В продолжение
вчерашней темы.
Из-за дефицита времени, порождённого семейными делами, не успел в предыдущем посте высказаться о том, по какой причине казённые "патриоты" таковы же, какова либерота, олицетворяющая типа противоположный полюс идеологического противостояния.
Если кратко: по той же причине, по какой мордорские бояре несколько столетий
преклонялись перед эльфийской Status Civilization - в силу а) ложного ощущения своей принадлежности к оной и б) собственной вторичности, отсутствия оригинального внутреннего содержания, подменяемого внешней идеологической показухой.
Регулярно пишущий по теме коллега Мараховский чуть меньше недели назад как раз
изложил эссе о том:
- Зачем нам нужен миф о превосходстве Запада?
- Может ли существовать миф о превосходстве без самого превосходства?
Вот цепь рассуждений коллеги:
Первый пункт кажется по меньшей мере странным. Мы, пожалуй, склонны полагать, что Западное Превосходство есть что-то вроде дурной болезни - если вообще не порчи - наведённое на нашу ув. нацию N лет назад. Когда именно и кем наведён морок превосходства - зависит от эрудиции и предубеждённости конкретного гражданина.
Вдумчивое курение источников даёт основания мотать головой в ответ на типовые предположения:
- Это сделали либералы в 1990-2000-х.
- Неа.
- Это сделали евреи, диссиденты и евреи-диссиденты в 1970-1980-х.
- Неа.
- Это сделали космополиты в 1940-1950-х.
- Неа.
- Это сделали бухаринско-троцкистские право-левоуклонисты, агенты японо-британской разведки, в 1920-1930-х.
- Неа.
- Это сделали коммуняки и белогвардейщина в 1900-1910-х.
- Неа.
- Это сделала масонско-разночинная интеллигенция, достоевские бесы в 1860-1890-х.
- Неа.
- Это сделали масоны и иезуиты в 1800-1850-х.
- Неа.
И далее вглубь веков. И, вглядываясь в века, мы уже в самых ранних эпизодах можем заметить комбинацию дух превосходств: объективного технологического и пиарного гуманитарного.
И начнём с неприятного. Технологическое превосходство - было.
…Я не усат и не военный историк - но по крайней мере мы можем открыть биографию нашего ув. первопечатника Ивана Фёдорова. Из неё следует, что данного москвича-инноватора буквально выперли в Польшу тогдашние шизопатриоты в погонах и рясах, защищавшие свой рукописный бизнес от шакала ротационных машин.
В итоге печатное дело в нашей ув. стране притормозило на годы или даже десятилетия - что, боюсь, сыграло свою роль и в последующем Расколе (при всём уважении к старообрядцам, бунты и мученичества из-за правописания и способа креститься мы можем рассматривать как признак застарелого обрядоверия, а обрядоверие - никак не признак продвинутого понимания).
В чём истоки? Толстая книжка о Ганзейском союзе, стоящая у меня на полке, уверяет, что основу торговли между нами и ими столетиями составлял, грубо говоря, «обмен сукна на меха и воск». Воск с мехами шёл от нас. Сукно прибывало с запада Европы - из Испании, Нижних земель и Англии (где государство организовывало, направляло и субсидировало процесс практически с двенадцатого века. Для сравнения: работы, посвящённые истории текстильной промышленности у нас, начинают свой рассказ с семнадцатого века).
Текстиль определённо был хайтеком (это ведь не только одежда, но и паруса), а меха и воск - не в такой степени.
Почему «у них было, а у нас не было», есть предмет специальной олимпиады. Но мы доверимся предположению, что овцеводство на Руси не было в приоритете, поскольку а) являлось этнической специализацией кочевых народов, с которыми у нас были довольно динамичные отношения, и б) овцы есть актив легкоугоняемый.
