ifc

Неодобряемые гадкие утята предпочитают настоящую экстраординарность поддельной

Jul 23, 2024 10:23



В продолжение темы здоровой маргинальности.

Прочитав сегодня поутру ответ коллеги Мараховского на вопрос одного из подписчиков, касавшийся методов оберегания подрастающего поколения от влияния всякого "престижного в подростковой среде", живо вспомнил собственный опыт школьной неодобряемости и попыток изменить ситуацию.

Процитирую коллегу:

<...> Все‏ ‎случаи‏ ‎удачного‏ ‎взросления, ‎что ‎лично ‎мне ‎доводилось‏ ‎видеть, ‎делятся ‎на‏ ‎две‏ ‎основные ‎категории.

Первая: родители‏ ‎искренне ‎служат ‎своим ‎большим‏ ‎ценностям ‎и ‎впечатляют‏ ‎своих‏ ‎детей ‎этим‏ ‎настолько, ‎что‏ ‎дети, ‎повзрослев ‎и ‎пережив ‎свой‏ ‎демонический‏ ‎идеализм,‏ ‎идут ‎по‏ ‎их ‎стопам.‏ ‎Да, ‎в‏ ‎XXI‏ ‎веке. ‎Да,‏ ‎прямо ‎династиями.

Вторая: дети ‎растут ‎как ‎чертополох,‏ ‎ибо ‎у‏ ‎родителей‏ ‎нет‏ ‎для ‎них ‎ни ‎достаточного‏ ‎количества ‎времени,‏ ‎ни ‎достаточного‏ ‎количества‏ ‎любви,‏ ‎ни ‎ценностей, ‎за ‎которые ‎стоило ‎бы ‎биться. ‎Но ‎дети‏ ‎выживают‏ ‎- ‎и, ‎повзрослев ‎и‏ ‎растратив ‎демонический‏ ‎идеализм, ‎отыскивают‏ ‎себе‏ ‎методом‏ ‎проб ‎и‏ ‎ошибок ‎собственные ‎ценности ‎-‏ ‎которым ‎упёрто‏ ‎служат‏ ‎и‏ ‎впечатляют ‎уже ‎своих ‎детей.

Обе ‎эти‏ ‎категории ‎объединены ‎одним‏ ‎интересным‏ ‎качеством: ‎эти‏ ‎дети ‎обладают ‎искусством ‎и‏ ‎опытом ‎маргинальности. ‎Они,‏ ‎так‏ ‎сказать, ‎закончили‏ ‎хогвартс ‎маргинальности‏ ‎и ‎получили ‎свои ‎дипломы ‎маргиналов‏ ‎восьмого‏ ‎разряда.

И‏ ‎здесь ‎необходимо‏ ‎пояснить, ‎что‏ ‎есть ‎маргинальность‏ ‎здорового‏ ‎человека ‎(и‏ ‎чем ‎она ‎отличается ‎от ‎маргинальности‏ ‎курильщика).

Тот, ‎кого‏ ‎принято‏ ‎именовать‏ ‎«школьным ‎омежкой», ‎обычно ‎не является‏ ‎маргиналом. ‎Напротив,‏ ‎школьный ‎омежка‏ ‎встроен‏ ‎(насильственно,‏ ‎разумеется) ‎в ‎дружный ‎коллектив. ‎Он ‎именно ‎«бедный ‎и ‎его‏ ‎устраивает».‏ ‎Он ‎объект ‎издевательств ‎и‏ ‎травли ‎-‏ ‎но ‎при‏ ‎этом‏ ‎он‏ ‎контрагент издевательств. ‎Он‏ ‎не ‎оказывает ‎сопротивления, ‎когда‏ ‎у ‎него‏ ‎отнимают‏ ‎шапку‏ ‎и ‎начинают ‎ею ‎перебрасываться: ‎он‏ ‎либо ‎ловит ‎шапку,‏ ‎либо‏ ‎стоит ‎и‏ ‎бубнит ‎ну ‎отдайте. Он ‎даже‏ ‎не ‎жалуется ‎взрослым‏ ‎-‏ ‎потому ‎что‏ ‎ценит ‎ту‏ ‎степень ‎социализации, ‎что ‎у ‎него‏ ‎есть.‏ ‎Его‏ ‎организм ‎полон‏ ‎кортизола, ‎и‏ ‎он ‎находит‏ ‎отдохновение‏ ‎в ‎лучшем‏ ‎случае ‎в ‎ботаническом ‎кружке, ‎а‏ ‎в ‎худшем‏ ‎-‏ ‎в‏ ‎просмотре ‎аниме.

