«WAR ON ROCKS»: Не соответствуют задачам (на Украине). Или обновление зарубежного взгляда на БТГр

Jul 07, 2022 17:17





Очень в тему обсуждения проблем танковых БТГр без должного кол-ва пехоты пришлась статья из журнала «War on Rocks», вышедшая ещё 2-го июня этого года. Авторы Майкл Кофман (известный аналитик по России) и Роб Ли заново рассматривают тему батальонно-тактических групп мотострелковых, танковых войск СВ РФ, десантников и морпехов. Но теперь уже на основании многочисленных трофейных документов о штатных расписаниях - упомянуты документы 138-й гв. омсбр (Карельский перешеек, ЗВО), 136-й гв. омсбр, одного из полков 2-й гв. Таманской мотострелковой дивизии. То есть рассматривают то, чем БТГр оказались на самом деле (по имеющимся у них данным) - по сравнению с тем, что предполагалось увидеть в знаменитой статье «Как победить российскую БТГр?» 2017-го года, сделанной на основе опыта 2014-2015 гг.

Статья в закрепе, ниже приведу пересказ с комментариями.
_______



Очевидно, что реальное состояние БТГр мотострелков, танкистов, десантников и морских пехотинцев РФ оказалось ниже ожидаемого. Попробуем разобраться, как так вышло?

Кофман связывает произошедшее со стратегией применения Сухопутных войск РФ и с планами по комплектованию Вооружённых Сил контрактниками.

Стратегия ВС РФ оборонная, предполагающая опору на применение ядерного и высокоточного ракетного оружия по армиям вторжения в Россию. Сухопутные войска выполняют лишь подчинённую роль, полагаясь при этом на свою артиллерию и разведывательные средства больше, чем на пехоту и танки для контроля территории. Подобная стратегия позволила оправдать сокращение Вооружённых Сил в 2000-е годы. Однако политические вызовы не соответствуют концепции и не соответствуют отведённой в ней роли Сухопутных войск. По факту ВС РФ участвовали в Пятидневной войне, в Сирии, на Донбассе и сейчас действуют на Украине.

В период реформ 2008-2012 гг. предполагалось избавиться от громоздких советских штатов мотострелковых, танковых и артиллерийских подразделений, в которых только часть сил имела постоянную готовность, а третьи батальоны в полках чаще всего были кадрированными. Предполагалось создать целиком боеготовые бригады, упразднив кадрированные подразделения.

Однако с 2012 года произошёл возврат к дивизионной структуре вооружённых сил. Остались и дивизии, и бригады. Нерешённым оставался вопрос мобилизационного ресурса и его места в ВС РФ. Также не представлялось возможным отказаться от использования военнослужащих по призыву - при этом в России имеются чисто политические причины на ограничения использования призывников в военных действиях внутри и за пределом страны. Что, в свою очередь, приводит к пренебрежению к подготовке подразделений срочников со стороны командиров.

В целом наполнение ВС РФ контрактниками осуществлялось от наиболее сложных специальностей к простым. В первую очередь контрактников набирали на Флот, в РВСН, в спецназ. В Сухопутных войсках в первую очередь ими комплектуют подразделения РЭБ, РЭР, беспилотников, артиллерии, зенитно-ракетных дивизионов ПВО. Гораздо больше проблем есть с наймом контрактников в пехоту и экипажи боевых машин мотострелковых батальонов, в танковые подразделения. По этой причине долгое время эти подразделения комплектовались преимущественно срочниками.

Высшее руководство Министерства Обороны взялось за массовый набор контрактников. Был заявлен план по достижению 425 000 контрактников к 2017 году. Параллельно, с 2014 года, после удачного опыта на Украине, пошёл и процесс создания батальонно-тактических групп в мотострелковых, танковых частях, частях ВДВ и морской пехоты.

БТГр в 2014-2015 представляла из себя мотострелковый батальон со средствами усиления от бригады, включая бригадное командование. Штатная численность колебалась от 700 до 900 человек. Принято было считать, что мотострелковый батальон на БМП имел в то время численность около 461-539 человек, в мотострелковых ротах якобы было 101 и 113 военнослужащих соответственно.

Однако в погоне за выполнением плана по набору контрактников и в погоне за ставшей уже политическим решением (от которого зависят чьи-то карьеры) затеей делать больше БТГр, годных для работы за рубежом - Герасимов заявлял в 2016-м о 66 БТГр в ВС РФ, в 2017-м их уже числилось 115, в 2018-м уже 126, 168 в августе 2021-го - видимо высшее военное руководство МО РФ пошло на ужимание штатов мотострелковых рот и батальонов. К этому могли добавиться и проблемы рекрутинга в некоторых регионах - говорят, что в ЮВО войска укомплектованы лучше всего, а на Дальнем Востоке и в Центральном военном округе хуже.

