Сколько денег нужно культуре?

Aug 30, 2012 21:11

Сколько бюджетных денег следует тратить «на культуру»? - извечный вопрос. Последнее время из федерального бюджета ежегодно выделялось порядка 90 млрд. рублей. Много это или мало? Для рядового гражданина 90 млрд. - не просто много, а невообразимое количество денег. Бывший Министр культуры Авдеев считал, что и этого мало, «культурный» бюджет надо как минимум удвоить.

Минфин в недавно опубликованных «Основных направлениях бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» поставил точку в этой дискуссии на ближайшие два года: расходы федерального бюджета по разделу «Культура, кинематография» в 2013-14 годах будут сокращаться.

На самом деле, ответ на вопрос: много это или мало - 90 миллиардов на культуру - зависит от того, сколько из этих средств пойдет собственно на культуру, а сколько будет разворовано и растранжирено чиновниками от культуры и их подельниками.

Для объяснения последнего тезиса обратимся к Реестру государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов. Реестр содержит данные по всем закупкам, совершенным Министерством культуры Российской Федерации. Вернее, должен содержать, поскольку Минкультуры регулярно «забывает» внести в него данные или вносит их «выборочно».

Насколько трепетно министерство относится к публикации отчетов по своим расходам можно судить уже по тому факту, что согласно упомянутому реестру Минкультуры девять раз в 2010 году и трижды в 2011 году произвело закупки... у самого себя! Такое занимательное перекладывание денег из одного кармана в другой.

Общая стоимость всех государственных контрактов, заключенных Минкультуры в 2010 году, составляет 9,7 млрд. рублей, цена контракта - от 7 тысяч до 400 миллионов рублей. В 2011 году министерство потратило на государственные закупки по крайней мере 13,8 млрд. рублей, цена одного контракта от 5 тысяч до 969 миллионов рублей.

Почему «по крайней мере»? Да потому, что из полутора с лишним тысяч записей о совершенных министерством в 2011 году закупках, 7% вообще не содержат указания на сумму контракта. Какая она была - несколько тысяч или несколько сотен миллионов - догадайтесь сами.

Эти тысячи контрактов распределяются между поставщиками Минкультуры весьма интересным образом.

10 поставщиков, заключивших в 2010 году больше всего контрактов с Минкультуры

ПоставщикКол-во контрактов
Псковский филиал ФГУП «Спецпроектреставрация»40
ООО «Реставрационный центр ВООПИиК»33
ООО «Альфарекон»31
ООО «НПО Альтернативные Технологии Строительства»24
ФГУК «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э.Грабаря»22
ОАО «Мосстройреставрация»20
ФГУК «Российская государственная концертная компания «Содружество»19
ООО «АК-Проект»17
ООО «Институт Проектирования и Реставрации»15
ООО «ПромСтройДизайнПроект»15

Заметьте: трое из десяти лидирующих поставщиков - два ФГУКа и один ФГУП - являются подведомственными Минкультуры учреждениями и выигрывают конкурсы на получение заказов у своей головной структуры. В 2011 году мы предсказуемо встречаем в списке «любимчиков» Минкультуры все те же знакомые названия.

10 поставщиков, заключивших в 2011 году больше всего контрактов с Минкультуры

ПоставщикКол-во контрактов
ООО «Реставрационный центр ВООПИиК»27
Унитарное предприятие ГУП ЦНРПМ26
ОАО «МОССТРОЙРЕСТАВРАЦИЯ»20
ФГУК «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина»19
ООО «Альфарекон»17
ЗАО «БалтСтрой»17
ООО «Строительная культура»16
ФГУП институт «Спецпроектреставрация»15
ООО «Студия «Фест-фильм»14
ООО «РЕМСТРОЙ»13
ФГУК «Российская государственная концертная компания «Содружество»13
ФГУК «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря»13
ООО «Музейное наследие»12

Но что такое несколько десятков контрактов, когда всего их - тысячи? Гораздо показательнее, сколько денег от Минкультуры получили самые удачливые поставщики. И тут нас ждет интересное открытие.