Маргинал ‎здорового ‎человека‏ ‎не ‎сотрудничает‏ ‎и ‎нарушает‏ ‎правила. Он‏ ‎тоже‏ ‎зачастую ‎слаб, ‎асоциален ‎и ‎не ‎имеет ‎друзей ‎- ‎но‏ ‎он‏ ‎не ‎сотрудничает. ‎У ‎него‏ ‎тоже ‎можно‏ ‎отнять ‎шапку‏ ‎и‏ ‎начать‏ ‎ею ‎перебрасываться‏ ‎- ‎но ‎он ‎не‏ ‎ловит ‎её‏ ‎и‏ ‎не‏ ‎нудит, ‎а ‎бросается ‎на ‎ближайшего‏ ‎обидчика. ‎Он ‎идёт‏ ‎на‏ ‎карате, ‎на‏ ‎бокс ‎или ‎в ‎качалку,‏ ‎чтобы ‎бросаться ‎эффективней‏ ‎(и‏ ‎его, ‎пару‏ ‎раз ‎поколотив,‏ ‎оставляют ‎в ‎покое, ‎окружая ‎облаком‏ ‎игнора).‏ ‎Он‏ ‎получает ‎оферты‏ ‎от ‎почтенного‏ ‎опчества послужить ‎ему‏ ‎шутом‏ ‎- ‎но‏ ‎раз ‎за ‎разом ‎отвергает ‎их.

Если‏ ‎маргинал ‎не‏ ‎слаб‏ ‎-‏ ‎то ‎отвоёвывает ‎себе ‎право‏ ‎на ‎изгойство‏ ‎быстрей, ‎и‏ ‎вся‏ ‎травля‏ ‎его ‎сводится ‎к ‎общественному ‎игнору ‎и ‎периодическим ‎констатациям ‎за‏ ‎глаза,‏ ‎что ‎«есть ‎у ‎нас‏ ‎Вася, ‎он‏ ‎неадекват ‎и‏ ‎позор‏ ‎нашего‏ ‎класса, ‎но‏ ‎связываться ‎с ‎ним ‎не‏ ‎надо. ‎Не‏ ‎трогай‏ ‎[копролит],‏ ‎не ‎будет ‎вонять». ‎Ибо ‎ув.‏ ‎коллектив ‎- ‎организм‏ ‎мощный,‏ ‎но ‎тоже‏ ‎трусливый. ‎Никто ‎не ‎дразнит‏ ‎собак, ‎кусающихся ‎в‏ ‎ответ.

Я‏ ‎привёл ‎сейчас‏ ‎довольно ‎экстремальный‏ ‎пример, ‎но ‎суть ‎понятна ‎(и‏ ‎работает‏ ‎не‏ ‎только ‎в‏ ‎школе, ‎но‏ ‎и ‎во‏ ‎взрослой‏ ‎жизни). ‎В‏ ‎молодой ‎душе ‎должен ‎иметься ‎критический‏ ‎запас ‎своей‏ ‎собственной‏ ‎априорности,‏ ‎и ‎если ‎она ‎бесит‏ ‎заднюю ‎парту‏ ‎- ‎то‏ ‎что‏ ‎ж.

Разумеется,‏ ‎быть ‎маргиналом ‎тяжело ‎и ‎неприятно ‎и ‎никто ‎не ‎хочет.‏ ‎И,‏ ‎разумеется, ‎ребёнок ‎обязательно ‎попробует‏ ‎показать ‎фак‏ ‎родительским ‎ценностям‏ ‎и‏ ‎окунуться‏ ‎в ‎жизнь‏ ‎выбранной ‎им ‎среды.

