Понимаю, что люди заинтересованные знают об этом авторе уже давно (только я, как всегда, опаздываю), а остальных я вряд ли заинтересую, но все-таки напишу. Литературное наследие Леонида Липавского (1904-1941) невелико, самое известное, на цитаты из которого случается натыкаться - это "
Разговоры", запись бесед чинарей (обэриутов) Д.И. Хармса, А.И. Введенского, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Олейникова, Я.С. Друскина и самого Липавского, которого считают теоретиком ОБЭРИУ.
Липавский петербуржец, по образованию философ, и его произведения можно считать филисофскими, но это своеобразное ответвление от традиционной философии. Вот что он пишет в "Разговорах": "Л.Л.: Этим и неприятны были философские книги, что писавшие их считали себя владельцами царства идей, отделенного от всего остального мира. И ты тоже боишься соединять основные мировые принципы с конкретными вещами, протянуть между ними ниточки. Конечно, легче говорить общими формулами настолько широкими, что в них только на какую-то долю есть правильность. Но мне хочется достичь точности". Рассуждает эта компания о тех явлениях, которые представляются им самыми важными: время и простраство, жизнь и смерть, язык и творчество и т.п. Поскольку все участники бесед люди неординарные, то и мысли он высказывают хоть и спорные ("Д. X.: Наше общество можно вернее всего назвать обществом малограмотных ученых"), но нисколько не банальные. Многое сформулировано настолько прекрасно, что хочется выучить наизусть и затем при случае цитировать. Вообще мышление у Липавского в большей степени поэтическое, чем философское, хотя стихи он не писал. Не удержусь еще от одной цитаты из "Разговоров":
"О неврастении.
Что такое неврастения? Постоянное затаенное беспокойство, точно внутри что-то сведено судорогой, окаменевшая готовность к защите. Прежде я думал: ее можно лечить только одним, счастьем. Но ведь счастье присутствует и в веществах и в силах.
Обычно думают: человек, это его тело. Но это все равно, как если бы весовщик думал: весы, это та чашка, с которой я имею постоянно дело, на которую я кладу гири; на самом деле, весы, это отношение обеих чаш. Человек, это отношение тела и мира, он опирается как бы на две волны. Их взаимное покачивание и есть человек.
Я говорю это к тому, что выпрямлять покачивание можно с разных сторон.
Природа лечит неврастению, и воздух, и вода, получается как бы продувание человека, его кровеносных сосудов, его дыхательных и прочих трубочек. И короткая легкая дремота, когда дыхание удлиняется, и невесомость при плавании, и широкое разнообразное пространство, и музыка, и массаж, вообще всякий ритм. Почему работа лечит неврастению?- Она выводит человека из застоявшегося рукава воды в русло, возобновляет обмен сил человека с миром".
Прочитав "Разговоры", стала искать другие произведения Липавского. Читать on-line можно еще его философское эссе "
Исследование ужаса". И почти все его дошедшие до нас рукописи опубликованы в прекрасном двухтомнике "...Сборище друзей, оставленных судьбою" ("чинари" в текстах, документах и исследованиях", том 1 - Л. Липавский, А. Введенский, Я. Друскин, том 2 - Д. Хармс, Н. Олейников), можно скачать с торрента в divu формате. Там есть еще несколько философских текстов Леонида Липавского, многие из которых впервые опубликованы в этом сборнике. Жанр не берусь определить, чем-то напоминает "Опыты" Монтеня, чем-то даже некоторые записи в ЖЖ. Приведу еще несколько цитат из Липавского, вдруг кто-нибудь все-таки заинтересуется:
"Мысль есть поступок, не выходящий за пределы индивидуальности, внутренний поступок".
"Искусство - иерархия ритмов".
"Никто никогда не жил ни для себя, ни для других, а все жили для трепета".
"Внутри мгновения нет времени".
"Солнечные часы или прилив и отлив дают природный ритм, часы со стрелками - абстрактный ритм, т.е. не совпадающий с жизнью. Поэтому люди, жившие по солнечным часам, чувствовали внутреннюю необходимость жить в этом ритме и меньше ощущали толчки времени об их жизнь, были счастливее".
"При скуке душа мечется как бабочка, бьющаяся бесплодно о стекло, не понимающая, что же мешает ее свободе".
При этом Липавский был вполне встроен в окружающую реальность. Он был автор нескольких детских книг, которые печатал под псевдонимом Леонид Савельев: "Штурм Зимнего", "Часы и карта Октября", "Рассказы о мировой войне" и т.п. О детских книгах Липавского можно узнать
здесь.
Во время войны был военым корреспондентом газеты "Сталинская вахта". Пропал без вести под Петергофом в сентябре 1941 г.