В
предыдущем посте я рассказывал, как на
кафедре ВТ ЛЭТИ разрабатывали систему посадки для "Бурана", и упомянул, что они же в первой половине 70-х занимались подобной системой для
авианесущего крейсера "Киев". Это он, красавец, на фото. Дымит не хуже нынешнего "Кузи". Военно-морские традиции!
Надо сказать, что система автоматической посадки требует довольно большого объема вычислений в реальном времени. Мощности тогдашних цифровых ЭВМ не хватало, поэтому использовался
гибридный (аналого-цифровой) вычислитель. При этом для связи аналоговой и цифровой частей нужно большое количество ЦАП и АЦП (цифро-аналоговых и аналого-цифровых преобразователей). А вот тут были проблемы! Это у них, на "гнилом Западе", к тому времени уже выпускались
специализированные микросхемы, а все, чем могла порадовать могучая советская промышленность -
пассивные R-2R матрицы, да и те были большим дефицитом.
Но к матрицам нужна еще хренова куча
аналоговых ключей, а с этим тоже проблема! Долго ребята чесали репу и пришли к выводу, что из всего ассортимента советских компонентов им подходят только недавно освоенные МОП транзисторы
КП901. Само собой, тоже жуткий дефицит. Отпускаются строго по фондам.
Юные читатели, возможно, и не слышали такое выражение, поэтому объясняю: для покупки надо сначала послать заявку в свое министерство, там ее должны утвердить и переслать в Госплан. В Госплане опять же расматривают, утверждают и при положительном решении включают в план. На энный год энной пятилетки. В том году производитель должен сделать продукт, а потребитель должен его выкупить. Если очень повезет, то все это случится несколько раньше, чем окончательное построение коммунизма. Шутка.
В общем, написали заявку на 2000 КП901 и стали ждать.
В это время приходит им запрос от судостроителей: сколько стандартных шкафов займет ваша аппаратура? Начали прикидывать - до фига получается! Сами КП901 в здоровеньких корпусах плюс к ним надо довольно большую схему управления. Ну, и запас желательно, который карман не тянет. Отписали судостроителям. Те отвечают: а что так много, у нас на это не рассчитано, нельзя ли ужаться? Нет, нельзя, вдруг не влезет. Ну, ладно, говорят судостроители, там по соседству матросский гальюн запланирован, вот его мы и похерим. Перебьются матросики, не графья! Побегают в другой конец корабля.
А потом пришла благая весть со
"Светланы" о прорыве в советской микроэлектронике - они освоили интегральные аналоговые ключи! И даже благодаря личным связям их можно получить мимо фондов! Счастливые разработчики тут же все переделали, и в таком виде аппаратура была сдана заказчику. Но поскольку количество шкафов уже было запланировано, пришлось электронику по ним распихивать. Некоторые оказались почти пустыми, но гальюн матросикам все равно не вернули.
Если вы думаете, что история на сем закончилась, то хрен вам. В один прекрасный день на кафедру приходит счет на 100 тыс. рублей. Это те самые КП901, о которых все уже и думать забыли! По 50 р. штучка. Денег таких на кафедре нет, но не выкупать-то нельзя - поставка плановая. Ну, где-то подзаняли - выкупили. Только кому они теперь нужны?! Некоторое количество растащили радиолюбители, но товар у них был не ходовой.
Кстати, обращались на этой кафедре со всяким казенным барахлишком весьма свободно, строго по народной присказке "Тащи с завода каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость!" Настолько свободно, что завлаб, за него отвечающий, сидел на своем посту до глубокой старости. Как-то я заметил, что дедушка целыми днями торчит в курилке и ничего не делает. Местные ответили, что он уже и не способен, но уволить его никак не возможно, поскольку надо будет передавать матценности, а там немного не хватает. Тысяч на сот. Кажется, так и помер, не отходя от кассы заветной кладовки.
А оставшиеся КП901 пролежали до конца 80-х, когда были проданы на золото расплодившимся тогда скупщикам "жёлтого".