Почему я против психологических тренингов

Dec 24, 2013 14:49

Для начала - немного о себе. Мне 33 года. 12 из них я так или иначе связана с тренингами и психологией: в качестве бизнес-тренера, в качестве одного из тренеров в масштабных организационно-деятельностных играх, в качестве участника разнообразных тренингов и игр, в качестве клиента психотерапевта, в качестве участника групповой психотерапии. ( Read more... )

игры разума, статьи и репортажи

Leave a comment

Comments 36

marsnatalie December 24 2013, 12:42:45 UTC
На середине статьи пролистала вниз и стала читать медленнее, ибо мало мне!)
Групповые терапии - имеешь ввиду что-то на определенную тематику? Ну, типа клуба анонимных кого-либо?

Особенно зацепило про тренинговых так называемых "наркоманов". Даа, таких ну очень много, среди моих знакомых тоже такие есть. Это они регулярно постят мотивирующие цитаты и списки "10 шагов к новой жизни", прыгают из стартапа в стартап, из тренинга в тренинг и надеются, что вот этот-то точно. Они знают всех: Довганя, Бренсона, Парабеллума и еще с десяток громких фамилий, только это почему-то ничего не меняет.

И еще есть те, которые просто не могут из этого выйти. Вот про психологические как раз тренинги. Там ведь не просто один тренер. Там еще "наставники" из бывших выпускников. И они в этом конвейере бесконечно твердят об успехе и о том, как это все меняет, но... Их почему-то нет в реальной жизни. Они почему-то все еще в тренинге.

Спасибо. Услада для ума)

Reply

im_puls December 24 2013, 17:14:10 UTC
Рада, что получилось любопытно.
Про "тренинговых наркоманов" ещё напишу отдельно. Тоже тема непростая и, на мой взгляд, очень важная.

Reply

marsnatalie December 24 2013, 18:26:43 UTC
Буду ждать)

Reply

im_puls December 24 2013, 17:23:02 UTC
Про групповую терапию - не только и не столько "анонимные". Есть специальные терапевтические группы, в разных психологических подходах, я посещала такую - когда каждый работает о своём, внимания терапевта достаточно всем, при этом за счёт групповой динамики процессы каждого ускоряются и усугубляются. При отсутствии глубоких неврозов очень эффективный метод работы.

Reply


shakty December 24 2013, 15:38:30 UTC
Да, так и есть. Хорошо и четко изложила. И вполне объективно.

Я бы, правда, еще добавила )))
На мой взгляд, сама работа на многих тренингах очень неэкологична. Тренеры используют наработанную кальку, не обладая должным психологическим образованием, знаниями и т.п. В итога, работа ведется по шаблону, без учета индивидуальных особенностей каждой группы (а они есть!). Задача "раскачать психику" часто становится главной целью. И в отношении тех, кто не "раскачивается" применяется прямое давление и манипуляция.
На тренингах часто идет грубейшее нарушение границ человека, вторжение в интимные зоны, расшатывание психики, которая не готова воспринять преподносимое знание. Да и не факт, что это знание ей нужно.
Ну, я еще много могу говорить на эту тему )

Reply

im_puls December 24 2013, 17:13:10 UTC
Знаешь, я старалась минимизировать подобные нюансы "кухни", а также не стала писать про тренинговых "наркоманов". Хотела собрать наиболее общие места, которые характерны абсолютно для всех психологических тренингов.
Надеюсь, получилось )))

Reply

im_puls December 25 2013, 11:52:24 UTC
Мысль в голову пришла.
Любой терапевтический процесс в основе имеет "раскачку" психики. Только на тренинге это чаще всего имеет вид незаконченной хирургической операции: "вскрытие" проведено, и пациент так оставлен и выпущен в мир. Хорошо, если зарастёт само, а могут и кишочки наружу вывалиться.

Reply

shakty December 27 2013, 15:01:17 UTC
Да, так и есть. Подписываюсь.

Reply


kaffeesahne December 24 2013, 17:33:56 UTC
Очень похоже на мои мысли, хотя я с темой знакома только по рассказам.