Но ‎если‏ ‎то, ‎чем‏ ‎занята‏ ‎эта‏ ‎среда, ‎ему ‎на ‎деле ‎чуждо,‏ ‎скучно ‎и ‎противно‏ ‎и‏ ‎не ‎вознаграждает‏ ‎его ‎самомнение ‎- ‎то‏ ‎он ‎возвратится ‎к‏ ‎своим‏ ‎ценностям. ‎Не‏ ‎завтра, ‎так‏ ‎через ‎годы.

Детей ‎нельзя ‎уберечь ‎от‏ ‎дофаминовых‏ ‎ловушек‏ ‎- ‎но‏ ‎их ‎можно‏ ‎населить ‎знанием‏ ‎о‏ ‎том, ‎что‏ ‎из ‎себя ‎представляют ‎эти ‎ловушки,‏ ‎к ‎чему‏ ‎они‏ ‎ведут‏ ‎и ‎почему ‎мнение ‎задней‏ ‎парты ‎пренебрежимо‏ ‎ничтожно. ‎Детям‏ ‎можно‏ ‎объяснить,‏ ‎что ‎папа/мама ‎представляют ‎собой ‎то, ‎что ‎представляют, ‎потому, ‎что‏ ‎пренебрегли‏ ‎мнением ‎задней ‎парты. ‎Не‏ ‎для ‎того,‏ ‎повторюсь, ‎чтобы‏ ‎дети‏ ‎пренебрегли‏ ‎этим ‎мнением‏ ‎сейчас ‎- ‎а ‎для‏ ‎того, ‎чтобы‏ ‎им‏ ‎было‏ ‎к ‎чему ‎возвратиться ‎с ‎накоплением‏ ‎шишек ‎и ‎шрамов.

Для‏ ‎этого,‏ ‎правда, ‎нужно‏ ‎действительно ‎представлять ‎собой ‎то,‏ ‎чем ‎хочется ‎быть.‏ ‎Это‏ ‎требует ‎огромного‏ ‎труда ‎-‏ ‎как ‎и ‎передача ‎детям ‎представлений‏ ‎о‏ ‎том,‏ ‎чем ‎занимаются‏ ‎папа ‎с‏ ‎мамой. ‎Но‏ ‎это‏ ‎уж ‎самим‏ ‎взрослым ‎решать, ‎любят ‎ли ‎они‏ ‎своих ‎детей‏ ‎достаточно,‏ ‎чтобы‏ ‎прилагать ‎к ‎ним ‎труд.

Что тут хотелось бы.

Имея опыт маргинальности обоих описанных в цитате подвидов, и осилив эволюционировать от первого подвида ко второму, я научился сопротивляться давлению социальной среды. И во многом именно этому обязан тем, что бацилла свидомого нацизма прилипла ко мне в период жизни вна совсем ненадолго. После чего была отторгнута мной в пользу дальнейшего развития межушного нервного ганглия - пока другие люди моего возраста успокоились и "начали жить".

Жизнь их была одобряемой со всех сторон: начиная с 90-х было модно держать ногу на блатной педали, мутить, крутить, понтоваться, упарываться алкоголем и веществами, ругать клятых москалей и подчёркивать своё превосходство над ними etc.

До чего оная жизнь довела множество граждан Украины, превратившейся в Рагулистан - вы знаете и сами. Те, кто жаждал одобрения, сейчас с высокой вероятностью бегают от военкомов и сотрудников ТЦК (я, кстати, мог бы написать некоторым, кто бегает, и спросить - чего же они не идут воевать против москалей за Крым, но не делаю этого, предпочитая сохранять недоступность - то есть положение, когда я знаю, как найти кого-то через тырнет и могу сделать это в любой момент, тогда как найти меня в ответ этот кто-то не может).

Все эти люди в той, домайданной жизни (и ещё несколько лет после перемоги рагульского путча - вплоть до начала СВО) жили намного лучше меня. Ощущали свою успешность etc.

