О мозге и поэзии

Mar 09, 2015 20:03

Запишу некоторые полученые из интернета сведения на тему, как наш мозг воспринимает стихи.  Оказывается, нейрофизиологи этот вопрос уже довольно давно изучают. Известно, что за речь и обработку символьной информации отвечает левое полушарие мозга, а за невербальную и образную информацию - правое. Однако, выясняется, что стихи, в отличие от прозы, воспринимаются в значительной степени правым полушарием.

Повреждение правого полушария (в результате инсульта, травмы или опухоли мозга) приводит к утрате творческого потенциала не только у музыкантов и артистов, но и у поэтов (оперирующих только словами). Поэты не теряют способности к версификации (т.е. имитации стихосложения), но дух поэзии из этих стихов уходит...И наоборот, есть клинические наблюдения, что лица с афазиями вследствие поражения левого полушария, неспособные произнести в обиходе ни одной связной фразы, иногда сохраняют способность к пению песен или оперных арий. (1)

Британские ученые провели эксперимент с 13 добровольцами, мозговая активность которых анализировалась во время чтения прозы различного типа и стихов светил британской поэзии. Сравнивая поэзию и прозу, ученые нашли доказательство того, что стихи активируют области мозга, такие как кора задней части поясной извилины и медиальных височных долей, которые связаны с самоанализом.Специалисты обнаружили, что высокая поэзия приводит мозг в состояние избыточного возбуждения. Обработав какое-нибудь необычное слово или выражение, мозг человека не возвращается в первоначальное состояние. В нем сохраняется добавочный нервный импульс, заставляющий продолжать чтение. Ученые поясняют, что при чтении поэзии активировалась зона мозга, связанная с автобиографической памятью. Человек при этом форматировал пережитый опыт в соответствии с полученными впечатлениями. Авторы исследования отмечают, что переписанные обычным языком «Отелло», «Макбет» и «Король Лир» не вызывали никакого усиления активности мозга. (2)

Так что вот и ответ на вопрос, как отличить стихи от не- стихов: нужно просто измерить активность мозга при чтении. Ну и еще нейрофизиологи отвечают  на вопрос, зачем нам нужна поэзия.
Метрические формы образуют структуру с повторяющимися элементами, воспринимаемую правым полушарием мозга, в отношении же языковом поэзия, как полагают, воспринимается и перерабатывается левой височной долей. Если эта гипотеза верна, то стихотворный размер - это, помимо прочего, средство привнесения правополушарного начала в деятельность левого полушария, направленную на понимание речи. Иными словами, это способ соединения наших лингвистических способностей с гораздо более древним даром распознавания пространственных образов...Поэзия усиливает взаимодействие между двумя потоками упорядочения информации - левополушарным (временным) и правополушарным (пространственным); она помогает добиться того слитного объемного видения мира, которое зовется у нас "истинным пониманием". (3)

сознание

Previous post Next post
Up