Иными словами - я бы предложил не выходить за рамки очевидной версии, согласно которой «материальную основу» для мифа составил факт проживания русских в довольно жёстких условиях непрерывной угрозы со всех сторон, спровоцировавших национальную специализацию на а) войне и б) ремёслах, так сказать, базовых, устойчивых к историческим катаклизмам. Известно, что меха живут в лесах, как и бортники - поэтому условные набеги на Русь били по ним, видимо, заметно менее, чем по прочим отраслям.
В итоге с надстройкой в виде ткацких гильдий и изящной литературы у нас веками - фактически до реализации «военного мегапроекта», превратившего раздробленных данников Орды в крупнейшую державу региона - было не очень.
Что и спровоцировало значительное присутствие импорта в повседневной материальной культуре русских городов.
…Но это всё материальная основа. Вторая же составляющая - в том, что миф о чьём-либо превосходстве является тоже базовым. И не нашим уникальным: он имеет вполне глобальное распространение.
Нетрудно вспомнить пресловутое «царство пресвитера Иоанна», являющееся изобретением а) западноевропейским и б) времён, когда христианские народы буквально выгребали от сарацин и жили довольно стеснённо.
Западноевропейцы помещали идеальное христианское государство - вполне защищённое от исторических катаклизмов и вот-вот готовое прийти на помощь единоверцам - куда-то на Восток, причём локализация его гуляла от Индии до Великой Степи (в качестве подданных Иоанна обозначали, например, монголов).
В этом выражается, рискнём предположить, архетипический природный утопизм коллективного сознания: людям в принципе хочется верить, что где-то существует место, где всё по уму.
Ну так вот: по ряду очевидных причин идеализировать ув. монголов русские никак не могли. И нет, речь вовсе не об их дурном нраве: нрав тогда был дурной у всех.
Причины, надо думать, в понтах: во-первых, довольно быстро стала очевидна технологическая отсталость Орды, а во-вторых, к концу XV века она была фактически побеждена (а уже через полвека царь Иван взял Казань и Астрахань - но не Шпака). Поэтому русская идеализация прикрепилась к областям мира, из которых приходили самые крутые штуки.
Некоторое время у Запада была конкуренция в виде «царства Индейского» (дериватива от того же царства Иоанна), но немцы в широком смысле были ближе, языки понятней, образ конкретней, а приходившие оттуда товары массовей.
Почему миф о превосходстве у нас остался, несмотря на успехи родной цивилизации?
Это, как представляется, тот случай, когда речь не о «почему», а о «зачем». Миф о западном превосходстве остался у нас затем, чтобы служить периодическим модернизациям.
Для нашей ув. страны, как легко заметить, вредно впадение в самодовольство (оно заканчивается неприятными сюпризами). Это, впрочем, можно сказать о любой стране, от исторического Китая перед очередным недружественным поглощением до США в Афганистане.
Спецификой Отечества, однако, стал побочный эффект от наконец-то обретённого могущества (мы ведь помним, что русский базовый миф есть миф о госслужбе?), в рамках которого всякое инноваторство превращалось в первую очередь в борьбу за близость к вертикали. И уже только потом - в борьбу за качество и рынок.
В качестве примера можно вспомнить историю Демидова, который начал сыном казённого крестьянина, продолжил селф-мейд-мэном, счастливым образом попал на глаза Петру (мы можем только гадать, какая сложнейшая интрига могла стоять за этим счастливым случаем), а закончил жуткой грызнёй за свою олигархическую монополию с великим же отечественным модернизатором Татищевым, тоже поднявшимся (только не из низов, а из разжалованных князей).
В такой обстановке государствоцентричности - главным западником приходилось периодически выступать самому государю. Чтобы усмирять и продавливать высокопоставленных шизопатриотов разных веков, оборонявших свои околоказённые бизнесы от выскочек - государство было вынуждено воспитывать в противовес им класс модернизаторов.
