Хотя у него было
много других достижений. Волку повезло - дожил до преклонных лет и умер своей смертью. В отличие от
его коллег из отряда испытателей "Бурана". А от самой крупнейшей научно-технической программы СССР мало что осталось. Даже единственный летный экземляр "Бурана" был уничтожен при обрушении монтажно-испытательного корпуса на Байконуре в 2002-м году (см.фото).
Пишут, что всего в программе участвовало
до 15 млн. человек. Может, это и преувеличение, однако участников точно было до фига. Я вот в те времена ни малейшего отношения к этим делам не имел, однако от своих друзей-приятелей, работавших в разных ленинградских конторах, регулярно получал информацию об этой программе с начала 80-х годов. Многие из них были как-то задействованы. Даже в совсем непрофильном НИИ Минприбора мой приятель делал установку для биологических экспериментов на борту "Бурана". Так никогда и не состоявшихся.
А впервые новость о том, что делается "советский Шаттл", я услышал в 82-м году от своего друга, работавшего в ЛЭТИ, на кафедре вычислительной техники. Они много лет сотрудничали с
ВНИИРА, головной организацией по системам посадки. В частности, совместно делали систему для
крейсера "Киев" (о ней тоже рассказывалось много забавного, но сейчас не в тему). И вот теперь им же предложили поучаствовать в разработке системы автоматической посадки для "Бурана".
Задачка была явно сложнее предыдущих. Ввиду специфической аэродинамики аппарата специалисты по управлению заявили, что надо использовать систему диффуравнений вдвое более высокого порядка, чем раньше, для обычных самолетов. А это было большой проблемой! Дело в том, что во всех предыдущих системах использовались гибридные вычислители - собственно вычисления происходили в аналоговом блоке, а цифровая ЭВМ только управляла загрузкой параметров. Возник этот метод потому, что аналоговые вычислители значительно превосходили по быстродействию тогдашние цифровые ЭВМ (у которых скорости просто не хватало). Но у них был и недостаток - невысокая точность. При увеличении порядка системы уравнений такая точность становилась неприемлимой. Т.е. решить поставленную задачу старыми методами было нельзя. Поэтому следующие несколько лет ушли на попытки сгородить из убогой советской комплектации (в основном из 589-й серии - краденой
Intel 3000 образца 74-го года) быстродействующий цифровой спецвычислитель.
Может, они бы проект и добили, но в 85-м, кажется, году пришла команда бросить заниматься всякой ерундой и срочно сделать хоть что-нибудь. В общем, систему уравнений упростили волевым путем, взяли гибридную конструкцию, сделанную под Ту-154, подшаманили с коэффициентами - и вот она, "первая в мире система полностью автоматической посадки многоразовых космических кораблей"! На ней и сажали. Причем в качестве цифровой ЭВМ использовалась довольно древняя "Минск-32" (выпускалась до 75-го года). Такая вот передовая техника!
О назначении же Волка я услышал в 84-м. Рассказал друг, работавший в
НИИ КП. Они имели отношение к разработке тренажера "Бурана", и мой друг в связи с этим регулярно катался в Звездный городок. По его словам, через тренажер прогнали весь отряд космонавтов, и Волк оказался единственным, кто вполне справился с управлением. Потому его и назначили командиром будущего экипажа. Видимо, управлять предполагалось без всякой излишней автоматики, а аэродинамика у аппарата еще та.
В итоге, однако, не полетел никто. Пишут, что
"из-за сложных политических интриг в высших кругах космической и авиационной отраслей первый и единственный полёт был совершён в автоматическом режиме". Я в свое время слышал другую версию: в корабле было множество недоделок, и к пилотируемым полетам он был совершенно не готов. Но начальство требовало хоть какую-нибудь показуху.
В целом можно сказать, что труд миллионов людей и огромные затраты закончились пшиком. "Догнать Америку" опять не удалось...
P.S. Про крейсер "Киев" -
здесь.