Минутка
преклонения.
На днях подружжечка Марьяна
mar_mi высказалась в комментариях к посту о династиях борцов с Режымом в том ключе, что оные династии были взращены при советской власти (которая, напомню, IRL давно
не была советской).
А я в ответ привёл ей пример дореволюционных элит, бодро выращивавших в своей среде публику, активно разрушавшую любимый наш Мордор изнутри. Вот этот
пример:
Стоит сказать, что
истории русских семейств, где один из родственников или друзей был чиновником-военачальником-жандармом, а другой активно выступал с либеральных позиций или вовсе состоял в подпольных революционных кружках, не были редкостью для Российской империи XIX-XX вв.
Так, родственник директора Департамента полиции МВД Российской империи Алексея Лопухина был женат на родственнице идеолога народничества Петра Лаврова, а две его сестры состояли в революционном движении. Министр внутренних дел Николай Игнатьев был однокашником Кропоткина и лично знал двух главных идеологов русского анархима - Петра Кропоткина и Михаила Бакунина (первый и вовсе был его однокашник по Пажескому корпусу). Преемник Игнатьева на посту главы МВД граф Дмитрий Толстой учился в лицее вместе с либеральным журналистом и писателем Салтыковым-Щедриным. И это столичные города - в провинции ситуацию можно было смело возводить в куб.
Дело в малочисленности образованного русского общества того времени. И «государевы люди», и их идейно-политические противники читали одну и ту же литературу, посещали те же театры и салоны, общались на одни и те же темы, учились и работали вместе, заводили семьи и становились друг другу родственниками.
Этот хрупкий мирок, раздираемый внутренними противоречиями, как деревянный плот дрейфовал в беспокойном море мужицкого крестьянства. Которое его в конечном счете и поглотило.
Откуда взялись описанные в цитате реалии?
Они взялись из эпохи Петра I, который, безжалостно направляя любимый наш Мордор на путь модернизации, получил в качестве побочного эффекта преклонение отечественных бояр перед иностранщиной.
В период правления самого первого императора объектом преклонения стали разномастные протестанты - шведы, немцы, островные эльфы. Пётр I заимствовал у них всё подряд - от "полков иноземного строя" и флота до налоговой системы и фактического подчинения РПЦ светской власти через Синод. И при таком раскладе - ничуть не удивительно, что правящий класс массово дзюбил на всё ойропейское.
Наследники Петра I вели себя ровно так же. Будучи поголовно связанными кровными и другими узами с немцами, Романовы изо всех сил тащили иностранных эльфов во власть. А те, нарастив своё могущество при дворе, далее ещё больше расширяли "окно в Европу". Причём, ЧСХ, те же немцы, как родившийся в Нижней Саксонии лейб-медик Елизаветы I и организатор её прихода к власти Лесток (прекрасно сыгранный в "Гардемаринах" Владиславом Стржельчиком) - протаскивали в Петербург интересы и других ойропейских эльфов. Лесток, например, имея французские корни, активно пропихивал в Этой Стране дискурс, выгодный Версалю.
Что интересно: пика французское влияние достигло после выдачи люлей Бонапарту, когда побившие с помощью Глубинного Народа ойропейцев мордорские бояре начали ан масс нанимать побитых шаромыжников в гувернанты своим же детям. Большей глупости, выросшей из преклонения перед иностранщиной, трудно было бы и представить. Итогом стало то, что выросло целое поколение отечественной элиты, изъяснявшееся на французской мове свободней, чем на великом и могучем русском языке. Это была, натурально, диверсия против мордорского суверенитета, причём, ЧСХ, выполненная защитниками этого суверенитета полностью добровольно.
Одним из последствий чего и стало появление
класса-переводчика, занимавшегося чисто адаптацией западного нарратива к мордорским реалиям. Идейными наследниками коего выступают и современные нам кряклы, массово сдриснувшие в нормальные-то страны после начала СВО.
Слушая тех, кто уже пару столетий как перепевал в Этой Стране всё загранично-эльфийское, мордорские бояре настолько преисполнились иллюзии, что сами являются ойропейцами, что постоянно клали русские головы за чужие интересы, считая оные интересы своими. А по итогам получая многочисленные кидки от "уважаемых партнёров" (см. историю тех же походов Суворова, например). Дискурс же вроде сформулированного отечественным мыслителем Николаем Данилевским бояре считали отсталым и дико немодным.
