О кумирне князя Владимира.

Mar 01, 2021 11:28

М. Л. Серяков в своей монографии "Богини славянского мира" (М. : Вече, 2014. С. 6), говоря о языческом пантеоне князя Владимира, употребляет выражение "перечень богов Древнерусского государства". По-моему, это очень верное и корректное выражение: не богов древних славян, а именно - Древнерусского государства, богов древнерусских "чиновников" и " ( Read more... )

Древняя Русь, Перун, Мокошь

Leave a comment

Comments 6

1967itta March 1 2021, 09:23:23 UTC
По моему мнению, культ Мокоши был древнейшим и центральным у подавляющего большинства древнего населения от Балкан и Дуная до волжских степей и дальше. Имена богинь - это эпитеты, разного характера. Мокошь, в частности, - это великая прядильщица, собирательница, ткущая мировое полотно, соединительница всего. Подобно тому, как Куделиха (прядильщица) соединяет нити пряжи в покров, Святая Кума соединяет все элементы для образования мира, объединяет, в том числе нити человеческих судеб в едином полотне рода, племени и дальше. Мокош - это образ Родины Матери буквально и в абсолютной полноте, Той, что все собирает и все дает, и укрывает своим Покровом, и зовет на защиту.

Reply

ltraditionalist March 1 2021, 09:28:42 UTC
Если эпитет "Мокошь" понимать как "мокоша", то есть лягушка, то тогда - да, изображения лягушек находят на стоянке Лепенски Вир, а это значит, что она почиталась в Старой Европе ещё до "неолитической революции"

Reply

1967itta March 1 2021, 12:27:33 UTC
А зачем Мокошь понимать как лягушка? Если лягушку и называли где-то мокошей, то это ни разу не значит, что имя богини от названия этой твари. Обратная зависимость да. Тем более, что сказка есть, где Царь-девица оборачивается лягушкой, как раз. В основе древнейшего сказания религиозный миф о Деве-кудеснице, повелительнице стихий. Но это все на обочине совсем, в любом случае. Господствующая в официальной истории теория о Великой Прядильщице выдвинута Ивановым В.В. и поддержана всем официозом советской науки. Они оперировали сказанием о прядении, как священно-действии, с которым Мокошь связана неразрывно в сказаниях и обрядах, о святом делании (кудель - пряжа, кудельцы - спицы, куделиха - пряха, священно-делиха, Кума - святая Ма. И это тот редкий случай, когда я с ними согласен почти. Их оппонент Рыбаков считал что МА-кош - это Мать-судьба и он тоже прав. Корень Кош - это и судьба, и сума первично, и дом вообще. От этого корня: и кошелка действительно, и кошель и и кошевой атаман (общий, соединитель). Рыбаков считал Макошь верховным ( ... )

Reply


(The comment has been removed)

ltraditionalist March 2 2021, 04:40:46 UTC
Да, Перкунас - у балтов, Парджанья - в ведийской мифологии. Но при этом в язычестве царит многобожие. И если Добрыня поставил идол Перуна, это лишь значит, что он установил свой культ, и не более того. Добрыня "кадит" Перуну, а где-то рядом, допустим, поклоняются берегиням. И в язычестве, как правило, такое положение считается нормальным (если государство не вмешивается).

Так что здесь надо смотреть прежде всего на количественные параметры: сколько людей поклонялись Перуну, какой процент "перунобожники" составляли от всего населения Древней Руси. Ну и я сильно подозреваю, что они никогда не составляли большинство народа, поскольку не может весь народ всё время заниматься военным делом, как Добрыня.

Reply

(The comment has been removed)

ltraditionalist March 2 2021, 18:39:51 UTC
Да, Один в германо-скандинавской мифологии является верховным богом. Но, как мы знаем, в договоре 971 года русы клялись Перуном. Подчеркнём, что все русы были вооружёнными дружинниками. Стало быть, Перун у русов был тем же, чем Один у норманнов. По сути, это один и тот же бог. Как, например, Зевс у греков и Юпитер у римлян.

Reply


Leave a comment

Up