Почему я против психологических тренингов

Dec 24, 2013 14:49

Для начала - немного о себе. Мне 33 года. 12 из них я так или иначе связана с тренингами и психологией: в качестве бизнес-тренера, в качестве одного из тренеров в масштабных организационно-деятельностных играх, в качестве участника разнообразных тренингов и игр, в качестве клиента психотерапевта, в качестве участника групповой психотерапии. Участником психологических тренингов я также была. И не один раз. Так что сделанные выводы - это, в том числе, и консолидация личного опыта.

Необходимо чётко очертить тип тренингов, противницей которого я выступаю.
Итак.
1. Я за групповую психотерапию (разумеется, когда её ведёт квалифицированный терапевт). От тренингов она отличается продолжительностью (в существенно большую сторону), наличием фиксированной группы участников, в которой создаётся доверительная атмосфера, регулярностью встреч на протяжении всего действия терапии.
2. Я за личную терапию (с той же оговоркой). Тут дифференциацию проводить не нужно.
3. Я за бизнес-тренинги, когда тренируется какой-нибудь конкретный навык. Например, ведение переговоров. Или искусство презентации. Или ораторское мастерство. Или навык идентификации проблем. От психологических тренингов они отличаются, во-первых, конкретностью поставленной задачи и результатов, и во-вторых, отсутствием вмешательства в глубоко личные процессы (а потому - безопасностью или, как принято говорить в психологической среде, экологичностью).
4. Я за тренинги любых конкретных навыков - прыгать через скакалку, печь пироги, расписывать кувшины и прочая, и прочая.

Теперь, собственно, о предмете разговора.
Что такое психологический тренинг?
1. Целью тренинга обозначено что-нибудь вроде "Найти себя", "Понять себя", "Изучить свою женскую (мужскую) сущность", "Раскрыть свой творческий потенциал" и так далее. Т.е. цель с точки зрения SMART-критериев не конкретна и не измерима, а об её релевантности может судить только каждый участник тренинга в отдельности.
2. Тренинг ограничен во времени (3 дня, неделя, месяц)
3. В тренинге участвует существенное количество людей (в терапевтической группе, в среднем, не больше 10-12). Чаще всего их количество измеряется десятками.
4. Соотношение численности ведущих и участников - приблизительно 1 к 20ти, а то и 1 к 50ти и более.
5. Процессы тренинга имеют психологическую направленность и достаточно глубоко затрагивают личность каждого участника (разумеется, при соблюдении правила активного участия, которое вообще характерно для тренинговой деятельности).

Почему же Баба Яга, то есть я, против?
Люди, которые приходят на тренинг, разные. Да-да, изрекла банальность. Но это правда - люди разные. И у всех у них различное психологическое состояние: кто-то в норме, кто-то близок к ней, у кого-то сильно выражена невротизация, а кто-то и вовсе глубоко в неврозе. А то и приближается к психотическому состоянию. Как вы думаете, можно ли это оценить на старте тренинга? А особенно - с учётом соотношения числа тренеров и числа тренируемых?
Двигаемся дальше. Предположим, что все люди относительно близки к норме, ни у кого нет серьёзных невротических состояний. И предположим, что тренинг действительно хороший, т.е. может спровоцировать людей на заявленные в целях изменения. Это автоматически означает, что в процессе тренинга будут затронуты достаточно глубокие пласты психики человека.
У каждого из нас что-то спрятано в "чёрных ящиках" души. Встреча с этим чем-то на психологическом тренинге просто неизбежна.
Что происходит дальше? Сценарий здесь приблизительно следующий:
1. В тренинговой обстановке встреча с "неизведанным" протекает если не комфортно, то спокойно. Вокруг атмосфера всеобщего возбуждения, кто-то плачет, кто-то смеётся, со всеми что-то происходит - значит, и со мной, значит, и у меня всё в порядке.
2. Обычно тренинговые процессы построены таким образом, что в конце наступает эмоциональный катарсис, участников охватывает эйфория. На этой эйфории пишутся хвалебные отзывы и принимается решение об участии в следующих тренингах.
3. Через некоторое время (в среднем, от двух до пяти недель) эйфория спадает, и человек вновь остаётся со своей жизнью один на один. В большинстве случаев именно в этот момент происходит его повторная встреча с теми чувствами, что были раскрыты в процессе тренинга.

Что же дальше? Дальше возможны варианты.
Например, если человек находится "в терапии", т.е. регулярно посещает психотерапевта либо терапевтическую группу, все эти чувства, эмоции и состояния могут быть проработаны и присвоены, но уже на регулярной терапии. Сразу хочу сказать, что в ходе тренинга это невозможно, вне зависимости от квалификации тренера и его подхода к происходящему, т.к. ассимиляция и присвоение чувств требуют, во-первых, времени, а во-вторых - индивидуальной квалифицированной помощи. Даже в том случае, если участник обладает соответствующим опытом - он сможет справиться и самостоятельно, но это потребует большего времени.
Если же человек не имеет доступа к терапевтической помощи, то результаты могут быть самыми разными. От просто отката к предыдущему, дотренинговому состоянию (как правило, планка эмоционального состояния опускается чуть ниже, чем была до тренинга) до серьёзной фрустрации и депрессивных состояний.
Довольно часто в качестве выхода из подобной ситуации люди идут... на следующий тренинг. И оказываются на бесконечных эмоциональных качелях. Существуют целые околотренинговые сообщества.

Справедливости ради стоит отметить, что тренинги могут приносить пользу. В случае, если человек, оказавшись лицом к лицу со своими новыми и непривычными чувствами, принимает решение начать психотерапию. Или когда таких чувств в процессе тренинга не возникает вообще. Или если участник - абсолютно здоровый человек (редкая птица по нынешним временам).

Вместо резюме. Я не считаю психотерапию панацеей от всех бед. И к ней тоже есть определённые вопросы - особенно с учётом того простого факта, что в России полностью отсутствует регулирование предоставление психотерапевтических услуг. Нет ни лицензирования докторов, ни профессиональных ассоциаций, ни разрешений на работу - ничего.
Но то, что происходит на рынке психотренинговых услуг, просто поражает воображение.

А потому я - против.

игры разума, статьи и репортажи

Previous post Next post
Up