В настоящее время передвигаться автостопом по Афганистану довольно проблематично. И дело тут, как может сначала показаться, отнюдь не в "талибах". Вернее не совсем в них. Автостоп в стране афганов - занятие долгое и муторное, по большей части, из-за многочисленных полицейских. Им как и например, их египетским собратьям по разуму не суждено понять как можно передвигаться по стране бесплатно. Тем более иностранцу!
Разрыв шаблона оборачивается для нашего брата долгими объяснениями собственной сущности в полицейском участке. И в самых запущенных случаях автостопщиков могут банально "завернуть", сопроводив под конвоем к границе, тем паче если вы не успели от неё далеко отъехать. Подобные случаи декларируются исключительно в целях вашей безопасности и поэтому не вызывают ни у кого особых вопросов. Иностранец в Афганистане - это денежный куль, ведь по-другому и быть не может.
Полицейский участок в Кундузе
По теме:
Афганский бокс Мазари-Шариф В Кабуле всё спокойно Отчасти из-за вышеуказанных соображений, но в большей мере из-за кратких сроков действия транзитной визы, двигаться от границы с Таджикистаном в сторону Кабула, мы решили на платном транспорте. Автомобиль до столицы, это примерно 300 км., плюс перевал Саланг, на три персоны, удалось сторговать за 120 баксов...
По живописной дороге с отменным покрытием, нам то и дело приходилось изворачиваться и обгонять многочисленные бензовозы. НАТОвским войскам ежедневно требуется огромное количество горючего для насаждения истинной демократии, в этой средневековой стране.
С недавних пор провинция Кундуз, ранее состоявшая в разряде "спокойных", неожиданно перестала быть таковой. Невесть откуда тут взявшиеся "талибы", принялись обстреливать караваны и нарушать прочие безобразия. Однако проблема к удовольствию обеих воюющих сторон была улажена довольно быстро. "Погонщики" караванов стали платить известную дань за спокойствие, а "талибы" благосклонно пропускать "задекларированный" транспорт, даже в ночное время.
Забегая вперёд, хочу заметить, что никакой войны в Афганистане нет и в помине.
Народ, даже учитывая лютую ненависть к оккупантам, давно смирился и принял большую часть навязанной им демократии, исказив её правда до неузнаваемости. Талибы и все остальные кто продолжает "сопротивление" - это небольшая прослойка не вписавшихся в рынок и не способных зарабатывать на жизнь иным способом, нежели с АКа в руках. Грандиозный миф о непобедимости афганцев, созданный в 80-е годы прошлого столетия в известных целях, принят на вооружение и в настоящее время. Под этой ширмой очень удобно оправдывать бездействие НАТОвских войск, которые по сути, являются проводниками интересов транснациональных компаний. А заработать в Афганистане на наркотиках и оружии уже дело техники.
Кундуз встречает нас длинными торговыми рядами, среди которых выделяются торговцы мясом, лежащие вместе с товаром на прилавках:
Центральная улица, как правило во всех афганских городах - одна большая торговая точка:
Для многих обеденное время, настоящая сиеста, когда прикорнуть в тачке - обычное дело:
Как и на всяком уважающем себя базаре, на главной улице имелось немало придорожных едален:
Отдельная тема - кундузки. В силу собственных стереотипов, я считал, что увидеть женщин в провинции сложнее чем в столице. Конечно в европейской одежде там и мужчин почти не встретишь, однако дамы в национальных костюмах не оказались редкостью:
В том числе и этакий стриптиз в их исполнении, по афганским меркам, конечно же:
Кундуз провожает нас тянущимися пригородами, плавно переходящими в отдельные кишлаки вдоль трассы:
Вновь по обеим сторонам, постепенно ухудшающейся дороги, поплыли горно-пустынные пейзажи:
Небольшой самодельный паром через реку Баклин:
Долго ли, коротко, добрались мы до небольшого городка Пули-Хумри:
Отличительных особенностей у него две: всепоглощающая пыль и единственное работающее предприятие - цементный завод, построенный советскими "оккупантами":
Полицейский форт в Пули-Хумри. По всей видимости это архитектурная преемственность янки ещё со времён геноцида коренного населения Америки. Рядом с вооружёнными до зубов "демократами", стоят торговые лавки с кока-колой, вместо холерных одеял:
Выезд из города красноречиво повествует о скорой и неминуемой победе американской демократии в Афганистане:
Небольшие кишлаки, перед подъёмом на перевал Саланг, все как один выглядели безжизненно, но очень колоритно:
Движение в горку для старичков-мерседесов настоящее испытание на прочность:
Проезжая перевал нельзя миновать уникальный тоннель на высоте 3400 м., который был построен советскими инженерами в 70-х годах XX века. За всё время эксплуатации тоннель, связывая северную и южную части страны (ранее одолеть перевал в зимнее время было невозможно) не имел капитального ремонта. Более того, после ухода советских войск, его неоднократно взрывали бойцы Северного Альянса, закрывая талибам дорогу на север страны. Тем не менее, чудо русской инженерной мысли до сих пор здравствует, позволяя афганцам круглогодично пересекать перевал Саланг:
Перед тоннелем у небольшого стихийного базарчика, я впервые убедился в любви афганцев к фотографии. Увидев меня с камерой, они тут же стали позировать:
Красивые виды перевала:
перемежались картинами удручающей нищеты, которая пуще всякой ненависти и религиозной фанатичности является лучшим подспорьем для талибов:
После спуска перед нами вновь предстали удивительные кишлаки-хутора в несколько домов:
В одном из них, пока водила по древней афганской традиции мыл авто после пересечения перевала, местные услышав русскую речь, тут же пригласили нас на чай. Советское время в Афганистане многие вспоминают с ностальгией. К "шурави" афганцы относятся с уважением и искренне рады вспомнить великий и могучий, который им довелось изучать в своё время в Воронеже, Волгограде, Ростове-на-Дону или у себя на Родине:
(справа-налево: Иса,
Александр Рыбин, ваш покорный слуга)
Глядя на этого старика испаряются последнии сомнения в непогрешимости великой метафоры: invisible hand of the market, которая вкупе с демократией - патентованным американским товаром, вот-вот сотворит в Афганистане настоящее чудо:
Авария на дороге не требует присутствия ГАИ-ГИБДД и мобильных страховых агентов. Кто прав, кто виноват решают всем миром:
Минуя мрачную бензоколонку:
и начавшиеся ряды торговцев всем-чем-угодно:
вместе с резвым ковбоем-мотоциклистом:
мы въезжаем в столицу Афганистана - Кабул, для того чтобы практически моментально и со скандалом оказаться в полицейском участке.
Но это уже совсем другая история.