Бронеавтомобили чехословацкого легиона

Feb 26, 2019 13:05

Немалую роль в военных успехах чехословацкого легиона в наших краях, в частности - при взятии Самары, сыграли бронеавтомобили.

О том, откуда они появились у чехословаков, которым по условиям соглашения, подписанного 26 марта 1918 года в Пензе представителями СНК РСФСР, ЧСНС в России и Чехословацкого корпуса, полагалось лишь "известное количество оружия для своей самозащиты от покушений со стороны контрреволюционеров", и пойдёт сегодня рассказ.

27 марта в приказе по корпусу № 35 определялся порядок использования этого «известного количества оружия»:
«В каждом эшелоне оставить для собственной охраны вооружённую роту численностью в 168 человек, включая унтер-офицеров, и один пулемёт, на каждую винтовку 300, на пулемет 1200 зарядов. Все остальные винтовки и пулемёты, все орудия должны быть сданы русскому правительству в руки особой комиссии в Пензе, состоящей из трёх представителей чехословацкого войска и трёх представителей советской власти…»

28 мая 1918 года чехословацким легионерам на станции Пенза удалось захватить поезд, перевозивший три бронированных автомобиля.



В Пензу прибыл эшелон с тремя броневиками.
Поездом управляли красные китайцы, и чехословаки пытались купить у них броневики на «прогулках» после остановки поезда.
Попытка подкупа не удалась, и полковник Швец послал пятую роту, которая окружила поезд и без единого выстрела захватила поезд, под угрозой применения оружия с захваченных броневиков взяв китайцев в плен.
Тем временем чехословацкие эшелоны были обстреляны большевистской артиллерией.
Обстрел вёлся в течение всего дня, но огонь не нанес практически никакого ущерба, поскольку большевики, по всей видимости пьяные или необученные, не смогли попасть в станцию, их снаряды только разбили склады вокруг путей.

Самым крупным из захваченных броневиков оказался автомобиль Гарфорд-Путилов, изготовленный в России на основе американского аналога.
Несмотря на то, что автомобиль был не на ходу, он обладал необычайно грозным оружием в виде пушки обр. 1910 года калибра 76,2 мм, расположенной во вращающейся башне.
Этот автомобиль, носивший имя «Грозный», помог чехословацким легионерам на следующий день захватить Пензу, а затем стал частью импровизированного бронепоезда 4-го полка Чехословацкого легиона.

Бронеавтомобиль "Гарфорд-Путиловский" ("Грозный") в составе импровизированного бронепоезда"Грозный" 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка чехословацкого Легиона.


Фото с сайта valka.cz.

"Гарфорд-Путиловский" ("Грозный") имел на вооружении трёхдюймовое орудие на поворотной платформе:


Броневик на платформе в районе Инзы, 1918 год, фото из чехословацкого архива:



Вторым броневиком был Остин (Austin), временно собранный (как это было тогда принято) из разных частей нескольких поврежденных броневиков - в данном случае 1-й и 2-й серии, и имевший только одну вместо двух пулеметных башен.

Чехи осматривают в Пензе захваченный "Остин" с одной башней:



Он также участвовал в боях за Пензу и позднее под именем «Juráš» стал важной опорой легионеров, также со своим пулеметом став частью бронепоезда.

Импровизированный бронепоезд 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка ("Орлик") с бронеавтомобилем "Austin" Mk-I/2 (однобашенный) на платформе.


Фото из дневника Josefa Hyláka, чешского легионера 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка.

В настоящее время в Чехословакии можно увидеть удачную копию «Juráš», принимающую участие в мероприятиях Чехословацкого легионерского сообщества.

Третьим экземпляром бронеавтомобиля, попавшим в руки легионеров в Пензе, был Fiat Armstrong-Withwort (носивший название "Адский").
Но он прослужил совсем не долго и был полностью разрушен 31 мая 1918 года, когда в составе легионерский поезда «Орлик» принял на себя удар во время столкновения с большевистским составом, пущенным на таран.

Один из броневиков "Орлика", поврежденный "сумасшедшим большевистским локомотивом" у ст. Обшаровка. Фото отсюда:



Во время этого столкновения броневик Fiat Armstrong-Withwort «Адский» был полностью разрушен, а  "Остин" с фото ( Juráš) - только повреждён.

Тем не менее, легионерам вскоре попала в руки сначала еще одна машина этого типа, а затем и вторая - на этот раз стандартные двухбашенные Остин-Путилов.

Легионеры на Дальнем Востоке использовали и другие типы бронеавтомобилей - по крайней мере, один Fiat-Ижорский, уникальный гибрид автомобиля и дрезины Benz, а также "волшебный" (то есть с невероятной проходимостью) автомобиль «Джеффери - Поплавко», в задней части которого было достаточно места для перевозки нескольких пехотинцев.

...летом 1918 года один «Джеффери» из числа действовавших на Восточном фронте был захвачен у красных бойцами Чехословацкого корпуса. Получив имя «Janošík», он в течение 1918-1919 годов использовался против его бывших хозяев

Хотя легионерам, вероятно, принадлежали другие транспортные средства, они не взяли ни одного из них домой; в конце концов они продали их всем белогвардейцам.

Источники:

забытая история, давайте разберемся, 1918, гражданская война, загадки истории, история

Previous post Next post
Up