Вот несколько цитат от Данилевского по теме (взял из
канала РО):
"Какая война, которую мы вели в качестве члена европейской системы, какой союз, какой мирный договор, который мы заключили в качестве европейской державы, принесли нам действительные выгоды? <…> Лучшим примером в этом отношении может служить знаменитый Священный союз. Каких жертв не приносила Россия для его целей! <…> Пусть нам укажут хоть на одно подобное действие европейских держав на пользу России. Чего ни делала Россия для Германии и для Австрии, как ни бескорыстничала, - а всё же слыла за льва, рыкающего, ищущего, кого поглотить“.
"Антагонизм Европы и России, не только сохранится по-прежнему, но будет всё возрастать и возрастать, по мере возрастания внутренних сил России, по мере пробуждения и уяснения народного сознания как русского, так и других славянских народов".
"Выступить из европейской политической системы, значит: не принимать к сердцу европейских политических интересов, смотреть на дело как оно есть и не закрывать глаза перед очевидностью, не принимать созданных себе призраков за действительность; где есть враг - там и видеть врага, а не считать его за друга, прибегая ко всевозможным фикциям, чтобы совершить эту метаморфозу, не на деле, конечно, а в собственном своём воображении".
"Борьба с Западом - единственное спасительное средство как для излечения наших русских культурных недугов, так и для развития общеславянских симпатий, для поглощения ими мелких раздоров между разными славянскими племенами и направлениями“.
"Национальная территория не отчуждаема и никакие договоры не могут освятить в сознании народа такого отчуждения, пока отчуждённая часть не потеряет своего национального характера“.
Автор процитированного - умер в 1885 году, но с учётом злободневной современности звучит оно, словно было написано вчера. И лично я согласен с Данилевским прям обеими руками, ибо давно топлю тут за полное устранение любимого нашего Мордора от любых действий в интересах ойропейцев. Только наши, отечественные интересы должны рулить действиями Режыма в ойропейской политике (и Главтролль, слава Богу, довёл Эту Страну до того, что реалии после Русской весны и особенно после начала СВО - наконец-то сдвинулись в правильном направлении).
При этом, необоснованно ощущая себя ойропейцами, мордорские бояре с петровских времён параллельно начали противопоставлять себя
аристократам от сохи, из числа коих вышли собственные предки этих бояр.
Как такое противопоставление выглядит, в ноябре
описал товарищ Мараховский, употребив для сравнения историю о встрече Эдипа со сфинксом.
Рискну заявить: если мы попытаемся найти сюжет, наилучшим образом приходящийся впору отечественной управленческой ув. элите в её отношениях с ув. народом - то это будет, пожалуй, сюжет о сфинксе.
Элита, подобно Эдипу, стоит перед загадочным могучим существом, соблазнительным и пугающим одновременно, смотрит ему в глаза и думает:
- В чём его загадка? И что будет, если её не разгадать - или, наоборот, если разгадать? Расколдованная ли красавица упадёт мне в объятия, бросится ли это существо со скалы в пропасть - или меня сейчас попросту придушат и съедят?
При этом сама ситуация рассматривается именно как напряжённая и опасная своей загадочностью - из-за чего, насколько возможно судить, у отечественной элиты в обороте больше принципиально взаимоисключающих концепций управления гражданами, чем у элиты любой другой державы на свете.
Здесь не получится подробно изложить их все - отчасти потому, что вряд ли кто-то их все знает, отчасти же потому, что многие из них требуют столь же глубокого изучения и овладения, сколь и бесполезны. Достаточно сказать лишь, что эти концепции варьируются от нео-уваровской симфонии сословий и даже нео-опричнины до светлой идеи «патриотического прайда на Красной площади», которая одновременно, по задумке высокопоставленных авторов, обеспечит единство общества и предотвратит изоляцию России от остальной европейской цивилизации.
Иными словами - Российская управленческая элита рассматривает население России и управление им в качестве проблемы неузнанного.
Она смотрит на народ как грустный тарковский Кельвин на Солярис (и производимых им неубиваемых Наталий Бондарчук).
Она смотрит на народ как Ланселот на ведьму (которая, как мы знаем, заколдованная красавица, но чтобы расколдовать, надо сначала жениться).
Она смотрит на народ как Стамп на Электроника, у которого должна быть кнопка.
Она смотрит на народ как Ю. Андропов на общество, в котором живёт и которым как бы правит.
Элита придумывает и приписывает населению бесконечные ценности, пороки, сакральные символы и культурно-исторические комплексы.