10 поставщиков, получивших в 2010 году больше всего денег от Минкультуры

ПоставщикОбщая сумма контрактов (млн. руб.)
ООО «Альфарекон»527
ООО «Строительная компания Вымпел»456
ООО «СтройИнжРеставрация»355
ФГУП «ГИВЦ Министерства культуры Российской Федерации»229
ООО «НПО Альтернативные Технологии Строительства»190
НП «Агентство международных культурных проектов «Арт Интерфорум»188
ООО «ПромСтройДизайнПроект»180
ЗАО «Музыкальный форум»176
ФГУК «Российская государственная концертная компания «Содружество»170
ООО «Успех»166

Итого, всего 10 организаций «освоили» в 2010 году почти треть всех средств из бюджета Минкультуры, а это 2,6 млрд. рублей. Среди них - два подведомственных министерству учреждения. Картина становится еще интереснее, если посмотреть статистику по всем госконтрактам, заключенным столь любимыми Минкультуры поставщиками.

Выясняется интересная вещь: половина из них не получили в 2010 году государственных заказов ни у кого, кроме Минкультуры; у троих были другие госзаказчики, но все они подведомственны Минкультуры; и лишь у двоих были госзаказчики, никак не связанные с Минкультуры.

У ООО «НПО Альтернативные Технологии Строительства» в 2010 году было 40 госконтрактов, из них 3 - «на стороне», а у ГИВЦ Минкультуры - и того меньше: 2 контракта «на стороне» за три года (!) на общую сумму 445 тысяч рублей при том, что за то же время Минкультуры перечислило ему более 1 млрд. (!!!) рублей. Уникальные какие-то поставщики, услуги которых находят спрос только у одного госзаказчика.

20 поставщиков, получивших в 2011 году больше всего денег от Минкультуры

Название поставщикаПолученная сумма (млн. руб.)
ЗАО «БалтСтрой»2.548
ООО «Промпроект»1.884
ООО «РеАрт»634
ООО «Альфарекон»612
НП «Агентство международных культурных проектов «Арт Интерфорум»320
ФГУП «ГИВЦ Министерства культуры Российской Федерации»269
ООО «РБК-ЦЕНТР»236
АНО «Фестиваль «Золотая маска»229
ООО «Реставрационно-строительная компания Возрождение»204
ООО «ПромСтройДизайнПроект»198
ООО «Строительная культура»198
ООО «Реставрационный центр ВООПИиК»196
ООО «РЕМСТРОЙ»184
Общероссийская общественная организация - Общество «Россия-Япония»183
ООО «РДС»169
ООО «АРТ-Курьер»149
ГУПК Центральные научно-реставрационные проектные мастерские143
ООО «Орфей»134
НП «Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова»129
ОАО «Научное издательство «Большая российская энциклопедия»123
ФГУК «Российская государственная концертная компания «Содружество»120
ООО «Новая реставрационная группа»103

По итогам 2011 года картина становится еще интереснее: всего 10 организаций поделили между собой более половины всех расходов из бюджета Минкультуры - 7,1 млрд. рублей, причем половина из прошлогодних лидеров освоения «культурных средств» - снова в первых рядах. Среди них - ФГУП «ГИВЦ Министерства культуры Российской Федерации», который переместился с четвертой строчки «рейтинга» на шестую, но улучшил свой результат сразу на 40 миллионов.

Впрочем, успехи подведомственного Минкультуры ГИВЦа в освоении средств вышестоящей организации легко объяснимы: до 2008 года его возглавлял некий Неретин, который до прихода в ГИВЦ, согласно официальной биографии, успел лишь пару лет потрудиться «в сфере информационных технологий», а до того - поучиться в Харьковском высшем военном командно-инженерном училище ракетных войск.

Куда бы вы думали, выпускник военного училища попал после ГИВЦа? На должность Директора Департамента науки и образования Минкультуры. И тут, как в известном анекдоте, ГИВЦу начинает несказанно везти: как ни прикупит - все «двадцать одно» да «двадцать одно».

В отличие от героев фильма, Минкультуры с подведомственным ГИВЦем играют не в «блэкджэк», а в госзакупки. Министерство объявляет «конкурс» - ГИВЦ его «выигрывает». Навыигрывал уже больше миллиарда рублей: нужны ли при таком везении другие заказчики?

