Продолжение. Начало
здесь,
здесь и
здесь.
В предыдущих сериях речь шла о танках 1-го танкового батальона 124-го танкового полка и их порядковых номерах в соответствии со списком заводских номеров танков КВ-1 этого полка по состоянию на 10 октября 1941 года.
В этой записи речь пойдет о танках 2-го танкового танкового батальона, которой командовал капитан Миштановский. В боях на Петергофском шоссе 2-й танковый батальон безвозвратно потерял четыре танка КВ-1.
На переднем плане вышеприведенного снимка с большой вероятностью мы видим танк КВ-1 из 1-й роты 2-го танкового батальона с зав. № М-5208 и порядковым номером 111, которым командовал командир танкового взвода младший лейтенант Цешковский. В ходе прорыва 10 октября 1941 года этот танк был подбит, но сумел уничтожить перед этим вражескую 88 мм зенитку вместе с тягачом.
Согласно сведениям из Журнала боевых действий 124-й танковой бригады, который ныне доступен на сайте Память народа, при прорыве вражеского обороны, должна была быть задействована одна танковая рота 2-го ТБ 124-го ТП в количестве 8 танков КВ-1. Эта рота, видимо, замыкала колонну главных сил майора Лукашика.
Однако прорваться через вместе с танками Лукашика, судя по информации о безвозвратных потерях этой роты, удалось только машине Цешковского.
Порядковый номер 111 этого танка виден на немецких фотоснимках четко.
Как уже ранее говорилось, порядковые номера танковых рот 2-го танкового батальона по аналогии с танками 1-го батальона, вероятно, начинались с цифр 11, 12 и 13.
Теперь смотрим фрагмент списка заводских номеров танков КВ 2-го танкового танкового батальона, который в документе по состоянию на 10 октября 1941 года вынесен в отдельный столбец. В самом начале списка виден заводской номер М-5208.
Танк КВ-1 с заводским номером М-5208 был отправлен из 22-го ОУТБ в 124-ю танковую бригаду только 4 октября 1941 года и включен в состав 1-й танковой роты 2-го ТБ, из которой в начале октября 1941 года в другие части выбыло 4 танка КВ-1 с моторами М-17Т.
Его экипаж на эту дату состоял из:
Командир танка - младший лейтенант
Цешковский Иосиф Павлович;
Механик-водитель ст. - младший командир Смирнов Алексей Иванович;
Командир орудия - красноармеец Филиппов Николай Яковлевич;
Радиотелеграфист - сержант Аверин Ефим Герасимович;
Механик-водитель мл. - красноармеец Ильин Егор Федорович.
В именном списке безвозвратных потерь личного состава бригады красноармеец Филиппов числится погибшим 10 октября 1941 года в районе Урицка (
ОБД Мемориал), но он не погиб, а был ранен и попал в госпиталь. Личности младшего командира Смирнова и красноармейца Ильина по имеющимся документам точно установить не удалось, но в списках потерь они не числятся. В них не числится и сержант Аверин, который после боев на Петергофском шоссе продолжил служить в 124-й ТБР.
Что интересно, танкисты из экипажа Цешковского уже к 17.25 10 октября 1941 года оказались на командном пункте командира 124-й ТБР полковника Родина, где и сообщили о судьбе прорывавшихся танков из группы майора Лукашика.
Содержание этого доклада известно давно, так как он был приведен в донесении Родина в штаб 42-й армии и далее ретранслирован в штаб Ленинградского фронта, а документы с этими переговорами выложили еще в 2010 году на сайте Подвиг народа - «13 черепах КВ, которые следовали на соединение, по докладу младшего лейтенанта Цешковского, который только что явился от этих черепах, полностью уничтожены тяжелым артогнем противника, большая часть сгорела. Личного состава вышло с ним три человека, из которых один по дороге убит и один ранен. Судьба остального личного состава экипажей черепах не известна».
Следующим в списке заводских номеров танков 2-го танкового батальона у помянут танк КВ-1 с заводским номером М-5190. Этот танк впоследствии списали в безвозвратные потери, а подбит он был, скорее всего, недалеко от наших позиций, так как на немецких фотоснимках танк пока не опознан.
Опознать же на снимках танк с заводским номером М-5190 среди других подбитых на Петергофском шоссе танков 124-й танковой бригады было бы очень легко, так как первоначально этот танк имел заводской номер М-9732 и был выпущен на ЛКЗ еще в январе 1941 года, после чего был отправлен в КОВО в 10-ю танковую дивизию.
В августе 1941 года этот танк был привезен в Ленинград на капитальный ремонт. И так как фактически от танка с зав. М-9732 были использованы только корпус без дополнительного бронирования лобовых деталей и башня, а остальные узлы и агрегаты ставились новые, то воепредом танк был зачтен как новое производство с присвоением заводского номера М-5190.
На вышеприведенном снимке для наглядности видна
сварная башня выпуска января 1941 года, вероятно, от танка с заводским номером М-9724. Точно такая же была у танка с номером М-5190, который выбыл с ЛКЗ на фронт 15 сентября 1941 года в составе маршевой роты лейтенанта Бутусова.
Его экипаж на эту дату состоял из:
Командир танка - комиссар роты младший политрук Зеленко Семен Яковлевич;
Механик-водитель ст. - ефрейтор Озеров Ф.А.;
Командир орудия - красноармеец Бугрый М.Т.;
Радиотелеграфист - старший сержант
Мордвинов Виктор Иванович;
Механик-водитель мл. - старший сержант Филиппов П.Ф.
В именном списке безвозвратных потерь личного состава бригады младший политрук Зеленко числится погибшим 8 октября 1941 года в районе Урицка (
ОБД Мемориал). Личности ефрейтора Озерова, красноармейца Бугрыя и старшего сержанта Филиппова по имеющимся документам точно установить не удалось, но в списках потерь они не числятся.
Нужно также добавить, что комиссар 1-й танковой роты 2-го ТБ младший политрук Зеленко ранее воевал в составе 92-го танкового полка 46-й танковой дивизии 21-го мехкорпуса и был ранен 18 июля 1941 года
в боях под Новоржевом. Лечился в госпитале в Ленинграде. После излечения в конце августа 1941 года был направлен в 22-й отдельный учебный танковый батальон.
Предположение насчет места потери танка младшего политрука Зеленко есть, но приведу их позже в отдельной записи. А пока на этом всё. В следующей записи речь пойдет о попытке прорыва к танкистам майора Лукашика, которую предприняли 9 октября 1941 года силами 3-й танковой роты 2-го ТБ 124-го ТП.