Теперь же роли поменялись. И потому когда я читаю у того же коллеги всякое на тему достижения успехов, то всегда держу в уме, что следует продолжать идти собственным путём, а не следовать громким призывам подвида "делай как я". Ибо прав камрад Иван, сформулировавший то, что регулярно цитирует коллега Виктор:

<...> Ув. ‎Кримсон‏ ‎Альтеру‏ ‎принадлежит‏ ‎генеральная ‎формула ‎«нельзя ‎получить‏ ‎экстраординарные ‎результаты‏ ‎ординарными ‎методами». Масштаб‏ ‎данной‏ ‎мысли‏ ‎трудно ‎охватить ‎целиком: ‎даже ‎частности, ‎следующие ‎из ‎неё, ‎впечатляют‏ ‎своей‏ ‎фундаментальностью.

Например, ‎из ‎неё ‎следует‏ ‎такая ‎суровая‏ ‎банальность:

- Если ‎вы‏ ‎ведёте‏ ‎себя‏ ‎так, ‎чтобы‏ ‎заслужить ‎одобрение ‎окружающих, ‎и‏ ‎преуспеваете ‎в‏ ‎этом,‏ ‎то‏ ‎вы ‎достигнете ‎плюс-минус ‎тех ‎же‏ ‎результатов, ‎что ‎окружающие.‏ ‎Чего‏ ‎вы ‎точно‏ ‎не ‎достигнете ‎- ‎так‏ ‎это ‎результатов, ‎значительно‏ ‎выбивающихся‏ ‎из ‎среднего‏ ‎уровня ‎вашей‏ ‎среды.

Это ‎не ‎значит, ‎что ‎нужно‏ ‎быть‏ ‎«не‏ ‎таким ‎как‏ ‎все». ‎Все‏ ‎не ‎такие‏ ‎как‏ ‎все. ‎Главное,‏ ‎что ‎можно ‎сказать ‎о ‎типичных не-таких-как-все‏ ‎- ‎они‏ ‎удручающе‏ ‎одинаковы,‏ ‎несмотря ‎на ‎то, ‎что‏ ‎одни ‎носят‏ ‎розовые ‎волосы,‏ ‎другие‏ ‎совокупляются‏ ‎с ‎людьми ‎своего ‎пола, ‎а ‎третьи ‎фанатеют ‎на ‎раритетном‏ ‎аниме.‏ ‎Все ‎перечисленные ‎отличия ‎поддельны, потому‏ ‎что ‎в‏ ‎них ‎экстраординарности‏ ‎нет‏ ‎никакого‏ ‎экстра-. То ‎есть‏ ‎никакого ‎сверх-, ‎никакого ‎«вместо»,‏ ‎никакого ‎дополнительного‏ ‎усилия.

Они,‏ ‎если‏ ‎честно, ‎даже ‎не ‎приносят ‎социальное‏ ‎одобрение ‎в ‎жертву‏ ‎тому,‏ ‎чем ‎заняты‏ ‎и ‎чему ‎служат. ‎Напротив:‏ ‎они ‎пытаются ‎мухлевать‏ ‎и‏ ‎продавать ‎окружающим‏ ‎свои ‎«внешние»‏ ‎занятия, ‎получая ‎за ‎это ‎значки‏ ‎отличия.‏ ‎Их‏ ‎«я ‎не‏ ‎такой ‎как‏ ‎все» ‎означает‏ ‎на‏ ‎деле ‎«я‏ ‎жажду ‎вашего одобрения ‎моей ‎уникальности».

Так ‎экстраординарного‏ ‎результата ‎не‏ ‎купить‏ ‎-‏ ‎по ‎той ‎простой ‎причине,‏ ‎что ‎у‏ ‎ординарной ‎среды‏ ‎просто‏ ‎нет‏ ‎для ‎нас ‎экстраординарных ‎наград. ‎Андерсеновский ‎гадкий ‎утёнок ‎не ‎преуспел‏ ‎на‏ ‎своём ‎птичьем ‎дворе, ‎потому‏ ‎что ‎не‏ ‎догадался ‎ходить‏ ‎всюду‏ ‎с‏ ‎важным ‎видом,‏ ‎рассказывая ‎«вообще-то ‎на ‎самом‏ ‎деле ‎я‏ ‎лебедь».‏ ‎Догадайся‏ ‎он ‎форсить ‎своё ‎отличие ‎-‏ ‎он ‎стал ‎бы,‏ ‎быть‏ ‎может, ‎вполне‏ ‎преуспевающим ‎утёнком.

