Что такое трактор / Культурный шок в Музее ЧТЗ

Aug 15, 2015 00:20

Будучи преподом, стараешься таким образом подать материал, чтобы разбудить в слушателях интерес. Ведь на самом деле мы окружены огромным количеством неоправданно недооценных вещей.

Вот например, мыло. Когда мыло стало массовым продуктом, оно увеличило среднюю продолжительность жизни на 20 лет. Или например, полиэтилен -- революция в упаковке продуктов, не говоря уж о других применениях.

К чему я веду уже понятно. Пост посвящается трактору как таковому, и в частности -- Челябинскому Тракторному Заводу (ЧТЗ) и людям, которые этот завод построили, работали и продолжают работать на нем.


В один из дней мы (группа преподов, проходящих обучение в Челябинске) после занятий решили отправиться в Музей ЧТЗ. Уважаемый читатель, если тебе приведется оказаться в Челябинске, настоятельно рекомендую посетить этот Музей, и надеюсь, что тебе там повстречается Надежда Артемьевна -- прекрасный экскурсовод.

Надежда Артемьевна сумела за короткое время экскурсии (2 часа пролетели как минута) познакомить нас с историей появления и работы завода, людьми, которые его строили и работали на нем, духом времени, через которое завод прошел вместе с великой страной. Технологии и факты, судьбы и эмоции, гордость и горечь -- все это было подано Надеждой Артемьевной как единый сплав, заключающий в себе саму суть нашей потрясающей истории.
И никакого пафоса.

Полную аудиозапись экскурсии можно послушать вот здесь. Это оригинальная запись, фото и аудио смонтированы как есть, строго не судите. Если дорогой читатель проголосует лайками и/или комментариями, то смонтирую более качественно, добавлю больше фотографий экспозиции, согласую с рассказом Надежды Артемьевны. Сейчас пока под аудиозапись зациклена смена фотографий в количестве 31 штуки, смена кадра каждые 30 секунд.

Ну а здесь в посте -- немного фотографий и моих впечатлений.

На пути к ЧТЗ


Верхняя часть вывески говорит сама за себя


Наследие Российской Империи. Инструмент, с которого началась индустриализация


Стройки первой пятилетки. Будущий машиностроительный хребет СССР. Каждая стройка -- фактически новый город


Стройка ЧТЗ. Из каждых 10 человек только у 2 было образование -- 2 класса церковно-приходской школы.


Про таких людей нужно писать книги и снимать фильмы. Интересный факт: Казимир Петрович ездил в Америку с целью перенять опыт "Caterpillar" (отказали в сотрудничестве), основал там контору, в которой доводил проект завода до ума, привлекая американских специалистов. Координаты разметки земли под фундаменты будущих цехов высылали по телеграфу. Строительство уже шло круглосуточно.
За время строительства завода и дальнейшей работы в должности директора ЧТЗ, дважды попадал в лагерь за нецелевое расходование средств.
Первый раз -- из-за "растраты" на строительство Опытного тракторного завода, который затем стал неотъемлемой частью ЧТЗ. Именно на Опытном заводе собирались и обкатывались прототипы будущих тракторов, именно поэтому возможным стало с потрясающей скоростью запускать изделия в серию.
Второй -- за покупку более дорогих металлических ферм сборочного цеха (вместо первоначального варианта железобетонных опор), способных обеспечить транспортировку особо тяжелых изделий. Например танков.
За второй "проступок" Казимир Петрович был впоследствии награжден.


Первое изделие ЧТЗ -- трактор, работавший на лигроине. Отныне и далее в стране появился настоящий инструмент для ударных строек. Именно благодаря тракторам стали возможны дальнейшие успехи индустриализации. Лигроиновый трактор был очень дорог, но он подготовил базу для идущих за ним моделей.


Дизельный трактор не заставил себя долго ждать, выйдя с конвейера всего через 2 года после лигроинового.


Про снежный поход есть книга. Еще один прекрасный сюжет для фильма/сериала. 2000-километровое путешествие по снегам на тракторе -- до замерзших на Лене барж с провизией для всей Якутии.


Скромный работяга с газогенераторным двигателем, или проще говоря, работающий на дровах. Строители ЛЭП рубили просеки, и на этих дровах и работали. Так была осуществлена электрификация страны.


Приближавшаяся Война не была секретом для руководства СССР. Но к ее началу страна не успела подготовиться так, как планировалось. Фашисты захватили производственные мощности Украины, блокировали Ленинград. Танковые заводы Харькова и Ленинграда больше не могли выпускать танки. ЧТЗ принялся в срочном порядке налаживать производство танков.
В битве под Москвой уже участвовали 7 танков с ЧТЗ, 2 из них -- сверхплановые.


Всего за войну было выпущено более 18000 танков. Каждый пятый вышел с ЧТЗ.




После войны трудовые подвиги завода продолжились. Надежда Артемьевна рассказывает о незамерзающих тракторах -- на них была исследована Антарктида. Благодаря передовым технологиям в двигателестроении, советские полярники выиграли "антарктическую гонку".


"Двигатель В-404С используется на антарктических тягачах, работающих при температурах до -70 град. на высоте до 5000 м"


Напомню, еще много интересного можно услышать в аудиозаписи экскурсии. Но разумеется, наилучший вариант -- посетить Музей ЧТЗ самостоятельно!


Надежда Артемьевна подарила нам всем вот такие шикарные значки.


челябинский тракторный завод, СССР, Ленин, ЧТЗ, Сталин, челябинск, музей

Previous post Next post
Up