесть что-нибудь душеспасительное, общественно-полезное и, желательно, соответствующее принятым в наши дни моральным нормам.

Но Тора - не моральное поучение: уж точно - не только моральное поучение. Тора не политкорректна ; она, в конце концов - книга строения Вселенной, и в ней, как и в самой Вселенной, много мест необычных и непонятных... но к этим местам можно привыкнуть, и эти места можно понять. Главное - желание. Потому что если смотреть на Тору высокомерно - пережитки, мол, древних обычаев - или сквозь решето - это возьмем, пригодится, а вот это устарело давно - мы никогда не сможем понять, что к чему.

Вот, например, почему Моше гневался на еврейский народ за то, что тот построил золотого тельца, а потом сам взял да и построил медного змея (Бамидбар /Числа/, 21)?
Почему "и ведьме не давайте жизни", почему запреты на всякие, казалось бы, магические действия - при том, что многие поступки Моше, Йеhошуа, Элияhу [Илии] иначе, как магией, не назовешь? (На этот вопрос, впрочем, мы уже отвечали, обсуждая главу " Мишпатим").
Почему "не убий", но "Амалека уничтожь"? (И об этом мы уже говорили, обсуждая главу " Бешаллах").
Почему формулируются максимально общие по смыслу законы общей морали - десять заповедей - и сразу после них на протяжении многих глав долго толкуется о том, как надо отделять печень жертвы от селезенки оной? Как, наконец, понять самое страшное из жертвоприношений - несостоявшееся жертвоприношение Авраамом собственного сына?

Проще всего - решетом, фильтром. Вон это нам подходит, потому что мы его понимаем; а вон то - пережитки прошлого, проигнорируем. Но так нельзя - нечестно: из Торы слова не выкинешь и за уши смысл не притянешь. Да и не нужно. Нужно понять. А для этого нужно захотеть понять. Изначально принять за аксиому то, что написанное - не бессмыслица. И тут же появляются, один за другим, глубочайшие скрытые смыслы - и не "притянутые за уши", а столь ясные, что их и скрытыми-то трудно назвать.

3. Алфавит мяса

Обсудив конструкцию Мишкана, мы поняли, что это - сложная, последовательная модель семиуровневой Вселенной, в которой каждая часть является подобием целого. Таким образом, согласно Торе, служитель Мишкана - коэн - может находиться во взаимодействии со всей Вселенной, даже - в определённой степени - управлять ею. Делать это, конечно, он должен во Имя Бога и от Имени Бога, как соучастник Его акта творения (о чём нас уже предупреждали в главе " Берешит").

...А следовательно, и процедуры, которые он должен проводить в Храме, должны быть продиктованы Богом. Так мы и подходим к книге "Вайикра" - не столько поваренной, сколько руководству для программиста.

Но не ждать же Творцу, пока человечество изобретёт компьютеры, чтобы давать ему Тору! Поэтому Единый учит коэнов программировать на единственном языке, который они знают хорошо: на языке мяса.

Наши предки во время дарования Торы были скотоводами, и питались тем скотом, который выращивали. Тот, кто хотел есть мясо, должен был сам резать козла или барана, а то и корову. Те, у кого не было четвероногой пищи, довольствовались птицей - но и её надо было резать самим. Вид крови был не исключительным, а повседневным зрелищем: на человека, которому плохо от вида крови, смотрели, как на сумасшедшего. (Конечно же, не только евреи, но и другие народы жили так; евреи отличались тем, что не употребляли кровь в пищу).

Даже человек, не умевший читать и писать, разбирался в практической анатомии скота. Если его интересовало строение мира, метафизические аспекты мироздания для него представали в виде разных частей говяжьей туши (не зря у многих народов было распространено гадание по внутренностям животных!). Вот и готов алфавит, на котором скотовод может составлять простые программы для сверхсложного механизма Мишкана: случайно ли в схеме разделки говядины двадцать две части - столько же, сколько букв в ивритском алфавите? И случайно ли в нашей главе упомянуты ровно семь - по числу уровней мироздания - разновидностей жертвоприношения?

После разрушения Второго Храма, когда негде было больше приносить в жертву животных, мудрецы установили порядок молитв - тот самый, который евреи соблюдают уже почти два тысячелетия. Эти молитвы, по их замыслу, должны были стать заменой жертвоприношений. Каждая молитва из принятых теперь призвана заменить одно конкретное жертвоприношение (единственная молитва, которая не соответствует жертвоприношению - "неила", завершающая Судный День). Но замена эта - временная.