Но, ‎с ‎другой‏ ‎стороны, ‎мы ‎можем‏ ‎заметить,‏ ‎что ‎он‏ ‎не ‎преуспел‏ ‎в ‎качестве ‎утки ‎на ‎своё‏ ‎счастье. Иначе‏ ‎он‏ ‎стал ‎бы‏ ‎самым ‎откормленным,‏ ‎самым ‎дорогим,‏ ‎поистине‏ ‎королевским ‎праздничным‏ ‎блюдом.

К ‎сказанному ‎остаётся ‎добавить ‎ещё‏ ‎одно ‎(в‏ ‎чём-то‏ ‎грустное)‏ ‎замечание.

Родной ‎птичий ‎двор ‎никогда‏ ‎- ‎в‏ ‎смысле ‎вообще‏ ‎никогда‏ ‎-‏ ‎не ‎оценит изгоя, ‎который ‎стал ‎лебедем. ‎Предел ‎почёта ‎данной ‎среды‏ ‎-‏ ‎это, ‎выражаясь ‎андерсеновскими ‎же‏ ‎словами ‎-‏ ‎«жирная ‎утка‏ ‎испанской‏ ‎породы,‏ ‎у ‎неё‏ ‎на ‎лапке ‎красный ‎лоскуток,‏ ‎это ‎высшее‏ ‎отличие».‏ ‎Поэтому‏ ‎бессмысленно ‎пытаться ‎красиво ‎спланировать ‎между‏ ‎корытом ‎и ‎бузиной,‏ ‎оглядеться‏ ‎и ‎гаркнуть,‏ ‎расправив ‎огромные ‎крылья: ‎«Ну‏ ‎что, ‎не ‎верили‏ ‎в‏ ‎меня? ‎А‏ ‎я ‎вон‏ ‎какой ‎вымахал».

Во-первых, ‎все, ‎кто ‎в‏ ‎вас‏ ‎не‏ ‎верил, ‎уже‏ ‎давно ‎про‏ ‎вас ‎забыли‏ ‎и‏ ‎вас ‎не‏ ‎узнают. ‎Во-вторых, ‎они ‎не ‎понимают‏ ‎лебединого ‎языка.‏ ‎В-третьих,‏ ‎если‏ ‎вы ‎сами ‎всё ‎ещё‏ ‎помните ‎утиный,‏ ‎то ‎обнаружите,‏ ‎что‏ ‎на‏ ‎нём ‎можно ‎сказать ‎только ‎«кря-кря», ‎а ‎объяснить ‎ничего ‎не‏ ‎получится.

Поэтому‏ ‎искать ‎стаю ‎себе ‎придётся‏ ‎в ‎другом‏ ‎месте. ‎Даже‏ ‎если‏ ‎вы‏ ‎премьер ‎Венгрии‏ ‎и ‎вас ‎гонят ‎с‏ ‎местного ‎птичьего‏ ‎двора,‏ ‎где-то‏ ‎же ‎летают ‎красиво ‎другие ‎- то‏ ‎ли ‎изгои, ‎то‏ ‎ли‏ ‎лидеры ‎будущего‏ ‎мира.

Быть изгоем здорового человека - не так уж плохо, если твой горизонт планирования начинается с отметки лет в 5, а не заканчивается ближайшим паломничеством в "олл инклюзив" или покупкой кредитного авто с целью произвести впечатление на какую-нибудь крашеную сучку Ленку/какого-нибудь гада Пашку.

Быть изгоем здорового человека - значит сражаться, а именно в этом, по моему глубокому убеждению, заключается цель воплощения каждой души в нашей общей лечебнице.

Спускать жизнь на поддельную экстраординарность - глупо.

сын земли, нет вестей от бога, ifc, мудрые цитаты

Previous post Next post
Up