О том, во что превратились БТГр к моменту вторжения на Украину, нам (Кофману и Ли - прим. админа Убежища №8) стало известно на основе многочисленных захваченных ВСУ документов российских войск. Если проанализировать их все, то картина получается следующая.

Реальная укомплектованность российских БТГр мотострелков составляла 70-90%.

В мотострелковом отделении произошли изменения в сторону уменьшения. Раньше в нём было 9 человек, из которых 7 пехотинцев и 2 члена экипажа. Теперь в нём - если отталкиваться от наблюдений и документов, - около 7 человек, из которых 2 члена экипажа и 5 пехотинцев. В реальности пехотинцев может быть и меньше - от 3 до 5.

_________

Комментарий админа Убежища №8: ну, то есть у мотострелков по факту та же болезнь с нехваткой пехоты в отделениях, взводах и ротах, что и у десантников. И последствия те же.

_________

Во взводе упразднено управление, взвод представляет из себя 3 отделения на БМП или БТР, при этом только командир взвода не входит в какое-либо отделение - замкомвзвода является по совместительству командиром первого отделения (как у десантников! с теми же идиотскими последствиями - прим. админа). Численность составляет от 22 до 25 человек вместо 28-32, как раньше (то есть, почти как у десантников, у которых 21-22 человека в парашютно-десантном взводе, из которых 15 пехотинцев). Можно сказать, что некоторые взводы на Украине после понесённых потерь и из-за некомплекта близки к американскому полнокровному отделению морских пехотинцев (13 человек, сейчас идёт увеличение до 15 человек).

В мотострелковой роте теперь не 101 и 113 человек (на БМП и БТР), а 75-76 в среднем. Это без учёта возможных проблем с укомплектованием (вы помните видос с распаковкой захваченной БМП капитана Фурдуя из 35-й гв. омсбр? там 62-66 человек в роте по списку - прим. админа).

В мотострелковом батальоне, таким образом, вместо 461 и 539 по советским и российским более ранним штатам, числится около 345 человек в среднем. А с учётом реального укомплектования - от 230 до 280 человек.

Количество же БТГр выросло. Сообщалось, что к 2021 году в каждой мотострелковой бригаде может быть сформировано 2 батальонно-тактические группы со средствами усиления от бригады вместо 1, как в 2014-2015 гг. По-прежнему, третий батальон чаще всего сформирован из военнослужащих по призыву и не может привлекаться к боевым действиям. На его основе делают батальон из добровольцев, набранных по контракту для участие в боевых действиях на Украине.

Формальное увеличение численности БТГр в ВС РФ не привело к увеличению могущества этой тактической единицы, а, наоборот, ослабило.

Если БТГр образца 2014-2015 гг. имела 700-900 человек личного состава, гаубичный дивизион, иногда реактивный дивизион, зенитно-ракетный дивизион, танковый батальон или роту, а также средства МТО, РЭБ, БПЛА и разведки от бригады, то средняя численность БТГр сейчас упала до 350-600 человек. Сократились и средства усиления при каждой БТГр в пользу выделения части сил под управление штаба бригады/полка, от которой выставлены БТГр.

Отдельно нужно рассмотреть БТГр десантников, танкистов и морских пехотинцев.

Десантники изначально уступали в численности мотострелкам, имея 7 человек в отделении. Реально они тоже испытывают нехватку людей, поэтому в отделении может быть от 4 до 6 человек, с 3-4 пехотинцами соответственно. БТГр десантников скорее стремятся к нижней границе названного диапазона в 350-600 человек.

В БТГр танковых батальонов людей и того меньше. Общая нехватка мотострелков коснулась и танковых частей. Если раньше на полк приходился мотострелковый батальон, то, как в случае с танковым полком 2-й гв. Таманской мотострелковой дивизии (на основе трофейных документов, добытых украинской стороной - прим. админа), сегодня это может быть мотострелковая рота численностью около 70 человек. БТГр танкистов поэтому находятся на нижней границе численности личного состава. Что сказывается и на их боеготовности, как показал первый месяц Российско-Украинской войны (зарубежный термин, вместо СВО - прим. админа).

У морской пехоты, по видимому, лучше всех обстоят дела с комплектованием, поскольку это престижный и элитный род войск. Численность отделений, взводов, рот и батальонов в основном ближе к прежнему штату, до сокращений. Поэтому БТГр российских морпехов ближе к 600 военнослужащим. Хотя после боёв в Мариуполе морские пехотинцы России понесли большие потери.

Обобщая, получаем картину, близкую к той, что ВС РФ уже пережили в Грозном в 1995 году (это не мои слова, так в статье! - прим. админа) - горы металла, мало персонала для использования. Только теперь это связано с выполнением амбициозного плана увеличения кол-ва контрактников и кол-ва БТГр. Бюрократическая причина. Вряд ли политическое руководство РФ в Кремле было в курсе реального положения дел, тщательно скрываемого внутри МО РФ. По другой версии, можно предположить, что политики не хотели слушать военных, ибо реальная картина болезненно шла вразрез с планами и устремлениями.