И да: у этого класса, естественно, тоже были свои радикалы, свои идиоты и те, кто творчески сочетал радикализм с глупостью, превращая всё в то же обрядоверие уже не консерватизм, а модернизацию. То есть, подобно упоротым противникам Ивана Фёдорова, видел в Западе не суть, а обёртки от неё, и предпочитал фантики конфетам.
С тех пор в общем-то не всё изменилось. Если мы заглянем в сверхновую историю государства Российского, то на нас с не успевших запылиться страниц полетят вопли о тувинском цирке, ранее известном как мафия табуреткина; о финансовом блоке, служащем МВФ и не дающем нормальным пацанам национализировать свои расходы; о ЕГЭ, болонской системе, сислибах и так далее - а с другой стороны гибридного занавеса донесётся унылый вой изгнанников о тысячелетнем рабстве и отказе от всего нового прогрессивного светлого.
Эта битва, возможно, и не будет вечной - но она точно будет долгой. И у этой битвы будет сохраняться побочный эффект в виде связки «прогрессивное = чужое».
…Тут я должен заметить, что пункт 1 (зачем нам западное превосходство) отнял львиную долю текста.
Поэтому перейдём к пункту 2 (возможно ли существование мифа о превосходстве без самого превосходства), вынужденно сократив его до тезисов.
Итак, поехали.
Тезис А:
- Западное гуманитарное превосходство ныне поколеблено, но не во всём. В январе - марте сего года ув. россияне
потратили на игры 50 миллиардов рублей. И среди топовых игр нет игры «Смута», а есть Helldivers 2, Baldur’s Gate 3 и Warhammer 40,000: Rogue Trader.
Это значит, что продукция очень массового потребления, доходящая в каждый второй дом, по-прежнему изготавливается в значительной степени там. Мы будем вынуждены платить за отставание в игровой индустрии периодически нарывающим среди отечественных дураков и радикалов низкопоклонством до тех пор, пока не импортозаместим западные игры чем-нибудь сравнимым по качеству. Значение игровой индустрии нельзя недооценивать.
Почему?
Потому что 50 миллиардов за три месяца. Это раза в три больше, чем
собрало кино.
Тезис Б:
- К счастью, сейчас у нашей ув. страны есть могучий союзник в битве с западным гуманитарным превосходством. Я имею в виду западный гуманитарный мейнстрим, пребывающий ныне в идеологическом угаре и поэтому стремительно теряющий контакт с базовой психикой ув. человечества (и нас в частности).
Здесь я не буду лишний раз говорить о качестве западной современной поп-мысли и поп-масскульта, они очевидно в кризисе, причём даже толком ещё не отрефлексированном (что очень хорошо для мира и для нас).
Мы не можем ручаться, что этот курс будет продолжаться вечно - но он, надеюсь, будет продолжаться достаточно долго, чтобы, как положено идеологизированным отраслям, западные гуманитарные фабрики успели сожрать значительную часть собственного наследия и репутации.
и, наконец,
Тезис В:
- Что будет, когда миф о западном превосходстве развеется, спрашивает ув. (подписчик).
Поскольку миф о чьём-то превосходстве, повторюсь, нашей ув. стране исторически необходим - мы можем предположить, что западный превосходный миф вытеснится китайским превосходным мифом.
И у нас будут свои «восточники»-ультрамодернизаторы, говорящие друг с другом по-мандарински, умеющие в иероглифы и выпендривающиеся в сетях фотками с Хайнаня, и свои почвенники, возражающие против восточного засилья.
В основе их битв в бложиках и каналах будет, с высокой вероятностью, лежать всё та же борьба за близость к вертикали и причитающиеся бонусы - но это дело привычное.
Хорошей новостью здесь представляется то, что у нас сейчас, к великому счастью, растёт и «младший русский базовый миф», миф о частном успехе.
А это значит, что со временем - если шизодеятелям не удастся его свернуть - само по себе низкопоклонство перед чем-либо потихоньку потеряет свою актуальность и станет тем же, чем сегодня является борьба никониан со староверами.