Другой пример необычных карьерных движений и везения в госзакупках - некий Кузьмин. Закончил Московский институт электронного машиностроения и Литературный институт имени Горького, работал «инженером-исследователем» и обозревателем «Литературной газеты», затем попал в Минкультуры. В 2005 году Кузьмина уволили с должности начальника Отдела архивов и он подался в бизнес. То есть, простите, в некоммерческий сектор - возглавил некоммерческое партнерство МЦБС.

И тут некоммерческому партнерству... вы уже догадались? Правильно, ему начинает несказанно везти в конкурсах на почетное право получить бюджетные деньги, проводимых Минкультуры и подведомственными ему учреждениями. Свезло уже миллионов на сто: не так удачно, как ГИВЦу, ну так и бывших начальников отделов у Минкультуры больше, чем действующих начальников департаментов.

Таких «придворных поставщиков» у Минкультуры, разумеется, не один и не два. Способов передачи им бюджетных денег под видом конкурса - тоже.

Например, проводит подведомственный Минкультуры Российский институт культурологии Международную научную конференцию «Ориентализм / Оксидентализм: языки культур и языки их описания», остается до нее полтора месяца: докладчики приглашены, программа сформирована, слушатели зарегистрировались. И тут - Минкультуры объявляет «конкурс» на проведение этой конференции с денежным «призом» победителю.

Сколько потенциальных поставщиков могут принять участие в конкурсе на организацию конференции международного уровня за 3 дня? А ведь именно столько времени оставалось победителю этого «конкурса» с момента объявления его имени до обозначенной в конкурсной документации даты.

Вот и поставщики думают так же, поэтому на «конкурс» заявляется один институт, он его и «выигрывает», забирая свой «приз». Из нашего, между прочим, кармана - ведь никаких других денег, кроме уплаченных нами в виде налогов, у государства нет.

И конференция у института может выйти хорошей, нужной, полезной для культуры, только получает он на нее деньги не в конкурентной борьбе нескольких поставщиков. Причем, получает столько, сколько будет оговорено между ним и Минкультуры, какой смысл снижать цену, если конкуренции нет? Другой институт, может, провел бы эту конференцию вдвое дешевле, да ему не дали такой возможности.

Впрочем, стахановские сроки сдачи работ - обычное дело для Минкультуры. За 5 дней вышеупомянутое ФГУК РГКК «Содружество» готовило Всероссийский музыкальный конкурс 2011 года. Некое ФГУП «МНРХУ» за неделю и 10 млн. реставрирует монументальную живопись на объекте культурного наследия «Церковь Михаила Архангела», а ООО «РСК «Колокола» в те же сроки и за 7 млн. разрабатывает проектную документацию для Трехсвятительской церкви ансамбля Трифонова монастыря в Кирове.

10 дней Минкультуры отвело на оказание услуг по созданию информационных ресурсов отрасли культуры, развитию и поддержке отраслевых электронных баз данных и мониторингу развития отрасли, которые взял на себя за 200 млн. рублей ГИВЦ Минкультуры. Что интересно, годом раньше ГИВЦ уже получил от Минкультуры 220 млн. за оказание ровно тех же самых услуг.

На организацию и проведение конференции-семинара для 250 человек «Проблемы ремонтно-реставрационной отрасли в Российской Федерации и пути их решения» Минкультуры отводил 10 дней и более 7 млн. рублей. Этот «конкурс» дважды отменялся, в том числе стараниями Федеральной антимонопольной службы, но Минкультуры все-таки провело его с третьей попытки и уже с «выигрышем» в 8 млн. рублей.

В апреле 2011 года Российская национальная библиотека провела Всероссийский конкурс научных работ по библиотековедению, библиографии и книговедению. Сама провела, за свой счет, а в августе Минкультуры объявило запрос котировок на подготовку и проведение того же конкурса, да еще и техническое задание списало из пресс-релиза по его итогам.

На заседании комиссии Федеральной антимонопольной службы, которая рассматривала этот случай, сотрудники Минкультуры самозабвенно врали, что имелось в виду не проведение самого конкурса, а только его заключительного этапа - издание сборника, изготовление дипломов и награждение ими победителей, хотя в прессе за месяц до этого появился репортаж с церемонии вручения победителю искомого диплома.

