"Свобода или смерть!"

Feb 22, 2019 12:57


Мы мирные люди,
но наш бронепоезд...
(с) М. Светлов
В преддверии очередной годовщины РККА (язык не поворачивается называть этот праздник иначе) давайте вспомним об удивительной истории бронепоезда № 4, с января по 22 июля 1918 года бывшего у красных, а затем ставшем знаменитым "Орликом" чехословацкого корпуса.
Об чехословацком периоде этого бронепоезда я уже писал, исследуя метаморфозы чехословацкого бронепоезда "Орлик", теперь пора вспомнить и о красноармейском периоде в жизни этого бронепоезда.

С января 1918 года и до 22 июля того же года этот бронепоезд носил название "Свобода или смерть!" и номер 4, а в честь своего командира, матроса-черноморца Андрея Васильевича Полупанова, был известен также под именем "Полупановцы".

Бронепоезд "Свобода или смерть" и его экипаж :


Источник фото: 500ru.ru

Даже сама история появления этого бронепоезда загадочна.
Начать хотя бы с того, что пишет автор одной книги 1982 года издания, повествующую о подвигах отряда Полупанова:

«В ночь на 26 января 1918 года отряд моряков под командованием Полупанова на станции Киев-1 с боем захватил петлюровский бронепоезд «Слава Украины» (скорее всего он назывался «Слава Украине»).
За этот бронепоезд Петлюра заплатил немцам 40 тысяч пудов хлеба и 20 вагонов сала. На паровозе имелась медная доска, говорящая о том, что сам кайзер посылает крепость на колесах для разгрома большевиков. Надпись сняли, а орудия и пулеметы повернули против врага».

Оставим этот эпический эпизод на совести его автора, и вместе с автором книги "История бронепоездов" просто предположим, откуда мог появиться в Киеве бронепоезд:

Загадочный бронепоезд, невесть откуда взявшийся под Киевом (скорее всего это был бронепоезд русской армии, находившийся на ремонте), матросы прибрали к рукам и использовали при штурме города. Вскоре ему придумали новое название - «Свобода или смерть!».

На Украине была открыта новая страница и в боевой биографии уже упоминавшегося выше мотоброневагона «Заамурец». Он участвовал в боях против гайдамаков, но вскоре был захвачен анархистами. После недолгого пребывания под черным флагом анархии, «Заамурец» вновь оказался в рядах Красной Армии.

Мотоброневагон "Заамурец" в 1920 году перед уходом в Китай:


Весной восемнадцатого года мотоброневагон вошел в состав красноармейского бронепоезда № 4 «Полупановцы», он же «Свобода или смерть».

Часть бронепоезда "Свобода или смерть", в которую на тот момент входил и мотоброневагон "Заамурец", была захвачена чехословацким легионом 22 июля 1918 года под Симбирском, на мосту через Волгу:

During the Russian Civil War the Zaamuret was first used by the Reds, and was then captured by The Czech Legion in Simbirsk on 22 July 1918. It was then a part of the Bolshevik armoured train No. 4, Polupanov. The Czechs renamed this armoured train, Orlik.

Во время гражданской войны в России "Заамурец" сначала использовался Красными, и был захвачен Чехословацким Легионом в Симбирске 22 июля 1918. В то время это была часть большевистского бронированного поезда № 4, "Полупанов". Чехи переименовали этот бронированный поезд в "Orlik".

Как видим, на чехословацком снимке на мосту не только мотоброневагон, но и бронепаровоз и пара бронеплощадок:



Попав в окружение, команда бронепоезда, сняв орудийные замки, попыталась разобрать рельсы на мосту и сбросить бронепоезд с моста в Волгу - но эта попытка удалась лишь частично или вовсе не удалась:

Белое кольцо замкнулось. Матросы в последний раз прочли надпись на борту бронепоезда: «Свобода или смерть». Несколько матросов прошли на большой волжский мост и стали развинчивать рельсы. В молчании снимали орудийные и пулеметные замки. Молча пожали друг другу руки. Открыли регулятор. Бронепоезд тронулся… Первая знаменитая площадка сорвалась и тяжело рухнула с огромного моста вниз.

Еще один источник пишет:
«17 июля оба бронепоезда, на которые очень рассчитывали в обороне города местные партийцы, оставили Мелекесс. В результате боя под Бряндино войсковые части Комуча (антисоветского «правительства» созданного в Самаре после захвата города белочехами) обошли красный заслон, сумели подорвать блиндированный поезд мелекессцев.

