Игорь Павлович. И.С.Бах. Двухголосная инвенция номер 1, до-мажор.

Feb 06, 2011 12:37


Начало в:
  http://humorable.livejournal.com/39194.html
http://humorable.livejournal.com/39979.html
http://humorable.livejournal.com/40827.html

...Нашла я ноты одного из первых произведений, которые я училась исполнять у Игоря Павловича.
Первая из сборника двухголосных инвенций Баха.
У прежней учительницы я играла и трехголосные - более сложные.
Беда только, что она не объяснила мне , что такое полифония
A ведь это очень просто: в отличие от гомофонно-гaрмонической музыки, где есть мелодия и гармоническое сопровождение, - в полифонии каждый голос имеет равные права, каждый голос - мелодия .Два голоса - две мелодии, три голоса - три, и так далее.
Услышать эти мелодии , найти их модификации и матаморфозы в разных голосах - в разных регистрах - это полдела.
Надо, чтобы слушатель их услышал. И чтобы получил радость от того, что в гармонической вертикали он слышит диалоги и беседы голосов.
У Баха огромное количество хорошей полифонической музыки написано в доступной технике.
"Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах", "Маленькие прелюдии и фуги" и "Инвенции" играют ученики в младших классах.
Вот перед вами первая страница первой инвенции, испещренная ремарками ИП.



Я обозначила место, где написана тема - основная мелодическая ячейка, из которих выстроена инвенция.. Те, кто не знают нот, вполне могут воспринять ее как рисунок и легко заметить, как тот же рисунок-график повторяется поочередно на верхней и нижней строчках.
Тема проходит то в одном голосе, то в другом, поочередно. Cледующее ее проведение называется ответом. Та мелодия, которая звучит одновременно с ней, называется противосложением.



Когда ИП объяснил мне, восьмилетней, эти вещи, он сказал: дома ты должна найти все проведения темы и определить, в каких тональностях они звучат.
Это было мое первое задание по гармонии и сольфеджио, которое я получила. До этого я только знала, сколько знаков есть в тональностях.
Робким карандашом я старательно подписала каждое проведение темы, сомневаясь, правильно ли я слышу...




Оказалось, что я не сделала ни одной ошибки.Как я радовалась!

ИП заодно объяснил, что такое музыкальная форма,и что такое музыкальный редактор.
Думаю, что мало, кто из педагогов обычной музыкальной школы вообще смог бы ответить, под чьей редакцией издано произведение, которое играет его ученик.
Между тем, авторcкие указания до комца 18-го века - или отсутствовали, или были крайне лаконичны.
Редакторы-романтики внесли в музыку Баха, в частности, много отсебятины, много романтизьма, соплей и дурновкусия.
ИП в этом вопросе был, конечно, очень принципиален, и просто не допустил бы плохих редакций.
Мое издание - это редакция Ферручо Бузони. Он, кстати, дает довольно подробный разбор формы в конце пьесы - да, кто ж его читал?
Разобрав форму, мы углублялись в средства выражения. Руки должны были точно воплотить все взаимодействия голосов, подчеркнуть то силой звука, то краской, то артикуляцией изменения в теме. Тут уж мозгами не обойдешься, нужно физически, без дураков сидеть и работать. Указание,сопровождающеe каждый такт, должно быть выполнено:
"не стаккато" - не прыгать отрывисто;
"не трясти " - не трясти рукой, отчего каждый звук выходит назойливо-долбяще;
"уйти" - облегчить руку, свести на нет ее тяжесть, чтобы потом с новой силой вернуться и дойти до форте и обозначить конец первого раздела формы.
Это тоже не самый "мелкий" уровень. Дальше - непосредственно техника: какими пальцами сыграть, где именно согнуть кисть, где освободить локоть.
А дальше - как в цирке: двадцать пять раз подряд сыграть пассаж, и если на двадцать шестой опять не вышло, - начать считать сначала.
А потом собрать все это вместе и увидеть, что все "рассыпалось". Частности, хорошо отделанные куски - это качество, но никак не синоним художеcтвенного произведения .
ИП насмешливо называл такие версии "реверансами".
"Пианист хочет обязательно доказать, как хорошо он понял произведение. Какой он умница!"
Необходимо объединить все детали общей концепцией высказывания. Техника, знания - лишь средcтво выражения. Слушатель же простодушно восхитится диалогами таких разных характеров, которые про всем разнообразии  происходят из одного источника, и все равно приходят к согласию.
Можно и дальше продолжать, но вы и сами можете это сделать, вместо меня.
Я просто хотела показать, как достойно это было: взять маленького человека и показать ему, что такое идеал.
И как тяжело до него добраться.И что его не сущеcтвует в единственном количестве.

A вот эта детская инвенция в исполнении Гленна Гульда. Известного мне также с легкой руки ИП, верхней с  его старой иголки  довольно гадкого прогрывателя.

image Click to view



Думала ли я, что узнаю когда-то с ужасом, но безошибочно его особую манеру игры в самой страшной сцене "Молчания ягнят"?

Попов, Музыка, яркие личности, воспоминания, bach, творческие личности, Гленн Гульд

Previous post Next post
Up