Я. Вансина справедливо считает, что в Африке почти никогда не существовало искусства для искусства.
Под тем же углом зрения можно взглянуть и на пещерное искусство верхнего палеолита.
Очевидно, оно неразрывно связано с проведением каких-то ритуалов, о которых мы ничего не знаем. Изображения наносились на стены пещер либо в ходе приготовления к ритуалу, либо в процессе самого ритуала.
Уже само расположение первобытных "картин" в пещерном мраке, в труднодоступных местах, исключает мысль о стремлении художника прославиться: "дай-ка я нарисую, а они все увидят и ахнут".
Где-то примерно так же расписываются стены православных храмов. Росписи связаны с евангельским сюжетами и теми ритуалами, которые происходят внутри храма. Они являются "антуражем" церковных таинств.
Наверно, и пещерная живопись была в своё время "антуражем" каких-то мистерий, "во глубине сибирских руд", только об этих ритуалах мы ничего не знаем и можем лишь строить гипотезы.