…А что касается запаха сыра от Эйфелевой башни - то этот вопрос, если честно, в этом случае через сто лет будет интересовать нас не более, чем сегодня интересует нас обаяние Багдада, великого центра мировой учёности тысячелетней давности.
Китайский превосходящий миф уже цветёт и колосится - это факт. Достаточно вспомнить завывания доморощенных вместолевых о том, что в КНР-то всё по уму - чиновников расстреливают за взятки etc. То есть, вместо поиска опоры внутри себя самих и избавления от собственной вторичности - фанаты дзюбинга на иностранное просто находят другой, не эльфийский объект для низкопоклонства.
Нет, конечно же, в Китае присутствует всякое, достойное перенимания - это тоже факт. Но чужая культура не должны заслонять от нас ещё один факт: суверенное государство, к каким бы модернизациям оно ни прибегало, обязано быть самодостаточным, аутентичным.
И в достижении этого нам (внезапно!) помогает тот самый запрет на идеологизацию, который регулярно упоминается в моём скромном Клубе (неделю назад,
например). Наличие какового запрета, по мнению коллеги Мараховского,
способствует развитию "младшего русского базового мифа", попутно защищая от заимствования передовитого дегенеративного дискурса, охватившего нормальные-то страны:
В 1993 году запрет на государственную идеологию, разумеется, был принят под действием воодушевлённого желания угодить западным победителям в Холодной войне - что и неудивительно, ведь победили они нокаутом и тем самым доказали по меньшей мере практическое преимущество рынка и разномыслия перед распределением и официальным единомыслием.
Но фокус в том, что Запад конца 1980-х действительно был в хорошей форме.
Я уже приводил в качестве иллюстрации сверхтипичного «среднего американца», причём даже немного лузера - сонного инспектора по безопасности на АЭС, в свои 36 имеющего супругу-домохозяйку, дом, троих ребятишек и кошку с собакой. Встречаем этого сверхтипичного американца:
Я встречал в американских СМИ немало
ностальгирования по данному золотому времени - ибо:
«В 80-е годы многие семьи жили так же, как Симпсоны: доход среднего класса, жена-домохозяйка, хороший дом, небольшие долги и небольшое пространство для манёвра в семейном бюджете.
«Гомер» сегодня находится в куда худшем положении. Мало того, что заработная плата почти не выросла - покупательная способность зарплаты в 42 000 долларов (которая всего тридцать лет назад была бы феноменальной зарплатой) - резко снизилась. Средний дом стоит в 2,4 раза больше, чем в 90-е годы. Высшее образование обходится в 1,8 раза дороже, чем тогда. Жене Гомера, Мардж, сегодня тоже обязательно нужна была бы работа - и тем не менее они бы страдали от бедности. Инфляция привела к увеличению количества домов с двумя доходами, но к МЕНЬШЕЙ стабильности для этого типа семей, поскольку цены выросли, а заработная плата стагнирует».
Но тогда - со среднестатистическим Симпсоном всё было в порядке, чего не скажешь о самоощущении среднестатистического Сидорова.
Поэтому да, тогда в 90-х запрет на идеологию означал свободу безудержного западопоклонничества.
Но
времена меняются. И у них там, и у нас тут.
О том, что случилось за эти 33 года у них там - написано немало, в том числе и на данном проекте. Но куда большие по качеству и драматизму, гигантские, тектонические перемены произошли с нами.
После 1990-х, которые трудно назвать иначе чем катаклизмом, выжившие начали сооружать качественно иной жизненный уклад - и давайте не будем себя излишне злословить: во многом преуспели.
Ув. русским гражданам - особенно ув. молодым - нравится иметь свои дела. Им нравится делать много денег и демонстрировать вебленовское потребление. Часть из нас следуют «старшему базовому русскому мифу» (о госслужбе), часть - младшему русскому мифу (о частном честном успехе).
В России здорового человека эти мифы сочетаются, не вытесняя друг друга.