Примечание: Семь разновидностей жертвоприношения, о которых идёт речь, и места в нашей главе, где они впервые встречаются: ола 1,3 [а корбан - жертва вообще]; ишшэ, он же реах-нихоах 1,13; минха 2,1; биккурим 2,14 [включено в список "минха"; но, в отличие от других разновидностей минхи - минха-в-печке, минха-на-сковородке и минха-в-горшочке - это не только способ приготовления, а принципиально другая жертва - принесение первых плодов]; зевах, он же шламим 3,1; хатат 4,3; ашам 5,6.

4. Будет ли литься кровь в Третьем Храме?

Во всех йешивах эпохи Изгнания продолжали изучать подробно все законы о жертвенных животных; в 3-м веке был составлен "Сифра" - учебник по материалам книги "Вайикра", и в нём подробно разбирались все тонкости и нюансы. В любой момент еврейский народ должен был быть готов закрывать молитвенники и идти резать барашков в отстроенном Храме...

...Но время шло, и Храм не восстанавливался. Многие мудрецы видели даже в этом - не наказание, а урок: дополнительную возможность разобраться в тайном смысле жертвоприношения. В Средние века преобладали две точки зрения, и обе исходили от великих тёзок человека, получившего Тору.

Рабби Моше бен Маймон (РАМБАМ, Маймонид; 1138-1204) говорил, что жертвоприношение - способ отучить евреев от язычества. В языческих культах Средиземноморья центральным элементом были жертвоприношения богам. Принося такую же жертву, но Единому Богу, человек в понятной ему системе образов декларировал свое принятие Единого.

Рабби Моше бен Нахман (РАМБАН, Нахманид; 1194-1270) говорил, что жертвоприношение приводит в действие незримые механизмы мироздания, и все непонятные части обряда (окунуть палец в кровь, брызнуть семь раз...) отражают столь же непонятные, но вполне реальные свойства неплотной архитектуры невидимого мира.

Мы, знающие, что одну и ту же программу можно писать на разных языках, легко сможем найти позицию, где правы будут и РАМБАМ, и РАМБАН. Удивительно, как такую позицию нашёл р. Меир-Симха из Двинска (1843-1926); впрочем, современники недаром видели в нём пророка.

Да, все элементы обряда жертвоприношения имеют метафизический смысл (прав РАМБАН); но "мясную" форму этот обряд принял из-за того, что наши предки других форм не знали (прав РАМБАМ). В будущем же обряд жертвоприношения может принять совершенно другой вид: он будет построен по тем же метафизическим принципам, но внешне будет неузнаваем, ибо будет подходить для людей нового времени.

5. Как нам обустроить Храм?

Чтобы мы могли построить Храм и возобновить работу в нём - а эту мечту каждый верующий еврей постоянно повторяет в тексте молитвы! - нам надо понять, какие принципы изложены в нашей главе "алфавитом мяса", и перевести на наш язык: иначе, упаси Единый, наш Храм будет похож на мясокомбинат.

Из рецептов жертвоприношений в главе "Вайикра" мы видим:

- что принесение жертвы необходимо;
- что она должна быть особым образом подготовлена, чтобы быть чистой;
- что она - часть регулярного служения, но есть особые жертвы для искупления грехов и очищения;
- что приносит жертву за человека (или за весь народ) коэн;
- что часть жертвы сжигается, а часть съедается принесшим ее и коэнами.

При первом же прочтении обнаруживаем, что, оказывается, приносить в жертву необязательно животное или птицу. Можно и муку - только самую лучшую и, если приносится не сама мука, а мучное изделие, обязательно не взошедшее: мацу можно приносить в жертву, а хлеб - нет.

Рассматриваются две основных категории жертв: добровольные и обязательные. Добровольную жертву каждый может принести такую, какую хочет: мучную, мясную... А кто может приносить мучные изделия в качестве обязательной жертвы? Оказывается, только бедняки: те, у которых нет средств на птицу. А птицу? Только те, у кого нет средств на козла, барана или быка. При этом, если тебе по средствам бык, желательно принести именно быка, но уж точно никак не меньше барана или козла.

Что-то начинает проясняться. Тора давалась народу тогда, когда мучными изделиями довольствовались бедняки. Люди побогаче ели птицу, а самые зажиточные - баранину и говядину. В жертву Богу приносить надо то, что ты ешь, при этом - самое отборное.

Некоторые органы (придатки - "йотерет", от ивр. слова "лишний"), играющие вспомогательную роль в организме, отделяются и в жертву не приносятся. Мучные продукты не должны быть услащены мёдом и не должны взойти на дрожжах (и выглядеть больше и пышнее, чем на самом деле).

Итак, надо приносить не просто "отборное, лучшее". Надо его еще просеивать, отделять в нем суть от дополнительного, дело - от украшательства; жертва не должна выглядеть красивее, чем она есть. Жертва должна быть искренней и настоящей.

