1950-е. Массовое потребление консервированных продуктов. Для людей западно-европейской культуры это стало в духе времени. Выбор был огромный. С этого момента металлические, стеклянные, бумажные, пластиковые упаковки с готовой едой стали занимать всё больше места на полках в немецких магазинах.
1958 г. Первое готовое блюдо в Германии из консервной банки - равиоли в томатном соусе. Компания Магги предлагала, открыв баночку, перенестись в волшебное путешествие по Южной Италии. Заманчиво!
С 1958 по 1962 г. в Германии в 2 раза увеличилось потребление консервов на душу населения, с 4 до 8 кг в год. В год компания Магги стала выпускать 30 млн. банок с готовыми равиоли.
Также с начала 1950-х появились бумажные пакетики с супами быстрого приготовления. Не нужно ничего резать, строгать, по часу стоять у плиты. Уже через 3 года продаж, с 1951 по 1953, пакетики с супами были в 2 раза популярнее, чем бульонные кубики.
1953 г. В Германии стали всё чаще покупать домашние телевизоры и, как следствие, их всё чаще стали смотреть домохозяйки, а значит для них появились кулинарные передачи. В том числе немецких женщин познакомили с быстрой американской кухней. Гавайский тост, с кольцом консервированного ананаса, стал классикой домашнего перекуса.
В начале 1952 г. среди немецких домохозяек провели опрос, оказалось, что треть из них недавно покупала упаковку нарезанного сыра для тостов.
1960-е, эпоха глубокой заморозки. В середине 1950-х на первой гастрономической выставке
Anuga в Кельне (это до сих пор крупнейшая и наиболее важная в мире выставка продуктов питания и напитков) были представлены продукты глубокой заморозки. Но это был провал, поскольку частные клиенты не могли купить такие продукты, их негде было хранить. И как только в 1960-х появились домашние холодильники с морозильной камерой, на такие продукты начался спрос.
В начале 1960-х холодильник был в домах у 52% немцев. В 1955 - у 10%, в 1958 - у 20%.
1959 г. Появились рыбные палочки глубокой заморозки. С тех пор размер палочек не изменился - 2,6 х 1,1 х 9 см. Сейчас в среднем каждый житель Германии в год съедает 27 рыбных палочек. Я их совсем не ем. Кто съел мои?
1970 г. В супермаркетах появилась замороженная пицца. это была "Pizza alla Romana" от австрийской компании Dr. Oetker. К концу 1970-х этот производитель увеличил продажу замороженной пиццы в 10 раз.
С 1990 по 2019 г. продажи замороженной пиццы неуклонно растут. Ежегодное потребление на человека выросло с 3 до 13 упаковок в год. Я не ем замороженную пиццу. Значит кто-то съел за меня в 2 раза больше.
В конце 1950-х на рынке Канады появились палочки замороженного картофеля. В наши дни они тоже плотно вошли в рацион повседневного питания жителей Германии. Например, в первую половину 2020 г., когда был локдаун, продажи замороженного картофеля в Германии выросли на 18%, это 168 млн. упаковок.
1970-е, эпоха фаст-фуда. Все чаще в домах в Германии стали появляться микроволновки, а в магазинах - специальные полуфабрикаты для приготовления в них. Параллельно с этим в Германии появились McDonalds, Burger King и прочие продавцы готовой еды. Они очень быстро открыли филиалы по всей Германии.
Первая модель микроволновки 1947 г. была огромной - 1,8 м в высоту и весом 340 кг. В 1960-х она уменьшилась до привычных нам сегодня размеров.
В 2021 г. у 74% жителей Германии дома была микроволновка.
В 1971 г. в Мюнхене открылся первый McDonalds, в 1976 г. в Берлине - первый Burger King. С тех пор они стали быстро развивать свою сеть. В 2022 г. у первого было 1 432 филиала, у второго - 750 филиалов в стране.
Сейчас среди тех жителей Германии от 14 лет и старше, кто хотя бы раз в месяц посещает заведения фастфуда: 30% ходят в McDonalds, 16% - в Burger King, 12% - в Nordsee (продукты из замороженной рыбы), 10% - в Subway, 6% - в KFC.
В 1958 г. японец Momofuku Ando изобрел блок азиатской лапши со смесью специй, которую можно было просто залить кипятком. Позднее этот азиатский тренд пришел в Германию: в 2017 г. было продано 240 млн. порций, в 2018 г - 320 млн, в 2021 г. - уже 390 млн.
Сейчас среди новых фаст-фуд продуктов - веганские продукты питания, которыми можно перекусить на ходу или в машине.
Сейчас эти виды продуктов быстрого приготовления регулярно едят взрослые жители Германии:
54% - базовые продукты глубокой заморозки, 43% - готовые блюда глубокой заморозки, 31% - еда в стиле "просто добавь воды", 24% - консервы с готовыми супами и вторыми блюдами, 15% - продукты для приготовления в микроволновке.
Материалы по теме:
-
Харви Уайли и американская история борьбы за качественную еду в конце 19 в.
-
Как создаются современные дешевые продукты питания, в том числе продукты для веганов.
-
Фильм "Гипермаркеты, падение империи".
-
Калорийные бомбы и их здоровые альтернативы.
-
Путеводитель Slow Food по немецкой региональной кухне.