Сейчас у многих из нас - и автор этих взволнованных строк знает, что он исключение - слегка или сильно бомбит от лицезрения знаменитого
ролика с чумаданами деняк в норке арестованного и уже бывшего замминистра обороны Т. Иванова.
Автор является исключением не потому, что одобряет подобный образ жизни - нет, я его глубоко порицаю - а потому, что Т. Иванов в карикатурном, конечно, виде, что как бы иллюстрирует факт его личного краха и гарантированной посадки, но олицетворяет реализацию старшего мифа (в котором госслужба даёт погоны и полосатую палочку и, как следствие, хоромы с брильянтами). И высший эшелон ув. госслужащих, имеющих доступ к потокам, живёт в той или иной степени приближения именно так. И не первое десятилетие. Просто, повторюсь, не все настолько охреневшие: большинство, к счастью, не впадает в патологическую хуцпу.
В сущности, и в младшем мифе есть свои Т. Ивановы - взять хотя бы ув. инфоцыган. Те, что влетели - тоже всего лишь выбились из нормального баланса между пользой/терпимым вредом и алчностью/нетерпимым вредом ув. Родине.
Так вот: Россия-2024 есть ни фига не поклонение и не подражание сегодняшнему Западу. Она более смахивает на Запад 1980-х, в который влюбилась не без оснований - и реализует это подобие со своей, конечно, национальной спецификой, в которой много и «китайского», и «тюркского», и исконно славянского.
И запрет на идеологию, в начале 90-х совершенно справедливо расценивавшийся как предохранитель от «красного реванша» (западные советологи тогда его всерьёз боялись), в середине 2020-х служит, как ни странно это прозвучит, предохранителем от превращения в Запад сегодняшний.
То есть в Запад, реализующий довольно-таки по-позднесоветски априорные установки вопреки суровой действительности по принципу «переат мундус, сед фиат идеология». Ув. Кримсон буквально вчера напомнил о качественном
примере:
«После введения санкций против Huawei американцы думали, что китайская компания сдохнет, ибо зависимость от западных компонентов была почти тотальной, а „импортозамещение“ в электронике часто сопровождалось коррупцией и переклейкой шильдика „мэйд ин чайна“ на иностранные компоненты (а вы думали, только наши так делают с китайскими комплектующими?). Но вот случились животворящие санкции, результат пришлось давать на китайской (и местами контрабандной) компонентной базе, а партийцы, ответственные за импортозамещение в электронике, отправилась (внезапно)
под следствие, и вот уже американцы сильно недовольно прогрессом Huawei в плане роста самостоятельности. Там ещё много нужно делать, но процесс точно радикально сдвинулся с мёртвой точки в нужном Пекину направлении».
Апологетам НАЦИОНАЛИЗАЦИИ МОБИЛИЗАЦИИ ГОСИДЕОЛОГИИ ПЕРЕХОДА НА ВОЕННЫЕ РЕЛЬСЫ РЕД АЛЕРТ 3 УРАААА сейчас будет обидно - но вообще-то главные западопоклонники в нашей ув. стране сейчас они.
Ибо:
- Это они хотят устроить у нас сверхклассовое общество, в котором «младший русский миф» придушен напрочь, а пассажиры социальных лифтов отбираются строго по принципу «доказал свою верность иерархии / вопит приятные одобряемые слова громче других / чёрная лесбиянка православный русич-сталинист из беспорочной семьи. Не глядите, что он на самом деле армянка в собственных хоромах, она почётный православный русич-сталинист» (я знаю, что они говорят другое - но на практике будет именно это).
- Это они хотят грохнуть экономику, превратив её в распределительную систему (в их идеальных схемах, почерпнутых из Hearts of Iron, экономика управляется передвижением слайдера, и идеальные юниты идеально выполняют что велено - потому что всех нечестных, дураков и ворюг, конечно, уже посадили, предварительно расстреляв). Западу будет очччень приятно наблюдать это - его стратегия воздействия на Россию в принципе на этот результат и рассчитана.