С чем пришлось столкнуться на Украине?

Российским войскам пришлось столкнуться с более классическим видом войны, чем рассчитывало военно-политическое руководство. Структура Сухопутных войск, основанная на БТГр, больше подходит для коротких операций, но не для войны на истощение - к каковой всё пришло.

В свою очередь, надо заметить, что увеличившие численность ВСУ, за счёт мобилизации и лендлиза вполне способны устоять перед российской агрессией (тоже западный термин - прим. админа).

Вторая проблема БТГр и малого количества пехоты в том, что эти формирования имеют уменьшенный потенциал для контроля территории и ведения наступательных операций. БТГр уничтожают противника огнём артиллерии, вынуждая его отступать или идти на переговоры, но если противник имеет равные возможности по артиллерии и разведке, тогда дела у россиян идут куда как медленнее и хуже.

Генштабу РФ пришлось привлечь формирования Росгвардии в качестве лёгкой пехоты. Они состоят из полицейского спецназа, ОМОНа, моторизованных подвижных формирований, но совершенно не тренированы и не обеспечены для большой войны. Части Росгвардии отправились на Украину на грузовиках с тонкой эрзац-бронёй и с недостаточной поддержкой артиллерии, бронетехники и без должного кол-ва средств общевойсковой разведки.

По видимому, лучше всего (и это снова в статье! - прим. админа) к войне оказались готовы элитные части сепаратистов «ДНР» и «ЛНР» (в кавычки их берут в западных источниках - прим.). Вследствие постоянного участия в конфликте на Донбассе, они имеют лучшую укомплектованность, выучку и знание театра боевых действий, чем многие части ВС РФ.

Также не стоит забывать и про операторов ЧВК «Вагнер», замеченную во многих локациях Украины. Это элитная российская лёгкая пехота, успешно штурмующая населённые пункты. Не в последнюю очередь, благодаря бОльшему количеству людей в отделениях и взводах.

Мобилизация?

Потери в личном составе за 4 месяца, война на истощение и мобилизация на Украине заставляют российское военное руководство искать пути решения кадрового голода.

Вследствие перечисленных выше проблем, есть большие сомнения в успешности мобилизации в России. В первую очередь потому, что резерв не имел последние лет 10 какой-то организации. Мобилизованным офицерам самим нужна повторная подготовка, но они скорее всего будут заняты получением боевой техники, имущества и оружия. Из-за чего не смогут пройти переподготовку сами, не смогут тренировать личный состав.

В то же время все опытные фронтовики находятся на фронте. Точно не известно, отразилось ли участие в боевых действиях на программах в российских войсковых учебных центрах.

Так что мобилизация выглядит, как сбор пополнения очень низкого качества подготовки. Потери только возрастут от применения подобных частей.

МО РФ прибегло к другому виду комплектования. Созданы батальоны добровольцев-резервистов из прошедших военную службу и имеющих боевой опыт. С данными военнослужащими заключаются краткосрочные контракты. По сути, это своего рода частичная мобилизация на службу.

Другой способ, используемый российскими военными - поиск добровольцев внутри воинских частей и силовых структур государства, чтобы на их основе формировать третьи батальоны в бригадах для отправки на фронт.

Оценить эффект от этих мер пока не представляется возможным. Ясно, что война затягивается.

Наш материал является мнением, основанным на документах, добытых украинской стороной, а также на результатах хакерских взломов документооборота ВС РФ. Однако мы бы не стали делать прогнозы о длительности и сроках окончания конфликта. Материал поможет в дебатах о штатных структурах армий стран НАТО, ибо ошибки российского руководства должны быть нами учтены и рассмотрены.

Скорее всего, политические причины толкнули Кремль к войне в первую очередь. Они же наложили ограничения на использование Вооружённых Сил РФ. Но вторым мощным фактором ограниченных возможностей являлись ошибки в организации Сухопутных войск России, не в последнюю очередь связанные с политикой и карьерой ответственных лиц.

Послесловие от Убежища №8

Крайне интересный материал, да? Наиболее интересен он тем, как бюрократические устремления могут создать неверную системную программу, не сочетающуюся с реальность. После чего вполне закономерно многое идёт не так, как следовало бы.

Впрочем, лекарства известны: увеличение штатной численности назад до штатов здорового человека, активная агитационная кампания по найму на контракт, разворачивание системы подготовки пополнения на военный лад, чтобы имелась возможность комплектовать батальоны личным составом. Качественная боевая подготовка перед отправкой в СВО, качественное обеспечение имуществом, униформой и оружием.
Previous post Next post
Up