"Повсеместно в Тропической Африке правитель считался владельцем и опекуном земли и обладал правом распоряжения ею. Соответственно в мифологии подчёркивалась генеалогическая связь царствующего рода с местными божествами - тотемами, и это находило отражение в изобразительном искусстве. Организация государственной власти предполагала должность соправительницы - царицы-матери или царицы-сестры со значительными политическими и ритуальными функциями, в первую очередь - в области толкования права. Правитель и царица-соправительница окружались таинственностью и жили отстранённо от народа. Во время дворцовых церемоний на лицо правителей надевался убор в виде завесы. Правителя иносказательно называли «леопард», «лев», «слон» и т.д., он иногда изображался в виде леопарда или другого псевдототемного царского существа (Бенин, Дагомея, Конго). Царица-мать в государстве Луба называлась М'Фьяма, или Скрытая. Прародительница, олицетворение семьи, также могла изображаться в виде черепахи. <...> В государствах Луба, Куба, Лунда (на юге) создавались статуи царей и их соправительниц, троны с кариатидами - фигурами женщин, чьё суверенное право на страну воплощалось в троне. <...> Символика и эмблемы в произведениях искусства подчёркивали священный характер царской власти и особы царя, подтверждали законность сана. <...> Сиденья - троны для правителя и царицы-матери вырезались по специальному канону и представляли часть священных царских регалий. <...>
В царском роду счёт родства и наследование царской власти велись по линии матери: от дяди к племяннику - сыну сестры. Или, исходя из более глубинных связей, - от бабушки к внуку, сыну старшей дочери. Само имя царской жены раскрывает её общественное положение; n'gudi или n'guadi на киконго обозначает мать и сестру. Этим же термином называют сестёр матери и их детей, вообще всех матрилатеральных родственников. Основное значение n'gudi - «сердце, середина, ядро». Но этот термин также означает «род с матрилинейным счётом родства». Отсюда n'gudi za bantu - предки, под которыми имеются в виду предки матери.
Царская сестра-жена обладала значительными правами как в правящей семье, так и в государстве. «Существование Нгаади а-Мвааш (так в тексте. - И.С.) имело политический аспект, - пишет конголезская исследовательница Мутатайи. - В царстве она играла важную роль правительницы - матери народа, особенно при принятии важных решений. Она пользовалась благоговением и уважением». Поэтому маска жены - отправительницы Вуут, матери народа - и участвует в празднествах, посвящённых основанию государства.
В ноябре 1993 г. в музее Даппера в Париже открылась выставка резной скульптуры балуба. Её экспонаты были представлены многими музеями мира. Собранные на ней троны чёрного дерева состоят из фигур кариатид, которые поддерживают сиденье; каждому трону соответствует набор царских регалий с реалистическим изображением той женщины, фигура которой вырезана в троне. Резные портреты прекрасных женщин - не дань искусству. Для каждого царя в качестве кариатиды трона вырезалась женщина из правящего матрилинейного рода - та, которой правитель был обязан своим вступлением на трон.
По праву балуба, основу власти мужчины составляло изначальное право на землю его матери, сестры прежнего правителя, старшей дочери предшествующей царицы-матери, обожествлённый дух которой почитался хранителем царства. Существовала презумпция, что мать делегировала старшему сыну (племяннику прежнего царя) право на управление государством. Поэтому царицу-мать и изображали держащей сиденье трона. Это была зафиксированная в самом троне норма передачи власти по женской линии и одновременно портрет властительницы, почитавшейся источником царского права на трон.
Сакральному трону с изображением божественного предка-хранителя, трону, воспринявшему священную субстанцию царя, в его отсутствие поклонялись как символу государства, власти, царскому символу" (Цит. по: Синицына И. Е. В мире обычая. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. С. 7, 8, 17).
Интересно, что символом древнеегипетской богини Исиды был царский трон, поэтому его часто помещали на её голове.
И вообще, африканские традиции передачи власти очень сильно напоминают древнеегипетские традиции.
Но здесь крайне интересно, что в Древнем Египте земля ассоциировалась не с Матерью, не с Богиней, а с богом Гебом! Вот он, чёрный Та-Кемет лежит на земле под Богиней.
Уникальный случай в мировой мифологии, когда земля отождествляется не с богиней, а с богом. Это прямо какой-то революционный переворот, может быть совершённый египетскими жрецами для легитимации прав фараонов на владение землёй.
И ещё надо сказать об одном древнеегипетском культурном феномене, выводящем Древний Египет за рамки матриархальных неолитических культур. Это демонстрирование фаллоса.
Ничего подобного мы не видим в крито-минойской культуре. Это явный признак утверждающегося патриархата.