Куда должны были пойти деньги, выделенные на уже давно закончившийся конкурс, в чьих карманах они должны были осесть, кто должен был явиться за «выигрышем»? Этого никто не знает, ведь никто даже не был уволен за попытку украсть бюджетные деньги на проведение давно проведенного конкурса.

Предметы закупок для нужд Минкульта - это пример того, как не надо себе ни в чем отказывать. Для тела - кресла с антивандальным покрытием и механизмом для качания, пятерка BMW «представительских» серий с «мигалками» (при том, что бывший министр Авдеев публично клялся, будто в министерстве только одна машина с «маяком»).

Для ума - подписка на издания «Военно-промышленный курьер», «МК-бульвар», «Караван историй», «Семь дней. ТВ-программа», «Вокруг света» и GEO, портал «для популяризации культурного наследия и традиций России» за 76 млн. рублей. Для души - полмиллиарда рублей на ремонт Собора Феодоровской иконы Божией Матери, находящегося в собственности РПЦ, а не государства и малый концертный рояль в кабинет какому-то особенно культурному чиновнику.

А чтобы не уставало ни тело, ни ум, ни душа - Минкультуры закупает работы и услуги, за выполнение которых его сотрудники получают зарплату: разработку систем оценочных показателей и предложений по формированию основных направлений деятельности Минкультуры, обзор национальной культурной политики в России, разработку методологии повышения качества и эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, подведомственных Минкультуры, мониторинг деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и, наконец, разработку доклада о результатах и основных направлениях деятельности самого Минкультуры на 2010-2012 годы.

К слову, самостоятельно размещать все эти заказы сотрудникам Минкультуры тоже лень - для этого они нанимают подрядчиков, которые за 60 млн. исполняют за министерство «организационно-технические функции по размещению федерального государственного заказа», а технические задания к «конкурсам» пишут сами их будущие «победители», на чем попались, например, фонд «Пушкинская библиотека» и Псковская областная универсальная научная библиотека.

Но лично меня больше всего веселят закупки Минкультуры, которые он проводит путем запроса котировок при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. В этих нелегких условиях, допускающих некоторые послабления при размещении заказа, Министерству, в частности, потребовались замена витражного стекла и расходные материалы для оргтехники.

Казнокрады от культуры любят оправдывать себя тем, что законодательство о госзакупках несовершенно, ориентировано на выигрыш поставщика с наименьшей ценой предложения, вот и приходится финтить, лишь бы не пришли недобросовестные подрядчики, да не забрали заказ, демпингуя направо и налево.

Разумеется, это ложь - достаточно взглянуть на результаты множества «конкурсов», которые «выигрывали» придворные поставщики Минкультуры. Конкуренты предлагали в полтора-два раза более низкую цену - и это был не демпинг, а реальная стоимость работ, без «коррупционной» наценки - но проигрывали «конкурс», поскольку заказчик более низко оценивал их квалификацию или опыт.

Вот и получается: чтобы удвоить «культурный бюджет» надо не дать вдвое больше денег Минкультуры, а заставить его сотрудников вдвое меньше воровать, транжирить и дармоедствовать. Впрочем, эта банальная истина верна не только для сферы культуры.

Была робкая надежда, что с назначением Министром культуры Мединского подчиненные ему казнокрады и дармоеды немного поутихнут, по крайней мере, на первых порах. Не тут-то было, уже при новом министре ведомство объявило закупку за счет налогоплательщиков новой мебели из гондурасского ореха цвета матовый махагон.

В закупаемый комплект обязательно должно входить кресло, оснащенное «синхромеханизмом c движущейся виртуальной точкой качания, который обеспечивает великолепную опору спины при откидывании назад и одновременно предотвращает эффект «выдергивания» рубашки».

Разумеется, мы понимаем, что исполнять государственные функции по «управлению культурой» без синхромеханизма с «качалкой» под пятой точкой никак невозможно. Разумеется, мы понимаем, что и 90 млрд. рублей, и вдвое больше - все будет мало «на культуру»: капризы культурных чиновников помогут им «освоить» любую сумму. Вот только собственно на культуру будут, как и прежде, оставаться крохи.

казнокрадство, Минкультуры, госзакупки

Previous post Next post
Up