- Это они, наконец, хотят ввести класс жрецов-комиссаров в пыльных членовозах, наделённых суперсилой причинять неприятности всем, кого они уличат (или, на практике, пожелают уличить) в идейном несоответствии.
Всему этому мы можем найти вопящие аналоги на современном Западе - отчасти не слишком очевидные лишь потому, что там значительная часть партхозактивного идеологизированного функционерства формально считается корпоративной, а не казённой. На деле их корпорации точно так же огосударствились, как советские госконцерны корпоративизировались - они просто шли, так сказать, с другого конца.
Это называется конвергенцией. В чарующем мире живой природы во всяких сточных трубах и болотах живут существа, похожие на огромных скользких полурыб-полупиявок. Это сирены - грубо говоря, саламандры, рассудившие, что в болоте жить, по-болотному выглядеть, и поэтому отбросившие ноги, отрастившие жабры и почти не пользующиеся лёгкими. Мы никак не можем поздравить их с эволюционным успехом: могли бегать по саваннам или летать в небесах, а вместо этого косплеят рыб.
В свете всего сказанного - нет, запрет на идеологию сегодня не узаконивает никакой «серой» идеологии (это даже звучит алогично: если это запрет, значит, он узаконивает лишь то, что булькает в головах ув. граждан - и в то же время не даёт одним внутричерепным борщам слишком наезжать на другие).
Чтобы понять, от чего запрет на идеологию нас защищает на практике - пригласим в студию депутата Госдумы
А.Журавлёва, в прошлом замсекретаря воронежского горкома ВЛКСМ.
- Алексей Александрович, расскажите нам, что пугает?
- Если завтра большая война, если завтра в поход - кто будет воевать? У нас поколение тридцать лет воспитывалось - да не, не, не, чё там, у нас что ценность, так сказать, какая главная ценность? Жизнь главная ценность, понимаете! Меня с детства воспитывали, у меня я не знаю, у меня сначала страна, потом мои родные и близкие, потом мои ценности какие-то, а потом только своя жизнь. Вот это ценность должна быть.
- А вы в армии служили? Нет, надо же. А камуфляж носите. И кстати о родных и близких - тут [
клевещут, поди], что вы в разводе и что единственная дочь живёт в Австрии. И ещё кстати, что за гнусный компромат
публикует на вас газета «Коммерсантъ», излагающая со слов бывшего члена Союза Кулачных Бойцов России, где вы в 90-е были Мастером, идеологию движения буквально так: «Нам внушали, что мы должны духовно вырасти до звания воина, что воины составляют высший класс общества, а те, кто духовно не развит, - человеческое стадо, быдло, которым воины должны управлять. На тренировках нам стали навязывать выполнение религиозных обрядов, взятых из буддистской и христианских религий. Через некоторое время меня привлекли к отработкам - обязательной в ту пору бескорыстной помощи общине, а без неё не допускали до аттестации по боевой технике. Отработки представляли собой тяжёлую и грязную работу на стройках, за которую почти ничего не платили, объясняя, что это нужно для духовного роста».
Вот от подобных камуфлированным военам из горкома ВЛКСМ граждан, желающих управлять человеческим стадом с помощью Ценностей-каких-то и очень конкретного маузера, носимого напоказ, нас на деле защищает запрет идеологии.
Автор этих взволнованных строк не желает вкалывать на стройке бесплатно, чтобы почётные комиссары с маузерами чувствовали себя кшатриями, получали спецпаёк и спецтранспорт и входили к дочерям человеческим, открывая дверь волшебными заклинаниями, напечатанными на священной кирзе.
И жили бы, конечно, среди негритянской рэперской роскоши на чумаданах деняк - ибо люди на самом деле не меняются, как бы ни мутузили нас века.
(пост вышел слишком большим, а потому его окончание - в первом комменте)