Reply

im_puls December 24 2013, 17:38:28 UTC
по рассказам иной раз даже более сильное впечатление создаётся, т.к. пост-тренинговые товарищи в состоянии эйфории (сама такой бывала) - это зрелище и слушалище не для слабонервных

Reply

kaffeesahne December 24 2013, 17:46:07 UTC
У меня была ситуация, когда я в состоянии сильного раздрая оказалась на вполне невинном тренинге "коммуникация в сложных ситуациях", на работе устраивали. Цели что-то раскачивать и куда-то глубоко лезть там и близко не было, но у меня было такое состояние, что меня накрывало и от вполне нейтральных упражнений. А тренер не в состоянии отслеживать, как себя чувствует каждый из пары десятков участников, да и реакция нетипичная, т.е. тренер мог вообще не подумать о том, что тут может потребоваться кого-то подстраховать... мне после этого реально страшно представлять, что со мной могло бы произойти на хардкорном тренинге или после него.

Reply

im_puls December 24 2013, 17:52:36 UTC
знаешь, на абсолютно любом тренинге такое может произойти с участником, и тренер должен быть к этому готов и уметь нейтрализовать ситуацию
"коммуникация в сложных ситуациях" никак не может быть простым и невинным тренингом даже исходя из названия, там по умолчанию должна моделироваться стрессовая ситуация, т.к. тренируется навык с ней справляться

Reply


as_avgust December 25 2013, 09:46:37 UTC
.... и я даже подозреваю, что навело тебя на такие размышления ( ... )

Reply

im_puls December 25 2013, 10:12:37 UTC
Аня, рада, что с терапевтом удалось )

Не знаю, какие выводы ты сделала о причинах, и уверяю тебя - вакханалия в комментариях к ним не относится. Я очень давно размышляла на эту тему, просто так совпало, что выводы на бумаге изложились ровно сейчас.

Мы с подругой (shakty, комментарий выше) давно уже обсуждали, что тренинг может дать старт каким-то изменениям. И дружно решили, что потецниальный вред перевешивает.

Просто можно начать заниматься йогой сразу у хорошего инструктора, а можно сходить на, условно, подпольную группу и получить травму, а потом её долго и упорно лечить, пусть даже у йоготерапевта. И да, в обоих случаях жизнь уже не будет прежней.

Если что, у меня нет претензий к конкретным ведущим, у меня негатив к формату в принципе.

Reply

as_avgust December 25 2013, 10:31:54 UTC
претензий я у тебя вовсе никаких не заметила )) ты очень аргументировано излагаешь позицию конкретно по формату, тут никаких разночтений.
Да, про травму ты верно, бывает. Даже без травм - попадешь к придурку, который начнет эзотерикой грузить - и плакала твоя йога. )) Но проблема с предоставлением психотерапевтических услуг настолько глобальная, люди настолько ничего не хотят делать с собой, не знают как, что я, все же, согласилась бы с потенциальным вредом. Нет ничего идеального, а статистикой мы не располагаем - все чисто гипотетически

Reply

im_puls December 25 2013, 11:43:07 UTC
Если бы гипотетически ((( можно было бы об этом не говорить вообще
Я знаю один смертельный случай, много случаев тяжёлых заболеваний, много развалившихся карьер - за десять лет в этой среде насмотрелась всякого.
Есть и обратные примеры, но их единицы. Дима, кстати, один из удачных, и то - ты же читала, как его штырило? В описании?
У нас дикий запад, сделать с этим ничего нельзя без государственного регулирования, но говорить о вреде я считаю необходимым. Одно дело - менять свою жизнь с риском потерять немного времени и денег, а другое - с риском потерять её или её значительную часть в принципе
Эйфория проходит, последствия остаются. Понятное дело, что нельзя научиться ходить, не набив шишек, но учиться ходить по краю пропасти - не очень здравая мысль.

Reply


varan_ December 25 2013, 19:42:04 UTC
Читая, вспомнила, что когда-то,вообще-то,требовалось проводить диагностику участников для допуска на тренинг... Никогда ничего подобного не встречала вживую.

Reply

im_puls December 25 2013, 19:53:16 UTC
ну, если можно считать диагностикой "попытку поставить цели на тренинг до тренинга" - то я встречала

Reply

varan_ December 25 2013, 19:54:09 UTC
не-не-не, диагностику с точки зрения клиники имелось в виду. но у нас же даже учащихся на терапевтов не диагностируют.

Reply


Leave a comment

Up