Да, евреи - энергоноситель Вселенной (ор ла-гойим). Да, функция, возложенная на евреев - участие в энергообеспечении всех миров. Да, жертвоприношения - способ исполнения этой функции. Но необязательно для этого резать быка или барашка. Сама Тора говорит нам, что любая жертва годится, если она - часть лучшего, что мы можем дать. Быки, барашки, голуби, тесто - составляющие повседневного рациона тех времен, когда впервые с Синая прозвучали слова Закона. Какой рацион наших дней, что мы можем принести Ему в жертву? Это вопрос, стоящий перед каждым и каждой из нас по отдельности, и перед всеми вместе - как перед строителями нового Храма.

По-видимому, жертва должна быть связана с нашей работой, с тем, что каждый из нас делает в мире, и может принимать разные формы; но стоит в этой связи внимательно приглядеться к нашей еде - в прямом смысле слова. Мудрецы Талмуда говорили, что каждый стол, за которым говорятся слова Учения, является жертвенником Единого (а каждый стол, за которым не говорятся слова Учения - тоже жертвенником, но нечистым).

Те, кто готовят еду, те, кто её подают, те, кто её вкушают, да и те, кто убирают после еды и моют посуду - могут и должны ощущать себя причастными к храмовой работе, и делать это во Имя Единого.

6. Профессия: коэн

Мы говорили о том, что приносится в жертву. Теперь давайте подумаем, за что и как она приносится.

Итак, Единый дает человеку ресурсы для того, чтобы он производил некую работу. (В физике потенциал для работы называется энергией, так что мы можем здесь с чистой совестью употребить это слово, "затасканное" различными эзотерическими школами).

Человек ежедневно, ежечасно получает свыше энергию на свое существование. Ради чего? Ради выполнения своей функции, ради духовного обогащения Вселенной, ради умножения добра - пророки разными способами пытались выразить назначение человеческого бытия, которое, скорее всего, человеку в полном объеме недоступно. Наиболее практическим образом это назначение определил Коэлет /Екклезиаст/: "Бога трепетно уважай, а заповеди его храни - ведь в этом вся [суть] человека".

Если человек отступает от своего назначения, он должен восполнить энергию, потраченную на его (непроделанную) работу. Эта компенсация называется "жертвой". Единый облегчает нам этот труд и, по Своей доброте, дополняет (субсидирует) энергию, которую мы посылаем (это и называется "жертва угодна Единому"). К кому попадает энергия? К Единому? Но Единый - везде, так как что-нибудь может к Нему "попадать"?

Эта энергия питает те механизмы мироздания, из которых она была изъята ради человека, приносящего жертву. Единый не захотел, чтобы энергия в этом мире была неисчерпаемой - такой "эксперимент" проводился и не привел к конструктивному результату: он описан в истории про райский сад и изгнание людей оттуда. С тех пор, как люди были изгнаны, они должны восполнять энергозапасы мира сами, чтобы получать благодать: "в поте лица своего будешь есть хлеб" (Берешит /Бытие/, 3, 19).

Большая роль отводится в нашей главе именно жертвам, "искупающим" грехи. Обратим внимание, какие типы людей различаются в списке грешников:

а) если согрешит Коэн-Машиах (коэн, помазанный на главное служение, Великий Коэн)
б) если согрешит вся община
в) если согрешит вождь ("наси" - теперь мы переводим это слово как "президент")
г) если случайно согрешит один человек из народа.

Именно в этом порядке приводятся они в главе, и значимость, стоимость жертвы убывает соответственно.

Таким образом сразу постулируется, что никто не безгрешен априори. Чем крупнее согрешивший (человек или группа людей), тем важнее и больше искупительная жертва. С энергетической точки зрения это логично. Итак, значимость прегрешений (в порядке убывания):

1. Служба связи с энергетическим миром, коэнство
2. Вся община
3. Представитель власти
4. Человек из народа

Обратим внимание: еврейский путь, который очень большое значение придает индивидуальным взаимоотношениям человека с Богом без посредника, тем не менее настаивает на том, чтобы в процессе жертвоприношения участвовал коэн, посредник. Именно потому, что жертвоприношение - процесс ответственный, и несоблюдение техники безопасности может привести к катастрофе пострашнее Чернобыля. Коэн - профессионал, он должен гарантировать безопасность энергообмена. Поэтому грех коэна и страшнее всех, и упоминается первым в списке.

Сейчас, покуда Храм бездействует, наша личная ответственность умножилась многократно. Не видать нам спасения и прихода Машиаха, пока мы - мы сами - не поймем: что сегодня составляет наши жертвы Единому; как отделять в них главное; как приносить их Ему и использовать во благо те дары энергии, которые мы получаем от Него ежедневно.

Маасэ-Решет

Previous post Next post
Up