Современная история с точки зрения теории цивилизаций А.Дж. Тойнби. Россия

Jun 26, 2020 16:16


Вместо предисловия

В последнее время я был слишком занят, чтобы читать политические новости, и как-то выпал из общего ритма мировых событий. Но, вернувшись к чтению политических новостей, почувствовал, что пора символически последовать Эдипу (выколовшему себе глаза, чтобы не прельщаться ложным зрением) и остановить новостную ленту в моём блоге. Не ( Read more... )

История, История России

Leave a comment

Comments 16

alex_new_york June 27 2020, 19:44:07 UTC


На мой взгляд, объяснять отличия российской специфики от западной влиянием культуры и идеологии - это примерно то же самое, что объяснять отличия трактора от лимузина влиянием культурных и идеологических различий в предпочтениях их конструкторов. Трактор отличается от лимузина потому, что создан для осуществления совершенно иных функций. И Россия отличается от Запада потому, что осуществляет совершенно иные глобально-экономические функции. Что отражается и в идеологии, и в культуре, и в государственном устройстве

Можно ли переделать Россию из трактора в лимузин?

Можно. Соединенные Штаты успешно переделали себя из сырьевого придатка Англии в мирового научно-технологического лидера

Но США для этого пришлось пройти через множество серьезных испытаний и внешних и внутренних противостояний. Которые на наших глазах заходят на новый виток, с совершенно неочевидным исходом

Reply

illiquidum June 28 2020, 18:39:27 UTC
Мне непонятен ход рассуждений, который привёл Вас к этому комментарию.)

Reply

alex_new_york June 28 2020, 21:04:01 UTC
Ну, вот, например, к вопросу об образе будущего. У английской и американской наций положение дел с образом будущего за прошедшее столетие обстояло ненамного лучше, а скорее даже гораздо хуже, чем у России. У России этот образ, убедительный или не очень, по крайней мере имелся. В советское время это был утопический образ коммунистического будущего. В раннее постсоветское - образ развитого капиталистического общества, с его достатком, правами и свободами. Сегодня на смену ему приходит образ постиндустриального цифрового будущего, опирающегося на ИИ ( ... )

Reply

illiquidum June 29 2020, 06:28:18 UTC
Вместо того, чтобы отвечать Вам на отдельные тезисы, я отвечу Вам по существу. Тема моей статьи - история России с точки зрения теории цивилизаций. Рассматривая цивилизацию и пытаясь определить её место во всеобщей истории, мы должны понимать, что ни культура, ни идеология, ни экономика, взятые в отдельности, не могут в полной мере, - а главное адекватно, - описать цивилизацию во всей её целостности. И здесь нужен правильный подход. Рассуждая (думаю, особого открытия я не совершил), я пришёл к выводу, что историю определяет субъект истории, а не экономика. Конечным субъектом истории является, конечно, человек. Но человек - существо общественное. Люди способны объединяться в различные социальные группы, которые в свою очередь могут становиться историческими субъектами. Исторический субъект преобразует окружающее его природное и социальное пространство в соответствии со своими целями и задачами, учитывая, конечно, объективные обстоятельства. Историческим субъектом является народ. Историческими субъектами были средневековые рыцари и ( ... )

Reply


О часто встречающейся ошибке pavel_kharkov June 28 2020, 14:59:29 UTC
В первой строчке второго абзаца раздела "Надлом" надо "...управляющее ЕЮ ...", а не "...управляющее ЕЙ...".

Reply


Leave a comment

Up