22 июля в 9 утра Симбирск был занят войсками белых, диверсионные группы которых подорвали железнодорожные пути на маршруте отхода бронепоезда. Полупановцы отступили к вокзалу - на Киндяковку, выслав оттуда вперед по пути следования отряд пехоты и бригаду ремонтников, чтобы держать железнодорожные пути в надлежащем состоянии. Пытались прорваться к Инзе, вслед за штабом армии, но диверсанты дело свое знали туго, путь был перебит основательно. Полупанов принял решение пустить свою бронированную «игрушку» с насыпи у моста через Волгу...»

Вот что написал об этих событиях сам Полупанов в своих мемуарах с тем же названием «Свобода или смерть», изданных в 1939 году:

«Утром 22 июля готовились снова пойти в атаку, но в это время получили известие, что части симбирского гарнизона оставляют позиции и отходят в разных направлениях, что со стороны станции Чердаклы к Волге продвигаются белочехи.
Атаку мы начали, но она быстро захлебнулась. Нам грозило окружение. Поэтому решили отойти и укрепиться между Винновской рощей и городом. Когда не стало чем стрелять, команда начала отходить к городу.
Бронепоезд стоял под прикрытием холма, в лощине. Возле первой бронеплощадки собрались бойцы. Некоторые стоят, другие присели на траву. Усталые, изможденные и суровые лица: каждый понимает, что подходит конец...
Мы заняли круговую оборону, отбивались от наседавших врагов. Рядом с нами - взорванный мост, широкая Волга... С каждым часом усиливается угроза захвата бронепоезда белыми. Совместно с Самокишем, Васильевым, Гимельштейном, Кравчуком принимаем решение: уничтожить его.
В молчании снимаем замки орудий, разбираем пулеметы. Пустеют вагоны и бронеплощадки. Обращаюсь к Захарову:
- Александр Степанович, сослужи, голубчик, последнюю службу...
Машинист крутит ус, ладонью закрывает глаза, отворачивается.
- Избавь, ради бога, от такого дела!
Тогда зову Селецкого:
- Спусти поезд в Волгу!
Парень тупо смотрит на меня, словно не понимая приказа. Затем, опомнившись, кричит:
- Есть спустить в Волгу! - и направляется к паровозу.
Состав тяжело трогается с места. Бойцы снимают бескозырки, фуражки. В последний раз читают проплывающие мимо дорогие слова: «Свобода или смерть!». Пулеметчик Вася, прихвативший в вагоне свою гармонь, со злостью бросает ее, падает на землю вниз лицом. Плечи трясутся, как в лихорадке.
- Братцы! Погибнем вместе с бронепоездом! - слышу чей-то истерический крик, а затем выстрел.
Оглядываюсь - Леонид Петров падает замертво.
- Трус! - кричу в лицо мертвому Леньке и, повернувшись к другим бойцам:
- Не сметь этого делать!
Селецкий спрыгивает с паровоза, когда состав уже входит на мост. Гудит первая уцелевшая ферма...На миг бронеплощадка повисает в воздухе, затем падает вниз. За нею с грохотом и железным скрежетом летят паровоз, вагоны...
Огромные фонтаны и мириады брызг поднимаются вверх. Расступается и вновь смыкается бурлящий водоворот, расходится широкими кругами...»

Далее история бронепоезда становится еще более загадочной - чехословаки то ли подняли затонувший, по свидетельству Полупанова, бронепоезд, то ли, скорее всего, захватили его брошенным - во всяком случае, фотографии чехословаков свидетельствуют в пользу второй версии:



Состав был отремонтирован и модернизирован - после того, как были израсходованы все 57-мм снаряды к пушкам Норденфельда, орудия "Заамурца" заменили стандартными трехдюймовками образца 1902 года.



С новой артиллерией, «Заамурец», ставший теперь именоваться «Orlik I», патрулировал Транссибирскую железнодорожную магистраль, сражался с красными партизанами на Дальнем Востоке, откуда с остатками Белой армии ушел в Китай.

"Орлик" с прицеплённым "Заамурцем" патрулирует железную дорогу



Как пишет Тимофеев В.А. в своих воспоминаниях:
В 1956 году в Евпатории умер командир легендарного бронепоезда «Свобода или смерть!» Андрей Васильевич Полупанов.
Он оставил нам волнующий рассказ о своей революционной деятельности. Эта небольшая книжечка была впервые издана в 1939 году Военно-морским издательством и затем неоднократно переиздавалась.

Источники:

забытая история, 1918, гражданская война, загадки истории, история

Previous post Next post
Up