Загадочный бронепоезд, принявший бой у ст. Смышляевка

Feb 25, 2019 15:38

В моих исследованиях событий уже более чем столетней давности, имевших место на нашей самарской земле в июне-октябре 1918 года, мне не раз попадались упоминания различных бронепоездов - и практически каждый раз с ними была связана какая-то загадка.



Сначала это был загадочный бронепоезд "Орлик" чехословацкого легиона, принимавший участие в штурме Самары 8 июня 1916 года - изучая различные фотографии этого "Орлика", я пришел к выводу, что в штурмовал Самару не знакомый всем по фотографиям бронированный монстр "Орлик", а импровизированный блиндированный поезд, построенный чехословаками в Пензе на базе двух бронеавтомобилей, морского орудия и нескольких пулемётов, поставленных на железнодорожные платформы.





Потом мы с вами исследовали историю "настоящего" бронепоезда, также носившего у чехословаков то же самое наименование "Орлик" - однако этот "Орлик", оказавшийся советским бронепоездом "Свобода или смерть!", был оставлен своим "красным" экипажем под руководством А. Полупанова утром 22 июля 1918 года на мосту под Симбирском.



А потому принимать участие в штурме Самары он не мог, поскольку в составе советских войск был направлен в Сызрань из Коломны, где находился на ремонте, вдогонку Пензенской группировке чехословаков:

Вслед за уходящими эшелонами чехов были направлены бронепоезда РККА под командованием А.Седякина, А.Полупанова, эшелон Курского бронедивизиона, отряды из состава Западной завесы.

Однако это далеко не полный список загадочных бронепоездов, упоминание о которых мне удалось накопать, исследуя события 8 июня 1918 года, закончившиеся взятием Самары и Кинеля чехословаками.

Мои читатели, возможно, помнят текст вот этой уже не раз мною приводимой докладной записки Н.И.Подвойского, отправленной им в НаркомВоен с описанием обстоятельств оставления Самары большевиками:

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА Н. И. ПОДВОЙСКОГО В НАРКОМВОЕН О ПОЛОЖЕНИИ НА ЧЕХОСЛОВАЦКОМ ФРОНТЕ № 620, ст. Уфа 11 июня 1918 г. 3 час. 15 мин.

Сообщаю положение дел на чехословацких фронтах и историю падения Самары. 4 июня чехословаки, после выигранного ими дела, обрушились в сызранскую сторону для нанесения ударов по нашим войскам, беспокоившим тыл, отсюда бой 5, 6, 7 июня. После этого последовали упорные бои за Самару, в результате которых 8 июня в 6 часов утра Самара пала.

Несмотря на наличие водных преград при слиянии рек Самары и Кинель, наши части, дезорганизованные слухами самыми нелепыми, в 18 часов 8 июня оставили ст. Смышляевку.

Одновременно были обнаружены неприятельская пехота и автомобили со стороны Алексеевки, с которыми наш броневой поезд выдержал короткий бой у дер. Смышляевки.

В 20 часов 30 минут был оставлен Предкинельский мост, а затем и ст. Кинель, где были уничтожены стрелка и крестовина.

Ввиду полной неустойчивости наших частей мысль о защите кинельского узла пришлось оставить. Отошедшие отряды немедленно приводятся в порядок; там, по линии железной дороги, приступлеио к организации отрядов из местного населения.

В записке Подвойского мы встречаем упоминание о некоем броневом поезде, вступившем под Смышляевкой в боестолкновение с развивающими наступление на Кинель чехословаками.

Тут надо заметить, что уже упоминавшийся мной выше чехословацкий "Орлик" в докладах красных называется не броневым поездом, а блиндированным:

СООБЩЕНИЕ ПО ПРЯМОМУ ПРОВОДУ ЧЛЕНА ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ Р. И. БЕРЗИНА В НАРКОМВОЕН О ТЯЖЕЛОМ ПОЛОЖЕНИИ В РАЙОНЕ САМАРЫ И МИАССА 3 июня 1918 г. 2 час. 30 мин.
У аппарата Берзин.
Теперь сообщаю сведения обо всем фронте.
Самара. Положение самое отчаянное, много отрядов совершенно разбиты наголову. Теперь чехословаки стоят верстах в 40 от Самары, имеют громадное количество пулеметов и артиллерии, но данным, даже блиндированный поезд. Ежедневно с усиленным боем продвигаются вперед. Наша позиция по линии железной дороги-ст. Жигули-Липяги. Это последний пункт от Самары.
Наши силы с артиллерией и пулеметами, с инженерными войсками-до 1500 человек плюс 440 [человек] уфимской милиции. Чехословаков в три-четыре раза больше. Весь вопрос теперь состоит в том, успеем ли мы их задержать под Самарой при переезде через р. Самару. Месторасположение в стратегическом отношении для нас благоприятное: река в разливе в две с половиной версты, на протяжении около 40 верст имеется только один железнодорожный мост, так что обход исключен. Всю позицию можно поставить под перекрестный артиллерийско-пулеметный огонь, но часть города будет находиться под обстрелом. Но вряд ли войска выдержат натиск.
Яковлев со своим штабом  выехал в Кинель, что с моей точки зрения  очень губительно, и вряд ли выдержит оборону Самара, если со стороны Сызрани не ударите в тыл чехословакам.