И у меня есть одна очень банальная версия относительно того, почему у отечественной управленческой элиты не всё и не всегда складывается.
Эта банальная версия сводится к тому, что главной причиной управленческих и пиарных неудач ув. элиты является нелепая уверенность, будто остальное население чем бы то ни было принципиально отличается от неё самой.
В то время как на самом деле ув. народ - это ровно та же ув. элита, просто находящийся в данный момент в другой стадии базового русского мифа.
справка-малютка
Базовый русский миф есть, согласно В. Мараховскому, миф о госслужбе. Рождённые тысячу лет назад в зоне рискованного земледелия, рискованного управления и рискованного пограничья, все базовые отечественные биографические механизмы связываются с казённой карьерой и обеспечиваемой ею защищённостью от риска быстрой и резкой потери популяционной ценности. Соответственно богатство, частный успех и даже личная свобода в России никогда не имели того сакрального статуса, какое имела соболья шуба от князя, сидение за первым столом на царском пиру и сидение в первом ряду на Прямой линии.
конец справки-малютки
У этого базового мифа есть ряд несомненных достоинств, но есть также и один серьёзный недостаток: всякий попавший в элиту начинает видеть в ув. населении что-то иное, другое, не-такое-как-он.
И (это очень печальное следствие) начинает пользовать ув. население тем, чего сам не ест.
В клинических вариантах это выражается (сейчас я буду намеренно груб) в «драть рыбок на яхте и бубнить про антинародный курс», «призывать всех к станку из элитного посёлка», «махать красным флагом из охотничьей заимки, устланной уссурийскими шкурами», «требовать идеологии из крутого внедорожника».
Ув. элита и все те, кто себя ею считают, с удручающей регулярностью идеализируют ув. население - причём приписывая ему как идеальные достоинства, не имеющиеся у них самих, так и идеальные пороки, которыми они сами не страдают.
Это ментальное проклятье неотвратимо преследует значительную часть ув. элиты - и эта часть (увы, очень большая) сдуру полагает, что таким образом обеспечивает свою сакральность.
На деле же сакральность элиты и так прекрасно обеспечивается тем, что у неё есть то, что любит и чего хочет ув. население.
И напротив - все попытки принуждения ув. населения к «идеалам» со стороны типов, полагающих, что они реально владеют разгадкой смотрящего на них сфинкса - воспринимаются ув. сфинксом-населением с откровенным раздражением.
Ибо в действительности они смотрят не на воображаемое чудовище со львиными лапами, ангельскими крыльями и бюстом четвёртого размера, а всего лишь в зеркало.
Кстати, едва ли случайно загадка того самого древнегреческого сфинкса, на которую согласно мифу не могли ответить тысячи людей, имела банальнейшую разгадку:
- Человек.
Внутри сфинкса находился просто человек - такой же, как сам разгадывающий.
Почему бояре считают, что остальное население Этой Страны чем бы то ни было принципиально отличается от самих бояр? Да именно потому, что очарованные многовековым доминированием эльфийского нарратива мордорские элитарии воображают себя ойропейцами.
Каковыми для подлинных,
сущностных ойропейцев - не являются. На что жирно намекают многочисленные санкции против так называемых "хороших русских", сопровождаемые заморозкой активов, конфискацией недвижимости и яхт, запретами на въезд etc.
Более того, и упомянутый нарратив - уже не торт, ибо он трещит и
падает под напором неуступчивой действительности:
В газете The Wall Street Journal вышла статья с заголовком «Пришло время прекратить магические размышления о поражении России»:
Нет признаков, что Россия проигрывает конфликт на истощение.
Российская экономика не разрушена.
Ранее с похожим текстом
вышел Bloomberg.
Чем скорее отечественные бояре стряхнут морок чужого нарратива и осознают, что не являются ойропейцами, а являются такими же мордорскими ватниками, как и любой из представителей Глубинного Народа - тем лучше для самих же бояр.
Ибо тогда им не придётся из века в век тратить время на решение загадки сфинкса, и они смогут заняться прямым своим делом - построением в Этой Стране государства настолько могущественного, что именно нашу культуру начнут взахлёб копировать иностранные кряклы-переводчики, и именно русский нарратив будут всячески ретранслировать по всему Глобусу.
Кстати, как
сообщил на днях один мордорский ватник, искусственные адиёты даже спрогнозировали дату окончательного прозрения мордорских бояр, хехе.