То есть - к красным на помощь из Кинеля в сторону Самары был отправлен, по всей вероятности, броневой поезд, а не импровизированный блиндированный?
Но что это был за бронепоезд и кто им командовал?

По данным чехословацких источников с сайта www.valka.cz, публикующего мемуары легионеров, речь в данном инциденте шла об обстреле двумя ротами легионеров 1-го полка большевистского поезда с подкреплением:

1-я и 9-я роты 1-го полка отразили атаку большевистского поезда, который только что прибыл из Кинеля на помощь Самарскому Совету.
После сильного обстрела чехословаками, этот поезд быстро вернулся в Кинель вместе с большевистской подмогой.

Ни слова о том, был ли это блиндированный или, тем более, броневой поезд!
Да и что со стороны чехословаков был задействован "Орлик" - про это тоже  ни слова, а без его мобильной артиллерии вряд ли можно было отбить нападение действительно броневого большевисткого поезда.

Я попытался найти сведения о составе советских войск, имевшихся после отступления из Самары на Кинельском направлении -  но там тоже ни слова о бронепоезде:

СВОДКА ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ О СИЛАХ И ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ, ДЕЙСТВУЮЩИМИ НА ЧЕХОСЛОВАЦКОМ ФРОНТЕ 13 июня 1918 г. к 18 час.

Уфа-кинельское направление. Наши отряды занимают ст. Кротовку. Противник держится пассивно.
Состав наших войск:
арьергардный подрывной отряд-78 человек,
1 Советский полк - 30 человек,
Бугурусланский отряд - около 100 человек,
Абдуллинский отряд-170 человек,
Уфимский отряд-250 человек,
Петроградский отряд-40 человек,
Казанский отряд, направлявшийся на ст. Кинель в количестве около 860 человек, по пути разбежался.
Командует нашими силами в кинельском направлении т. Блохин. По агентурным сведениям, в Кинели находится около двух эшелонов чехословаков. В Самаре, по разным сведениям, от 5 до 12 тысяч человек.

Почему моё внимание привлёк 1 Советский полк в составе 30 человек?
Да потому, что мне попалась фотография из архивов, датированная 1918 годом, где местом съёмки указано - г. Самара - эту фотографию вы можете увидеть в самом начале поста.
Подпись под ней:

Виктор Булла, Бронепоезд Красной Армии. Дата съемки: 1918 год
Эшелон 1-го Советского батальона.
Справа стоит на буфере командир Игнатьев.
Юго-Восточный фронт.


Однако и тут не всё так просто:

Юго-Восточный фронт - оперативно-стратегическое объединение РККА во время гражданской войны. Образован 30 сентября 1919 года директивой Главкома из Особой группы В. И. Шорина (Южного фронта).

Так что тут - одно из двух, или дата съёмки не 1918 год, или сделана фотография не в не г. Самара - потому как снято явно летом, край - в конце мая - начале июня, но никак не в конце сентября.
Напомню, Самара находилась под властью КОМУЧ и чехословаков с 8 июня 1918 по 11 октября того же года.

Если сложить все полученные из разных источников данные, то получается следующее:

  • в 6 утра 8 июня 1918 года Самара пала
  • в 18 часов 8 июня большевисткие отряды оставили ст. Смышляевка.
    Одновременно были обнаружены неприятельская пехота и автомобили со стороны Алексеевки, с которыми наш броневой поезд выдержал короткий бой у дер. Смышляевки.
  • в 20:30 8 июня 1918 года большевики оставили Предкинельский мост, а затем и ст. Кинель, где были уничтожены стрелка и крестовина
  • с вечера 8 июня до 11 июня станция Кинель находилась на нейтральной территории - оставленная большевиками, но еще не занятая чехословаками
  • 11 июня 1918 г. чехословаки заняли Кинель
По данным красной агентуры, в Кинеле к 13 июня находилось два эшелона легионеров.

Что же это был за большевисткий поезд, ушедший от столкновения с частями 1-й и 9-й роты 1 полка, но, тем не менее, явно убавивший у них наступательного пылу - ибо большевикам удалось уйти, разрушив всего-навсего стрелку, и тем не менее - чехословаки два с лишним дня в Кинель не вступали...

Касаемо этого поезда версий много, кто-то говорит, что большевисткий поезд - это "первый боевой поезд Ревякина", в приказе Подвойского же от 8 июня 1918 года командующему Урало-Оренбургским фронтом говорится о "боевиках Ревякина".
Вот что писал мне в своё время Павел Ермолаев:

Вечером 8 июня бронепоезд Ревякина проследовал через Кинель в сторону Самары и вступил в бой с противником на ст.Смышляевка ( восточная окраина Самары), после чего вернулся на ст.Кинель.

Никаких иных упоминаний о Ревякине, кроме как в приказе Подвойского от 8 июня, мне найти не удалось:



Это более чем странно, если речь шла о целом бронепоезде, или "боевом поезде"...

Так что у меня пока что есть только одна версия - импровизированный ппоезд, чем попало вооруженный, подобно изображенному на первом снимке поста - пока что самый первый кандидат на звание того самого "броневого поезда", выдержавшего короткую стычку с легионерами у станции Смышляевка...

Будем искать...

забытая история, давайте разберемся, 1918, гипотезы, гражданская война, загадки истории

Previous post Next post
Up